БеспризорностьБЕСПРИСТРАСТНОСТЬ

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская

Найдено 3 определения термина БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Беспризорность детская

социальное явление, заключающиеся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий и крайней нужды родителей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская

отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Причины Б. носят социально-экономический характер. Б. возникает в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту Б. способствуют экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация, а также конфликтная обстановка в семьях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми и пр. Б. неизбежно сопутствуют тяжелые социальные последствия: рост правонарушений, преступность несовершеннолетних, детская проституция (см.Проституция детская), алкоголизм, наркомания. Традиционно помощь беспризорным детям в большинстве стран оказывают благотворительные общества, частные лица и религиозные организации. Наиболее прогрессивные представители научной общественности изучали Б. как социальное явление (Д. Дриль, А. Зак, М. Гернет, С. Позднышев и др.). В России Б. приняла угрожающий характер после 1-й мировой войны и Октябрьской Революции 1917 (к 1922 насчитывалось ок. 7 млн. беспризорных). Проблемами Б. занимались Государственный совет защиты детей (1919, председатель А.В. Луначарский), Наркомпрос РСФСР, комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (1921, Деткомиссия ВЦИК, председатель Ф.Э. Дзержинский), социальные инспекции на местах, "Фонд имени В.И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям" (1924). В 1926 приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР "О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью". Система ликвидации Б. включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, социальную помощь и профилактику Б. Организовывались детские воспитательные учреждения интернатного типа - детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки и пр. Применялись патронат, усыновление, опека и попечительство. До середины 20-х гг. в педагогических кругах шла дискуссия о природе Б. Ряд педагогов и психологов придерживались точки зрения, распространенной также в Западной Европе и Америке, что осн. причины Б. связаны с врожденной дефективностью и психологическими отклонениями подростков. Беспризорных причисляли к дефективным детям и антисоциальным элементам, предлагали воспитывать их в закрытых исправительных учреждениях. П.П. Блонский в статье "О так называемой моральной дефективности" (1923; Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х тт., т. 1, 1979) выступил с критикой подобных взглядов. Во 2-й половине 20-х гг. было признано, что беспризорные дети - это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экономических обстоятельств вынужденные самостоятельно бороться за свое существование. Беспризорные дети отличались от своих сверстников из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к наркотикам, алкоголю и т.п., некоторые из них преждевременно начинали половую жизнь. Опытные педагоги стремились создавать беспризорным детям максимальные возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной творческой деятельности. Успешный опыт работы был накоплен в Колонии им. М. Горького и Коммуне им. Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (М.С. Погребинский), Школе им. Ф.М. Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский) и школе-колонии "Красные зори" (И.В Ионин) и др. К середине 30-х гг. массовая Б. была в основном ликвидирована. Опасность Б. вновь возникла в годы Великой Отечественной войны, но благодаря своевременным мерам была быстро ликвидирована. В 50-60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с Б. покончено еще в 19 в. Однако в конце 20 в. возник феномен новой волны Б. (т.н. дети улиц). Особенность современной Б. в том, что к ее причинам добавились урбанизация и техническая цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию населения в города, разрастание городов, а вследствие этого - неуправляемость городской инфраструктуры, а также распад семьи, тяжелое положение женщины, неудовлетворенность потребностей детей и молодежи в образовании. В последние 10 лет в России произошло снижение реального уровня социально-правовой и экономически обеспеченной защиты детства и как следствие - рост Б. (по некоторым данным к концу 2000 насчитывалось св. 2 млн. беспризорных детей). Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни. Постоянный страх перед окружающей средой в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в к.-л. группах (шайках, бандах и т.п.), где дети также часто подвергаются эксплуатации (в т.ч. сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие группы представляют собой серьезную опасность для общества. Ликвидация и профилактика Б. требуют гуманного подхода к личности на основе сотрудничества и координации усилий государственных, общественных и частных организаций. Во мн. государствах наряду с общими социальными существуют специальные попечительские программы. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведет ЮНИСЕФ. Опыт мн. стран показал, что традиционные меры профилактики Б. (создание специальных воспитательных учреждений: детских домов, приютов и т.д.), а также содержание беспризорных детей, совершивших к.-л. проступки, в закрытых учреждениях не приносят ожидаемого результата. Осн. мерами профилактики Б. должны быть усыновление, опека и попечительство, и только при невозможности обеспечить ребенку семейное воспитание альтернативой ему могут выступать воспитательные учреждения, способные воссоздать условия воспитания, близкие к семейным, адаптацию детей к нормальной жизни в обществе (семейные детские дома, общины, детские деревни и др.). Ликвидировать проблему Б. способно только общество, ставящее ребенка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности. — общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Безнадзорность,Проституция детская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская

отсутствие у детей и подростков семейного или гос. попечения, пед. надзора и нормальных условий жизни. Причины Б. носят социально-экон. характер. Б. возникала в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту Б. способствовали экон. кризисы, безработица, нужда и дет. эксплуатация. Б. как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, дет. воспитат., уч. заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в т. ч. злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, к-рые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Б. неизбежно сопутствуют тяжелые социальные последствия: рост правонарушений, преступность, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.

Помощь беспризорным детям традиционно в большинстве стран оказывали благотворит. об-ва, частные лица и религ. организации. В период 1-й мировой войны и в первые годы после нее мн. гос-ва в связи с ростом Б. издали законы об охране детства и защите детей — жертв войны. Аналогичный проект, выработанный в дорев. России, силы закона не получил.

Проблема охраны и защиты детства, ликвидации Б. как следствия войн, хоз. разрухи, голода была выдвинута в РСФСР на первый план. В 1919 был создан Гос. совет защиты детей (пред. А. В. Луначарский), в к-рый вошли представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения и труда. С 1920 дело охраны детства сосредоточилось в Наркомпросе РСФСР, объединившем меры социальной защиты, помощи и социального воспитания детей. В 1921 образована комиссия по улучшению жизни детей при ВЦИК (Деткомиссия ВЦИК, пред. Ф. Э. Дзержинский) и издан декрет об организации дет. социальной инспекции, на к-рую возлагалась работа по борьбе с Б. на местах. К 1922 Б. в стране приняла угрожающий характер (ок. 7 млн. беспризорных). Сов. гос-во выделило на ее ликвидацию большие средства, к-рые составлялись из ассигнований гос. и местных бюджетов. В финансировании участвовал также «Фонд имени В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» (осн. в 1924 на добровольные отчисления рабочих и крестьян). Было создано добровольное об-во «Друг детей» (1924).

В целях законе дат. оформления системы социально-правовой защиты несовершеннолетних детей декрет ВЦИК и СНК (1926) утвердил Положение о мероприятиях по борьбе с дет. беспризорностью в РСФСР, изданы законодат. акты в др. республиках. Пост. ЦИК и СНК СССР (1926) «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» определило меры по созданию благоприятных условий для развития деятельности учреждений и орг-ций, ведущих эту работу, а также по трудовому обучению и устройству беспризорных детей.

Система ликвидации Б. включала выявление и контроль за безнадзорными детьми, неблагополучными семьями, охрану прав ребенка, социальную помощь и профилактику Б. Для бесприютных детей организовывались столовые, ночлежные дома, приемно-распределит. пункты. Осн. формой борьбы с Б. стали дет. воспитат. учреждения интернатного типа — детские дома, трудовые коммуны, школы-колонии, школы-коммуны, дет, городки, готовившие своих воспитанников к трудовой и общественно полезной деятельности. Широко применялись патронат, усыновление, опека и попечительство.

В первые годы сов. власти (вплоть до сер. 20-х гг.) в пед. кругах шла дискуссия о природе Б. Ряд педагогов и психологов придерживался точки зрения, распространенной также в Зап. Европе и Америке, что осн. причины Б. связаны с личными особенностями подростков, их врожденной дефективностью и психол. отклонениями. Беспризорных причисляли к дефективным детям, называли антисоциальными элементами. Соответственно предлагались системы и принципы их воспитания в закрытых учреждениях тюремного типа, преим. с помощью мер наказания и принуждения. П. П. Бланский в 1923 в статье «О так называемой моральной дефективности» (Избр. пед. и психол. соч. в 2 тт., т. 1, 1979) дал таким пед. взглядам исчерпывающую критику. Его поддержали Моск. , психиатры. В 2-й пол. 20-х гг. было признано, что беспризорные дети — это в большинстве нормальные подростки, в силу социально-экон. обстоятельств оказавшиеся на улице и вынужденные самостоятельно бороться за свое существование. Они отличаются от детей из нормальных семей более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, привычками к искусств, возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.). Нек-рые из них преждевременно начинали половую жизнь. Вместе с тем у таких детей наблюдались хорошая физич. закалка (хотя у определенной части беспризорников присутствовали туберкулез, наследств, сифилис, а также болезни, сопутствующие голоду и нищете, — чесотка, тиф и др.), выносливость, точность восприятий, смелость, активность, солидарность в групповых действиях. Эти качества опытные педагоги использовали в работе с беспризорными детьми и правонарушителями, создавая им макс, возможности для нормального развития, проявления самостоятельности, инициативы, полезной деятельности. Одним из наиб. действенных средств воспитания являлся творч. труд (в т. ч. на произ-ве, в с. х-ве, в интеллектуальной области и др.). Успешный опыт работы был накоплен в Колонии имени М. Горького и Коммуне имени Ф. Э. Дзержинского, возглавляемых А. С. Макаренко, Болшевской трудовой коммуне (руководитель М. С. Погребинский), Школе им. Ф. М. Достоевского (директор В. Н. Сорока-Росинский), в школе-колонии «Красные зори» (руководитель И. В. Ионин) и др. В сер. 30-х гг. дет. Б. была в основном ликвидирована. Опасность массовой Б. вновь возникла в годы Вел. Отеч. войны. По данным органов просвещения, за первые два года войны связь с родителями потеряли почти 200 тыс. детей. Благодаря своевременно принятым мерам проблема Б. была решена. Осиротевшие дети вывозились в тыл, передавались семьям трудящихся на пат-ронирование. Расширялась сеть дет. домов (в 1945 в 5390 дет. домах насчитывалось 650 тыс. воспитанников). Значит. роль сыграла система трудовых резервов. С 1943 создавались спец. ремесл. уч-ща, куда принимались дети погибших военнослужащих и партизан и дети, лишившиеся родителей во время оккупации. С кон. 40-х гг. случаи ухода детей из семьи или дет. воспитат. учреждений, связанные с конфликтными ситуациями, поисками приключений и т. п., объяснялись гл. обр. дет. безнадзорностью.

Б. продолжает существовать большей частью в экономически слабо развитых странах. В 50—60-е гг. считалось, что в индустриально развитых странах с Б. покончили еще в 19 в. Однако в кон. 20 в. возник феномен новой волны Б., проявившийся в проблеме т. н. уличных детей, к-рая привлекла к себе внимание мировой общественности в 1979, накануне Междунар. года ребенка. По оценкам Дет. фонда ООН (ЮНИСЕФ), во 2-й пол. 80-х гг. в мире насчитывалось ок. 30 млн. уличных детей, среди них выделялись группы подростков, сохраняющих нек-рые связи с семьей, а также собственно беспризорные, одинокие дети (св. 30% от общего числа).

В развитых странах число беспризорных детей растет по мере отчуждения, систематич. отторжения их обществом. Характерно, что в странах с действенной системой всеобщего социального обеспечения собственно беспризорных детей почти нет, но имеется довольно значительный контингент уличных детей, покинувших семью по причинам преим. не материального, а нравств. характера. Б. свойственна странам со ср. уровнем доходов населения. По нек-рым оценкам, она наиболее распространена в Лат. Америке (например, в Бразилии, Колумбии, Мексике), хотя, возможно, такое положение объясняется более легким доступом к данным, чем в др. регионах. Специалисты считают, что при сохранении демографич. тенденций в мире число беспризорных детей будет увеличиваться.

Особенность совр. Б. в том, что ее причины — не столько войны и стихийные бедствия, сколько урбанизация и техн. цивилизация, вызывающие усиливающуюся миграцию сел. населения в города, разрастание городов, а вследствие этого — неуправляемость гор. инфраструктуры. Др. важнейшие причины Б. — распад семьи, ее бездуховность, превращение семьи из расширенной в нуклеар-ную, тяжелое положение женщины, а также неудовлетворенность потребностей детей и молодежи в образовании, в приобщении к культуре.

Беспризорные дети не включаются в систему ценностей общества, становятся лишь наблюдателями чужой жизни, теряют свое прошлое, не обретая определенного будущего. Постоянный страх перед физич. расправой со стороны взрослых и сверстников, голодом, болезнью, полицией в свою очередь порождает в детях агрессивность, стремление найти защиту в к.-л. группах (шайках, бандах и т. п.). В шайках, часто находящихся на службе у мафии, дети подвергаются эксплуатации (в т. ч. и сексуальной), втягиваются в преступный бизнес. Такие формирования представляют собой серьезную опасность для общества, поскольку они способны вызвать беспорядки и нарушить нормальную жизнь целых районов и городов.

Ликвидация и профилактика Б. вновь становятся важнейшими обществ. проблемами. Плодотворно решить вопрос. Б. можно только при гуманном подходе к личности на основе сотрудничества и координации усилий гос., обществ. и частных орг-ций. Во мн. гос-вах наряду с общими социальными существуют спец. попечительские программы, объединяющие обществ. усилия в деле помощи беспризорным детям. В 1982 под эгидой Междунар. католич. бюро помощи детям была принята Междунар. программа неправительственных орг-ций по проблемам уличных детей и подростков, ставшая первым шагом на пути создания интернац. сети информации и поддержки социальных работников и учреждений. Большую работу в реализации программ помощи беспризорным детям ведет ЮНИСЕФ.

Опыт мн. стран показал, что традиц. меры профилактики Б. (создание спец. воспитат. учреждений: дет. домов, приютов и т. д.) не всегда оправдывают себя. Не везде число дет. учреждений, условия содержания и воспитания в них соответствуют нормальному уровню жизни детей. Не приносят пользы такие меры, как лишение свободы и содержание в закрытых учреждениях (в т. ч. и в тюрьмах) беспризорных детей, совершивших к.-л. проступки. Как правило, вместо исправления дети под влиянием уголовных элементов в местах лишения свободы приобретают асоциальный опыт и превращаются в потенциальных преступников. Часто в результате у детей происходит задержка физич., психич. и интеллектуального развития.

Осн. мерами профилактики Б. должны быть усыновление и попечение, и только при невозможности обеспечить ребенку семейное воспитание альтернативой ему должны выступать дет. дома, в к-рых воспитат. группы способны частично заменить ребенку семью. Поиски новых форм попечения направлены на воссоздание условий воспитания, близких к семейным, ресоциализацию детей, их адаптацию к нормальной жизни в обществе. С этой целью для детей, нуждающихся в жилье, создаются семейные дома, общины, дет. деревни и др. Уличные дети, еще не полностью порвавшие связи с семьей, объединяются (под руководством педагогов, психологов и др.) в общины для разл. общественно полезной деятельности (трудовой, в т. ч. и на произ-ве, в сфере обслуживания, благотворительной и т. п.), в группы самопомощи и др. Беспризорные дети получают возможность вырваться из уличной жизни, включиться в полезную деятельность. Помогают им в этом социальные педагоги, старшие по возрасту наставники, из к-рых многие — сами бывшие беспризорники. В ряде стран к работе с беспризорными детьми привлекаются студенты (шефство над уличными подростками, помощь кризисным семьям из трущоб, деятельность в общежитиях для бездомных и др.), иногда даже с освобождением от занятий в целях их подготовки к гражд. службе. Ликвидировать проблему Б. может только общество, ставящее ребенка в центр своих интересов и придающее первостепенное значение этике попечения и благотворительности.

Лит.: Лившиц Е., Социальные корни беспризорности, М., 1925; Маро (Левитина М. И.), Беспризорные. Социология. Быт. Практика работы. С предисл. А. Б. Зал-кинда, М., 1925; Гос-во и общественность в борьбе с дет. беспризорностью, М. — Л1927; Утевский Б. С., Борьба с дет. беспризорностью, под ред. Я. А. Перель и А. А. Любимова, М. — Л., 1932; Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по междунар. гуманитарным вопросам, пер. с англ., М., 1990.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская — 0

Найдено научныех статей по теме БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская — 0

Найдено книг по теме БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская — 0

Найдено презентаций по теме БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская — 0

Найдено рефератов по теме БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская — 0