БЕНЕКЕ ФРИДРИХ ЭДУАРД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БЕНЕКЕ ФРИДРИХ ЭДУАРД
1798-1854) немецкий психолог и педагог. Преподавал в Берлинском и Геттингенском университетах. В России наиболее известны его педагогические идеи о духовной жизни, о равенстве врожденных способностей детей и педагогическом руководстве их развитием и др. Осн. педагогический труд "Руководство к воспитанию и учению" (т. 1- 2, 1835-36) на русский язык переведен Н.Х. Весселем (1871-72).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БЁНЕКЕ Фридрих Эдуард
17.2.1798, Берлин, — 1.3.1854, там же), нем. психолог и педагог. Изучал богословие в Галле и философию (с 1817) в Берлине. Филос. воззрения формировались под влиянием идей Ф. Шлейермахера. В 1820—22 и с 1827 читал лекции по философии в Берлинском ун-те, в 1824—27 — в Геттингенском. Осн. филос. наука, по Б., — эмпирич. психология, базирующаяся на анализе фактов самосознания. Вслед за И. Ф. Гербартом критиковал теорию абстрактных душевных способностей и считал, что психология должна исследовать душевные явления во взаимной связи, разлагая их на простейшие составные части и выявляя осн. закономерности их образования. В отличие от Гербарта, исключал применение точных методов в психол. исследованиях. Педагогику рассматривал только как прикладную психологию, подчеркивая, что все цели и задачи воспитания и обучения заключаются в правильном развитии психич. продуктов и форм. Отводил учителю решающую роль в уч. процессе; в трудах много внимания уделял подготовке учителей.
Взгляды Б. были популярны во 2-й пол. 19 в. у либеральной части учительства ряда стран. В России был известен прежде всего своими пед. идеями. Его «Руководство к воспитанию и учению» (нем. изд., в 2 тт., 1835—36) было переведено на рус. яз. Н. X. Весселем (1871 — 1872). Внимание рус. педагогов привлекли идеи о Значит. возможностях духовной жизни взрослого человека по сравнению с детскими ее проявлениями, о равенстве врожденных способностей детей. В рус. пед. науке получил развитие тезис Б. о пед. руководстве как использовании внеш. раздражителей в желаемом для воспитания направлении, т.е. о развитии и обогащении врожденных способностей. И. И. Паульсон перевел также изложение И. Г. Дресслером «Оснований психологии и логики» по Б. (изд. в 1871). На суждения Б. опирался К. Д. Ушинский в своем гл. труде «Человек как предмет воспитания».
Соч.: Ausgewahlte Schriften zur Psychologie und Padagogik. Eingeleitet und erlautert von N. Barelmann, B., 1986.
А. В. Петровский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия