БЕЛОРУССИЯ

Найдено 1 определение
БЕЛОРУССИЯ
В России Б.-Л. с. привлекала внимание пр-ва как дешевый способ устройства нач. уч-щ. В 1813 для ознакомления с Б.-Л. с. в Англию был командирован дер Гамель (в 1820 ивдал «Описание способа взаимного обучения по системам Белла, Ланкастера и др»). В 1816 в Лондон с той же целью были направлены студенты Гл. пед. ин-та — Ф. И. Буссе, А. Г. Ободоеский, К. Ф. Свенске и M. M. Тимаев.
К 1815—17 относятся первые попытки организации школ по Б.-Л. с. — в оккупационном корпусе русской армии во Франции (один из организаторов — будущий декабрист. М. Ф. Орлов). В 1817—19 школы взаимного обучения стихийно возникли в нек-рых воинских частях и в имениях либерально настроенных помещиков. Одной из первых была открыта школа для крестьян в имении графа Н. П. Румянцева в Гомеле, в 1817 пригласившего англ. педагога, знатока Б.-Л. с., Я. И. Герда (1799/1800—1875). В авг. 1818 членами «Союза благоден-ствия» Ф. Н. Глинкой, Ф. П. Толстым, В. К. Кюхельбекером и др. организовано «Вольное об-во учреждения уч-щ по методе взаимного обучения» (устав утвержден 14 янв. 1819). В 1819 об-во открыло Петерб. уч-ще взаимного обучения и участвовало в организации подобных уч-щ в др. городах (наиб. известны школы Орлова в Киеве и В. Ф. Раевского в Кишиневе). Декабристы, члены об-ва, использовали при обучения рукописные таблицы с текстами антикрепостнич. содержания, вызывая недовольство властей. В противовес «Вольному об-ву» была создана правительств, система ланкастерских уч-щ. В 1820 в МНП при Гл. правлении уч-щ образован К т для устройства и наблюдения за уч-щами взаимного обучения во главе с М. Л. Магницким, Д. П. Руничем и И. И. Мартыновым. В приходских уч-шах (не менее 100 уч-ся) и шкалах воен. ведомства (полковых и кантонистских), находившихся в ведении к-та, преподавание велось по офиц. таблицам Департамента нар. просвещения. Педагогов в 1819—22 готовил Учительский ин-т взаимного обучения при Петерб. ун-те.
Подозрения властей в антиправительственном направлении школ взаимного обучения, а также недостаток средств на их содержание явились причиной упадка Б.-Л. с. в России. В нояб. 1825 прекратило деятельность «Вольное об-во», в 1831 закрыт министерский к-т. Немногие ланкастерские школы просуществовали до 1860-х гг. В 1840—50-х гг. к Б.-Л. с. обратились ссыльные декабристы, создававшие свои школы в Сибири. Наиболее известны мужские и женские училища И. Д. Якушкина в Ялуторовске, в которых успешно сочетались классно-урочная система и взаимное обучение.
Лит.: С а л и м о в а К. И., Из истории школы и пед. мысли в Англии в период пром. революции (1760—1830), ИАПН РСФСР, 1959, в. 105; Томашевская Н., Ланкастерские школы в России, «Рус. школа», 1913, № 3; Дружинин H. M., Декабрист. И. Д. Якушкин и его ланкастерская школа, УЗ МГПИ, 1941, т. 2, в. 1.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
91.65 кб

Перспективы современного гуманитарного сотрудничества России, Белоруссии и Украины

Машурова Екатерина Анатольевна
Статья посвящена проблемам и перспективам гуманитарного сотрудничества России, Белоруссии и Украины в социальной и культурной сферах.
Читать PDF
128.70 кб

Медиаобразование как предмет обсуждения на конференциях Украины и Белоруссии

Онкович Г. В., Морозова А. В.
В 2009 году вот уже восемнадцатый год подряд в последнюю неделю июня в Киеве прошла Международная конфренция «Язык и культура».
Читать PDF
340.56 кб

Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии

Горбаткова О. И.
Статья посвящена практической реализации синтеза медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в Белоруссии. Обозначается поле медиакритики в современном медиапространстве Белоруссии.
Читать PDF
147.56 кб

Белорусская начальная школа на пути преобразований

Макеева С. Г.
Читать PDF
248.52 кб

Электронные ресурсы библиотек белорусских вузов

Богданова Н. Ф.
Читать PDF
207.38 кб

Мониторинг в системе общего музыкального образования белорусских школьников: пути становления

Цымбалюк Е.А.
Читать PDF
180.92 кб

Реформирование общего образования в Белоруссии и Украине в постсоветский период

Данилова Лариса Николаевна
С распадом СССР бывшие советские республики получили право самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику и одновременно столкнулись с вызовами социальной, политико-идеологической и экономической трансформации.
Читать PDF
162.52 кб

Образование: no problems, или самоопределение по-белорусски

Светлана Мацкевич
В 2009 г. белорусское образование пребывало в ситуации незавершённого самоопределения. Начатая в 1990-е реформа образования свернута, её результаты практически не обсуждались, не предлагались новые идеи и концепты развития.
Читать PDF
276.95 кб

Белорусский государственный университет: развитие партнерского сотрудничества в рамках СНГ

Абламейко Сергей Владимирович, Самохвал Виктор Васильевич
Эффективное международное сотрудничество в сфере образования и науки позволяет высшим учебным заведениям совершенствовать качество подготовки специалистов и проведения научных исследований, осуществлять взаимовыгодное сотрудничест
Читать PDF
256.58 кб

Проектная деятельность в подготовке будущих специалистов в сфере коммуникации (Белорусский опыт)

Сидорская Ирина Владимировна
В статье анализируется использование метода проектов в подготовке будущих специалистов в сфере рекламной и PR-коммуникации в Белорусском государственном университете (г. Минск).
Читать PDF
691.79 кб

Белорусский опыт подготовки специалистов в сфере управления недвижимостью

Н. Г. Синяк, А. Н. Долгих
Образование и профессиональная подготовка являются основой в любой профессии.
Читать PDF
587.11 кб

Белорусский государственный технологический университет использование информационных технологий для

Сипайло Сергей Владимирович
Информационные технологии позволяют расширить возможности преподавания учебных дисциплин в вузе за счет более наглядного представления информации, дополнительных коммуникационных возможностей и сокращения временных затрат на излож
Читать PDF
383.80 кб

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УЧАСТИЯ БЕЛОРУССКИХ ВУЗОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЫСТАВКАХ

Калинин Андрей
В настоящее время экспорт образовательных услуг белорусскими учреждениями высшего образования (УВО) рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений развития отечественной высшей школы, поскольку, привлекая иностранны
Читать PDF
474.96 кб

Мотивация студентов Белорусско-Российского университета к занятиям дзюдо и самбо

Перец Н.А.
В статье представлены результаты эксперимента по выявлению первичных мотивов и их изменению в процессе обучения в группах спортивного совершенствования по дзюдо и самбо студентов Белорусско-Российского университета с применением с
Читать PDF
0.00 байт

Модель билингвального образования дошкольников в условиях белорусско-русского двуязычия

Палиева Татьяна Владиславовна
В статье раскрываются концептуальные основы организации дошкольного образования в Беларуси в условиях белорусско-русского билингвизма.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • БЕЛОРУССИЯ, Республика Беларусь

    гос-во в Вост. Европе. Пл. 207,6 тыс. км2. Нас. 10 259 тыс. чел. (1989). Столица — Минск. В 1989 на 1000 чел. в возрасте 15 лет и старше приходилось 770 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 652 чел