БесчинствоБЕЦКОЙ Иван Иванович

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович

Найдено 2 определения термина БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович (1857-1927)

невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Осн. первые в России лабораторию экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885) и Психоневрологический институт в С.-Петербурге (1908), ставший первым в мире научным центром по комплексному изучению человека. Разработал теорию поведения. Свою систему психологических воззрений Б. называл объективной психологией (с 1904), психорефлексологией (с 1910), рефлексологией (с 1917). По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии. Педагогические взгляды Б. основывались на экспериментальном изучении рефлекторной деятельности ребенка, преимущественно раннего возраста (до 3-4 лет).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович

20.1(1.2).1857, с. Сорали Вятской губ., — 24.12.1927, Москва], невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. Окончил в 1878 Медико-хирургич. академию. С 1885 зав. кафедрой психиатрии Казанского ун-та. С 1893 проф. Воен.-мед. академии в Петербурге, с 1897 — Жен. мед. ин-та. В 1908 возглавил созданный им Психоневрологии, ин-т, где объединил Значит. коллектив передовых ученых и педагогов. С 1918 директор Ин-та по изучению мозга и психич. деятельности в Петрограде.

Науч. исследования Б. охватывают чрезвычайно широкий круг вопросов. Б. — крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. В трудах Б. — «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893), «Основы учения о функциях мозга» (в. 1—7, 1903—07) обобщены результаты его исследований по морфологии и физиологии нервной системы. Клинич. работы Б., посвященные вопросам невропатологии и психиатрии, имеют важное значение для диагностики нервных и психич. болезней и методов их лечения. Психол. исследования Б. тесно связаны с его психиатрич. и па-топсихол. работами. В лаборатории Б. при психиатрич. клинике Воен.-мед. академии были выполнены мн. эксперим.-психол. исследования, сыгравшие большую роль в развитии эксперим. психологии в России, в становлении ее как самостоят. науки. Б. выступил против теории и методов господствовавшей субъективной психологии и стремился построить естеств.-науч. психол. учение, основанное на объективных методах исследования. Свою систему психол. воззрений Б. называл объективной психологией (с 1904), а затем — психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917).

Теория Б. представляет собой попытку реализовать рефлекторный принцип в понимании психич. явлений. Б. трактовал психологию как науку о поведении — совокупности врожденных и индивидуально приобретенных «сочетательных рефлексов» (аналогичных условным рефлексам И. П. Павлова), считая необходимым отказаться от изучения сознания. Эти его воззрения близки теории бихевиоризма. По мнению Б., рефлексология — особая наука, отличная как от физиологии, так и от психологии, и призвана заменить последнюю.

Отвергая психол. понятия, Б. игнорировал те реальные психич. явления, к-рые находили отражение в этих понятиях. Взгляд на деятельность человека как на простую совокупность рефлексов Б. распространил на общество в целом. Рефлексология Б. подвергалась серьезной науч. критике за отождествление законов физ.-механич., биол. и социальных явлений (в особенности в связи с выходом книги «Коллективная рефлексология», 1921).

Б. — один из гл. организаторов всерос. съездов по пед. психологии и эксперим. педагогике, создатель ряда науч.-пед. учреждений в Петербурге. Пед. взгляды Б. связаны с идеями К. Д. Ушинского, П. Ф. Лесгафта и др. отеч. педагогов и основываются на эксперим. изучении рефлекторной деятельности ребенка, преим. раннего возраста (до 3—4 лет). Б. подчеркивал необходимость воспитания человека с раннего детства (воспитание «социального героизма», трудовое воспитание, половое воспитание и др.), понимая воспитание как создание «привычек в сфере физической, нравственной и умственной». По Б., только гармонич. сочетание физич. и психич. развития обеспечивает совершенствование личности. Выступая против формального обучения, Б. осн. задачу умственного воспитания видел в развитии у детей любви к знаниям и самостоятельности мышления. К методам воспитания Б. относил убеждение, пример, поощрение и наказание (не телесное), игру и внушение, несколько преувеличивая роль гипноза («Внушение и воспитание», 1923).

Соч.: Психика и жизнь, СПБ, 1903; Личность и условия ее развития и здоровья, СПБ; Объективная психология, в. 1—3, СПБ, 1907 —10; Вопросы воспитания в возрасте первого детства, СПБ, 1909; Вопросы обществ. воспитания, М., 1910; Значение музыки в эстетич. воспитании ребенка с первых дней его детства, М., 1916; О социально-трудовом воспитании. П., 1917; Культура социального героизма в воспитании детей. «Вестник знания», 1926, Jsfe 24; Общие основы рефлексологии человека, М. — Л; Мозг и его деятельность, М. — Л., 1928; Избр. произв., М., 1954; Объективная психология, М., 1991.

Лит.: Сб., поев. В. М. Бехтереву, Л., 1926; Мясищев В. Н., В. М. Бехтерев — замечательный ученый, врач, педагог, обществ. деятель, Киров, 1956; Петровский А. В., История сов. психологии. Фор«мирование основ психол. науки, М., 1967! Смирнов А. А., Развитие и совр. состояние психол. науки в СССР, M., 1975.

А. В. Петровский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович — 0

Найдено научныех статей по теме БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович — 0

Найдено книг по теме БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович — 0

Найдено презентаций по теме БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович — 0

Найдено рефератов по теме БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович — 0