БАРХУДАРОВ Степан Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БАРХУДАРОВ Степан Григорьевич (1894-1983)
языковед, член-корреспондент АН СССР (1946). С 1920 вел научно-педагогическую работу в ЛГУ, МГУ, Институте русского языка АН. Один из авторов первого стабильного учебника для средней школы по грамматике русского языка (1938), а также учебника русского языка (1954; совместно с С.Е. Крючковым) - осн. пособия в современной практике преподавания этого предмета в русской школе. Редактор журналов "Русский язык в школе" (1938-46), "Русский язык в национальной школе" (1957-60, 1964-72). Один из руководителей издания "Словаря современного русского литературного языка" (т. 1-17, 1948-65; Ленинская премия, 1970), гл. редактор "Словаря русского языка XI-XVII вв." (в. 1-6, 1975-79), редактор "Школьного словообразовательного словаря" (22 изд., 1984).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БАРХУДАРОВ Степан Григорьевич
23.2(7.3).1894, Баку, — 3.10.1983, Москва], языковед, ч.-к. АН СССР (1946). Окончил слав. отделение ист.-филол. ф-та Петрогр. ун-та (1917), преподавал в коммерч. уч-ще при Путиловском з-де. С 1920 вел науч.-пед. работу в вузах и Н.-и. учреждениях: ЛГУ, МГУ, Ин-те рус. языка АН. Ред. журналов «Рус. язык в школе» (1938—46), «Рус. язык в нац. школе» (1957—60, 1964—72). Труды по проблемам истории языка и лексикологии. Б. — один из руководителей издания «Словаря совр. рус. лит. языка» (т. 1—17, 1948—65, Лен. пр., 1970), гл. ред. «Словаря рус. языка XI—XVII вв.» (в. 1—6, 1975—79), ред. «Школьного словообразоват. словаря» . В 1938 при участии Б. вышел один из первых стабильных учебников для ср. школы «Грамматика рус. языка». В 1954 в соавторстве с С. Е. Крючковым издал «Учебник рус. языка для ср. школы», в переработанном и дополненном виде являющийся осн. пособием в совр. практике преподавания этого предмета в рус. школе. Одним из ведущих принципов учебника стало стремление сблизить науч. и шк. грамматику, освободить последнюю от формальных определений и правил, особенно при изучении синтаксич. явлений, путем по-следоват. ориентации на структурно-семантич. подход. Обществ. ценность метод. исследований состояла для Б. в развитии разнообразных и самобытных направлений в обучении рус. яз., предоставлявших учителю выбор и стимулировавших его творч. инициативу. Решение данной задачи он видел в углубленном анализе отеч. традиций, в систематизации пед. опыта (в т. ч. зарубежного), тесном взаимодействии с языкознанием (в частности, со структурной лингвистикой), в разработке общих теоретических основ методики.
Соч.: Хрестоматия по истории рус. языка, ч. 1, М., 1938; ч. 2, в. 1, М., 1949, в. 2, М., 1948 (соавт.); Грамматика рус. языка, М., 1953"; Метод. разработки по рус. языку, М., 1956 (ред.); Рус. язык. 4 кл.; 5—6 кл. —G—8 кл., М., 1968, 1969, 1973, 1987" (соавт.); О состоянии методики преподавания рус. языка, РЯШ, 1959, № 4.
Лит.: Филин Ф. П., С. Г. Бархударов, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1969, т. 28, в. 2; Баринова Е. АС. Г. Бархударов, РЯШ, 1974, mq 4. Д. А. Ермаков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия