Баба

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Бабай
тат.) – мифологический персонаж, используемый в воспитании как пугало для устрашения капризных и непослушных детей. Бабай – вредное, страшное, коварное, иногда злое существо, но наказывающее лишь за проступки. Он может назло что-то из вещей унести из дома (отобрать игрушки, одежду), повредить здоровье и принести болезнь, горесть. Этот сказочный образ до сих пор жив, особенно в семьях, сохранивших традиционный уклад жизни. Знание о нем от поколения к поколению передается в устной форме народного фольклора.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Баба
др.-рус.) – простонародное название женщины. В современном языке этим словом обозначают пренебрежительное отношение к женщине, чем саркастически называют слабохарактерных мужчин, трусливо прячущихся за «бабью юбку», уступающих во всем женщинам; дети нередко так называют своих бабушек. Баба – это и древний каменный памятник в виде грубо сделанной человеческой фигуры, до сих пор сохранившийся на юге России. Это и снаряд для вбивания свай в строительном деле. Современный русский язык все дальше отходит от первоначального позитивного смысла слова «баба». Вот уже и о женщине, переставшей следить за своей одеждой и внешностью, говорят, что она «обабилась».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

"БАБА"
то же, что Снежная баба.
О 1950-х гг.: «В феврале в саду бело, / Груды снега намело… / Лепим “бабу” – вот она: / Мы нашли горшок без дна, / Вместо шляпы ей надели…» (Зарубин, 1959, 2). О нач. 1960-х гг.: «Первый снег выманил на улицу всех Валеркиных друзей. “Давайте лепить бабу”– предлагает Шишпорёнок. Валерка не умеет делать бабу, но оказывается, это очень просто. Стоит только слепить небольшой ком снега, а потом кати его по земле, и он прямо на глазах растёт. Работа кипит быстро, и вскоре посредине двора стоит большая снежная баба. Ребята из угольков сделали ей глаза, рот, нос и даже бусы. Баба получилась смешная и важная» (Костюковский, 1965, 54).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

БАБАЙ
существо, которым в 1960-е – 1970-е годы пугали детей («бабай» по-татарски – дедушка).
О первой половине 1970-х гг.: «…Меня пугали, усмиряли… каким-то дедом Бабаем… [Трубку телефона] мне… под страхом, что придет за мной Бабай, запрещалось… брать в руки. Дедушка, что грозил непрестанно его пришествием, не был в силах испросить прощения у Бабая за мои проступки. Деду был известен каждый мой шаг и все поступки, которые я совершал, но тотчас о том же узнавал и Бабай. Жил он, Бабай, всюду, где запрещено было гулять… Только прибегал я домой…, как выглядывал из-за портьеры дедушка и всё уж знал. “Я же тебе говорил, не ходи со двора, не бери чужих яблок... – вздыхал дедушка. – Всё. Идёт, идёт за тобой... Пропал ты, Олеша... А я ж тебе говорил!” Бабай жил на свете этом лишь по мою душу. Только за мною должен был он однажды прийти и забрать навсегда к себе… В ожидании наказания страх овладевал душой до того, что я в слезах молил дедушку не отдавать меня Бабаю. Дед всегда охотно соглашался спрятать меня и командовал залезть под огромную двуспальную кровать…, под которой после лежал я не один час… В другой раз он говорил с Бабаем обо мне по телефону, сообщая тому, что я уехал домой в Москву, а за это несколько дней сидел я послушно в квартире и не просился гулять. Или отправлял опять же в комнату, сидеть в ней тихо, а потом заявлялся, когда был я уже ни жив ни мертв, и сообщал, что Бабай на этот раз не пришел. В ожидании этого прихода я прощался с жизнью…, воображая пустое запертое жилище Бабая, где нету ничего, кроме, быть может, его собственной лежанки, и куда дед этот… утаскивал и до меня многих и многих грешных несчастных детей. Дедушка рассказывал, что детей, которые никого не слушались и попадали к Бабаю, никто уж не мог потом отыскать и спасти, а сам Бабай никого никогда не прощал: пока ты хорошо работал для него, во всем ему подчинялся, он оставлял тебя жить, а если снова не слушался или плохо делал, что он приказывал, то заживо съедал…» (Павлов, 2003).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.

Похожие термины:

  • Баба-Яга

    др.-рус. «ягать» - браниться, ругаться) – мифологический образ в славянском фольклоре, персонифицирующий смерть, зло. Она – хозяйка мира мертвых, а также хозяйка зверей. В народных поверьях ее предс
  • АЛИ-БАБА

    подвижная игра неизвестного содержания. О первой половине 1960-х гг.: «Был восьмой час, но в октябре в это время ещё светло. В садике с голыми деревцами бегали и орали девчонки. Они играли в “АлиБабу”.
  • БАБА-ЯГА баба-ёжка

    старуха (персонаж русских волшебных сказок), которой пугают маленьких детей. О начале 1910-х гг.: «Однажды наша бойкая [четырёхлетняя] Марина струсила. Няня уложила её спать, а сама собралась ужинать.
  • БАБА сеяла горох

    1. Девичья подвижная игра с пением и прыжками. А.Н. Мартынова о с. Мехонка [ныне] Курганской обл. в 1942–1943 гг.: «“Баба сеяла горох”… Игра девчоночья. Девочки образуют круг, в центре которого одна из ни
  • КОЛИКА-БАБА

    мальчишеская игра. О ХIХ – начале ХХ в.: «Типичными для мальчиков являлись также такие игры, как “колика-баба”, “егибаба”, “масло”; их называют еще испытательные игры. В игре “колика-баба” один и
  • МАЛЕНЬКАЯ Баба-Яга

    наиболее известная сказочная повесть немецкого писателя Отфрида Пройслера (р. 1923). Первая книга О. Пройслера вышла в 1956 году. В 1957 году свет увидела «Маленькая БабаЯга» («Маленькая ведьма») – самая
  • СЕЛА баба на чело…

    ответ на вопрос: «Чего?» О середине 1910-х гг.: «…Выяснилось, что во двор к Рае Камориной… ходит пятиклассник Бугров… Решено было его немедленно отвадить. В тот же вечер Тошка подстерег Бугрова на уг
  • СНЕЖНАЯ баба

    «Человеческая фигура, слепленная из снега» (Словарь, 1962–13, 1478). Лепить «снежную бабу» – традиционное развлечение русской детворы. О нач. 1960-х гг.: «В это утро Олешек … мимо снежной бабы прошёл, ничег
  • ТЕСНАЯ БАБА

    мальчишеская игра, состоящая в том, что на скамью усаживается как можно больше ребят и с двух концов тискают весь ряд, пытаясь его столкнуть. О гимназии конца 1890-х – начала 1900-х гг. вспоминает С.Я. Ма
  • ЖИЛИ-БЫЛИ дед да баба…

    распространённый в детской среде с 1930-х по 1970-х гг. рифмованный текст. О Москве в 1930-е гг.: «Каноническим считался “эпический” текст, сумевший сочетать глубокую архаику с веянием времени (после кол