АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ

Найдено 1 определение
АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ
1. Регламентированные и нерегламентированные знаки препинания в авторской рукописи; 2. Особенности пунктуационного оформления текстов того или иного писателя, имеющие индивидуальный характер (напр., определённый набор применяемых знаков, преимущественное использование одного из них), которые в целом не противоречат принятым в данный период правилам пунктуации; 3. Нерегламентированное пунктуационной нормой употребление знаков препинания как результат преднамеренного отклонения от действующих норм пунктуации.
Третье значение термина требует пояснения, т.к. не всякие отступления от пунктуационной нормы можно отнести к проявлению авторской индивидуальности [Валгина 2001: 276-279]. Наряду с общими обязательными нормами пунктуации существуют ситуативные, которые регламентированы особенностями тестовой информации, напр., акцентно-выделительные знаки препинания в официально-деловом стиле речи или сигнальные в рекламных текстах, отражающие стилистические особенности функционально различающихся текстов [Валгина 2001: 277]. Не следует относить к А.п. случаи, которые отражают общие тенденции, имеющие место в сфере развития пунктуации. Так, в настоящее время всё чаще вместо двоеточия при обобщающих словах перед перечислением однородных членов употребляется тире: А среди остальных встречается всё — и храбрость, и благородство, и образованность, и понятие чести (Б. Окуджава). Постановка тире после обобщающего слова пока не учтена кодификаторами нормы, но эта тенденция отмечена в справочнике по пунктуации Д.Э. Розенталя [Розенталь 1997: 272; Валгина, Светлышева 1996: 336]. Пунктуация, используемая при оформлении разговорной речи в художественном тексте, также не является проявлением А.п. Напр., многоточие может передавать интонацию разговорной речи, её спонтанность, неподготовленность, прерывистость: Не, Иван, ты как приедешь, ты перво-наперво... Слышь? Ты как приедешь, ты... Слышь! Ваня, слушай сюда!.. Ты как приедешь... (В. Шукшин).
К А.п. относят знаки препинания, которые носят нерегламентированный характер и зависят от воли пишущего, воплощают индивидуальные ощущения автора, имеют стилистическую значимость: <...> Клара испытала какой-то ещё высший стыд и страх! — и замерла — и открыла сумочку — и хотела вывернуть её всю, отдать этой женщине — и не посмела (А. Солженицын); Несколько раз в день приходится переодеваться и каждый раз мучительная головоломка: что надеть на твои крупные ноги? и какая шляпка тебе не смешна? и какие цвета тебе идут? и какой рисунок ткани? и какой воротник к твоему твёрдому подбородку? (А. Солженицын). В первом примере восклицательный знак сочетается с тире между однородными членами. Во втором примере не регламентирована нормой постановка вопросительного знака, т.к. следующая синтаксическая единица пишется со строчной буквы. В обоих случаях обнаруживается избыточное употребление знаков вопреки известным грамматическим нормам. Однако их необходимость и уместность оправдывается возникающим стилистическим эффектом: здесь обнаруживается накал эмоционального состояния героини, на первый план выступает не грамматическая, а коммуникативно-смысловая обусловленность такого пунктуационного оформления.
К индивидуально-авторским относят знаки препинания, передающие ритмику, мелодику и темп поэтического текста. Напр., ритмико-мелодическую организацию текста усиливает тире, «оно обладает наибольшей разделительной "силой", которая дополняется и зрительным эффектом: Двое — мы тащимся вдоль по базару, оба — в звенящем наряде шутов (А. Блок); Мой путь не лежит мимо дому — твоего. Мой путь не лежит мимо дому — ничьего (М. Цветаева)» [Валгина 2001: 282].. См. также о стилистической роли знаков препинания в поэзии и прозе XX века [Дивакова 2005].
В поэзии отсутствие нормативных знаков препинания приводит к устранению границ между синтагмами, поэтому создаётся плавность, размеренность, включённость каждой словоформы во множество сочетаний, напр. в таком стихотворении:
Огромный оранжевый шар
мощью огня своего притягивает
горячие и холодные небесные тела
не даёт им упасть друг на друга
и улететь прочь
из всех планет только одна непокорна
и в этом издержки взвихренной жизни
она накапливает всё больше гари и дыма
чтобы закрыться от солнечного сиянья
но с точки зрения вселенной это преходяще
дым развеивается свет остаётся (В. Куприянов)
Н.С. Валгина называет такое оформление стихотворного текста «особым литературным приёмом» [Валгина 2001: 283], который встречается также в произведениях А. Весёлого, опубликованных ещё в 1924 году (см. также об этом приёме [Друговейко 2000: 58-61]).
В художественной прозе тоже иногда отсутствуют знаки препинания, предписанные нормой, напр., при повторяющемся союзе и между однородными членами предложения: И друг, конечно, предложит за меня тост, там, среди друзей, и все вспомнят и погрустят секунду и чокнутся от дури (А. Битов) или между частями сложносочинённого предложения: С начала лета мы на новой квартире — на Троицкой. И низко и вода есть и электричество горит (А. Ремизов). Такая пунктуационная неоформленность передаёт непрерывность, нерасчленённость, наибольшую объединённость синтаксического ряда. Нерасчленённость проявляется в том, что при отсутствии запятой перед повторяющимся союзом сводится до минимума пауза: то, что рисует автор, представляется как единое целое. Пунктуационное выражение обусловлено, т.о., коммуникативным аспектом русской пунктуации и спецификой Идиостиля (см.) писателя.
В современной прозе встречается употребление знаков препинания внутри слова: <...> выпадало одно звено — одно, но самое важное: почему Филипп Кодрин отказался от наслед...ства? (В. Платова). Постановка многоточия внутри слова становится показателем расширения экспрессивных функций этого знака.
При стилистическом анализе употребления А.п., при разграничении авторской и ошибочной пунктуации следует учитывать функциональный подход: назначение знаков, их цель в тексте [Шварцкопф 1988: 13]. А.п., усиливая смысл текста, напрямую обусловлена индивидуальным стилем автора.
Лит.: Валгина Н.С. Нерегламентированная пунктуация. Авторская пунктуация // Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001; Валгина Н.С. Уточнение понятия авторской пунктуации // ФН. 1995. № 1; Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: справочник. М., 1996; Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: учеб. пособие. М., 2000; Дивакова М.В. Принципы пунктуации и нормы синтаксических построений русского литературного языка первой трети XX в: На мат-ле произведений поэтов и писателей XX в.: КД. М., 2005; Друговейко С.В. Синкретизм языкового знака в поэзии постмодернизма // Вестник СПбГУ. 2000. Сер. 2. Вып. 2 (№ 9); Друговейко-Должанская С.В. Знаки «препинания». 1ЖЬ: www.gramma.ru; Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. М., 1997; Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и её функционирование. М., 1988.
М.В. Веккессер

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
3.07 мб

Авторская пунктуация

Кудряшов Ю.В.
Цель настоящей статьи обозначить проблемы, связанные с таким явлением, как автор-ская пунктуация.
Читать PDF
164.22 кб

Возможности использования работы над явлением авторской пунктуации для повышения пунктуационной грам

Васильева Мария Александровна
В статье рассматривается проблема методического освоения пунктуационных понятий в школьной практике.