Автор
АВТОР
физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Автор
лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании. Автором может быть учреждение или организация, от имени которых публикуются материалы
Источник: Библиотечные термины
Автор
(от лат. autor – виновник, основатель) – творец любого текста, в том числе – художественного произведения, создатель эстетически ценного продукта искусства; литературно-художественный коммуникант. По различным мотивам может иметь псевдоним. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
АВТОР
(от лат. аu(с)tor — ‘основатель, создатель произведения’) — всеобщая категория словесного творчества, одно из ключевых понятий современной филологии. В общефилологическом понимании А. — субъект любого письменно оформленного высказывания. При таком понимании необходимо разграничение автора биографического (автора-творца) и «автора во внутритекстовом воплощении, имплицитного автора» [Введение в литературоведение 2004: 68].
В литературоведении основы современной теории А. были заложены в первой половине XX в. В.В. Виноградовым, Г.А. Гуковским, Л.Я. Гинзбургом, М.М. Бахтиным, Б.А. Успенским. В 1980-е годы особое значение имели работы Б.О. Кормана.
Для современного Речеведения (см.) А. — универсальная текстовая категория, имеющая значительный содержательный объём, разнообразную речевую реализацию. Причины пристального внимания разных филологических школ и направлений к этой текстовой категории в её огромной роли: центром художественно-речевого мира определял её В.В. Виноградов, руководителем читателя называли М.М. Бахтин, А.П. Скафтымов. В.В. Виноградов подчёркивал, что образ А. претерпевает серьёзную историко-семантическую трансформацию «в разных типах словесного творчества» [Виноградов 1971: 151].
Принято считать, что индивидуальность А. текста/высказывания определяется его речевой компетенцией (уровнем владения языком), знанием истории и культуры (образованием), воспитанием (диктующим отношение к речевому этикету, напр.), складом ума, принадлежностью к определённой национальной культуре, отношением к традиции, социальными, возрастными, тендерными характеристиками, особенностями отражения внеязыкового мира в сознании (психологическими особенностями), типом взаимоотношений с окружающей действительностью и эмоциональным состоянием в момент порождения речи/текста.
Выражение авторского начала в тексте зависит от многих факторов, прежде всего от стилевой и жанровой принадлежности данного текста. Различаются статус авторского начала в зависимости от степени представленности, от характера отношений А. к изображаемой действительности и др. параметров. Ключевые текстовые проявления (отнюдь не самостоятельные текстовые категории, как считают некоторые исследователи) категории А.: образ А. (автор-повествователь), авторское (субъектное) начало, авторская позиция (точка зрения).
Образ А., автор-повествователь, как правило, уникальные «персонажные» компоненты художественных, художественно-публицистических текстов, выполняющие посредническую функцию между автором-творцом и читателем, влияющие на степень читательского доверия. Напр., образ А. в «Царь-рыбе» — «повествовании в рассказах» В.П. Астафьева или максимально приближенный к биографическому А. повествователь в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», главным отличием которого можно считать личное знакомство с героем «романа в стихах».
Авторское начало в медиатексте рассматривается в качестве стилеобразующего, оно представлено в речевой структуре текста разнообразными способами и средствами. Специфика А. медийной речи в его социальности и незначительной степени персональной вовлечённости в авторское «я» (хотя признается, что эта степень варьируется) [Кайда 1992]. Учитывая различие в степени и характере выраженности А. в тексте, можно говорить о вариантах авторского статуса в медиатексте — от стороннего наблюдателя, не включённого в события, лишь со стороны «взирающего» на них, до страстного горячего полемиста, «изнутри» анализирующего проблему и отстаивающего свою позицию [Майданова 1987; Шостак 1999; Устимова 2003]. Коммуникативный статус А. может меняться даже в пределах одного текста. Авторское начало выражается в социальном характере оценочности (Г.Я. Солганик), в субъективной модальности, специфику которой определяют через категории тональности, побудительности, эмотивности.
Как правило, в научной речи роль авторского начала незначительна, хотя авторское присутствие невозможно элиминировать и там. Ещё менее оно выражено в деловой речи: в правовом общении есть коммуникативные ситуации, где выражение авторской позиции недопустимо (напр., в некоторых жанрах судебной речи в суде с участием присяжных) [Дускаева, Протопопова 2010].
Лит.:Введение в литературоведение. М., 2004; Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971; Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи. М., 2010; Кайда Л.Г. Авторская позиция в журналистике. М., 1992; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987; Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: сб. ст. М., 2008; Солганик Г.Я. Общая характеристика языка СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007; Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982; Устимова О.И. Социально-политические ориентации российских журналистов (по материалам экспертного опроса) // Вестник МГУ. Сер. X. Журналистика. 2000. № 4, 5; Шостак М.И. Аналитическая публицистика: методы и жанры. М., 1999.
Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова
В литературоведении основы современной теории А. были заложены в первой половине XX в. В.В. Виноградовым, Г.А. Гуковским, Л.Я. Гинзбургом, М.М. Бахтиным, Б.А. Успенским. В 1980-е годы особое значение имели работы Б.О. Кормана.
Для современного Речеведения (см.) А. — универсальная текстовая категория, имеющая значительный содержательный объём, разнообразную речевую реализацию. Причины пристального внимания разных филологических школ и направлений к этой текстовой категории в её огромной роли: центром художественно-речевого мира определял её В.В. Виноградов, руководителем читателя называли М.М. Бахтин, А.П. Скафтымов. В.В. Виноградов подчёркивал, что образ А. претерпевает серьёзную историко-семантическую трансформацию «в разных типах словесного творчества» [Виноградов 1971: 151].
Принято считать, что индивидуальность А. текста/высказывания определяется его речевой компетенцией (уровнем владения языком), знанием истории и культуры (образованием), воспитанием (диктующим отношение к речевому этикету, напр.), складом ума, принадлежностью к определённой национальной культуре, отношением к традиции, социальными, возрастными, тендерными характеристиками, особенностями отражения внеязыкового мира в сознании (психологическими особенностями), типом взаимоотношений с окружающей действительностью и эмоциональным состоянием в момент порождения речи/текста.
Выражение авторского начала в тексте зависит от многих факторов, прежде всего от стилевой и жанровой принадлежности данного текста. Различаются статус авторского начала в зависимости от степени представленности, от характера отношений А. к изображаемой действительности и др. параметров. Ключевые текстовые проявления (отнюдь не самостоятельные текстовые категории, как считают некоторые исследователи) категории А.: образ А. (автор-повествователь), авторское (субъектное) начало, авторская позиция (точка зрения).
Образ А., автор-повествователь, как правило, уникальные «персонажные» компоненты художественных, художественно-публицистических текстов, выполняющие посредническую функцию между автором-творцом и читателем, влияющие на степень читательского доверия. Напр., образ А. в «Царь-рыбе» — «повествовании в рассказах» В.П. Астафьева или максимально приближенный к биографическому А. повествователь в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», главным отличием которого можно считать личное знакомство с героем «романа в стихах».
Авторское начало в медиатексте рассматривается в качестве стилеобразующего, оно представлено в речевой структуре текста разнообразными способами и средствами. Специфика А. медийной речи в его социальности и незначительной степени персональной вовлечённости в авторское «я» (хотя признается, что эта степень варьируется) [Кайда 1992]. Учитывая различие в степени и характере выраженности А. в тексте, можно говорить о вариантах авторского статуса в медиатексте — от стороннего наблюдателя, не включённого в события, лишь со стороны «взирающего» на них, до страстного горячего полемиста, «изнутри» анализирующего проблему и отстаивающего свою позицию [Майданова 1987; Шостак 1999; Устимова 2003]. Коммуникативный статус А. может меняться даже в пределах одного текста. Авторское начало выражается в социальном характере оценочности (Г.Я. Солганик), в субъективной модальности, специфику которой определяют через категории тональности, побудительности, эмотивности.
Как правило, в научной речи роль авторского начала незначительна, хотя авторское присутствие невозможно элиминировать и там. Ещё менее оно выражено в деловой речи: в правовом общении есть коммуникативные ситуации, где выражение авторской позиции недопустимо (напр., в некоторых жанрах судебной речи в суде с участием присяжных) [Дускаева, Протопопова 2010].
Лит.:Введение в литературоведение. М., 2004; Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971; Дускаева Л.Р., Протопопова О.В. Стилистика официально-деловой речи. М., 2010; Кайда Л.Г. Авторская позиция в журналистике. М., 1992; Майданова Л.М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987; Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики: сб. ст. М., 2008; Солганик Г.Я. Общая характеристика языка СМИ в сопоставлении с языком СМИ предшествующего периода // Язык массовой и межличностной коммуникации. М., 2007; Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики. М., 1982; Устимова О.И. Социально-политические ориентации российских журналистов (по материалам экспертного опроса) // Вестник МГУ. Сер. X. Журналистика. 2000. № 4, 5; Шостак М.И. Аналитическая публицистика: методы и жанры. М., 1999.
Л.Р. Дускаева, Н.С. Цветова
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.