АВТОМАТИЧЕСКОЕ ОБНАРУЖЕНИЕ ОШИБОКАвтономия критическая

АВТОНОМИЯ

Найдено 2 определения термина АВТОНОМИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

АВТОНОМИЯ

греч. autonomia - независимость, от autоs - сам и nоmos - закон) — в этике и психологии способность личности к самоопределению согласно собственным убеждениям. В политико-правовом плане А. выражается в: а) неподопечности, т.е. в свободе от опеки и тем более диктата с чьей-либо стороны; б) действиях на основании норм и принципов, которые люди признают как рациональные, т.е. отвечающие их представлению о благе; в) возможности воздействовать на формирование этих норм и принципов, действие которых гарантируется общественными и государственными институтами. В сфере права А. - подчинение личной воли общей воле, выраженной в общественной дисциплине. В сфере морали - сообразование личной воли с долгом. А. проявляется в способности противостоять как давлению извне (со стороны авторитета, группы), так и внутренним побуждениям гедонистического, утилитарного или конформистского характера. В педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, его независимость в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т.п. Потребность в А. - неотъемлемая составляющая процесса становления личности. Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внешним влияниям. Подчеркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

АВТОНОМИЯ

греч. autonorma — независимость, от autos — сам и nomos — закон) в психологии, способность личности к самоопределению на основе собств. убеждений. Проявляется в независимости человека от давления авторитета др. личности, группы или социального института. С политико-правовой точки зрения А. означает суверенность личности как гражданина, ее социальную и юрид. защищенность как субъекта гражд. прав и свобод.

В психологии и педагогике А. рассматривается как индивидуальная позиция человека, к-рая характеризуется самостоятельностью и независимостью в выборе мотивов, целей, стиля поведения и т. п. Потребность в А. включена в механизм становления личности — индивидуализацию, предусматривающую формирование человека как самостоятельного, мыслящего и ответственного обществ. существа.

Потребность в А. впервые проявляется в конце раннего возраста (т. н. кризис трех лет), когда у ребенка начинают формироваться основы самосознания. Ощущая себя неким особым существом, отличным от других, ребенок стремится утвердиться в своей самостоятельности и независимости. Это нередко становится причиной противоречия со взрослыми, к-рого, однако, можно избежать, поощряя в разумных пределах активность ребенка.

Стремление к А. ярко выражено в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда особую субъективную ценность приобретает устойчивость к внеш. влияниям и к.-л. давлению, эмоциональная раскованность, ощущение уверенности в себе. Однако реально для подростка А. выступает не непосредственно, а как смена эмоциональной зависимости от старших зависимостью от сверстников. Подчеркнутое стремление к А. может превратиться в негативизм.

Лит.: Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, [пер. с англ.], М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского. М., 1987.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме АВТОНОМИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме АВТОНОМИЯ — 0

Найдено книг по теме АВТОНОМИЯ — 0

Найдено презентаций по теме АВТОНОМИЯ — 0

Найдено рефератов по теме АВТОНОМИЯ — 0