АВТОМАТИЗМ
АВТОМАТИЗМ
способность человека выполнять определенные действия (навыки, привычки) без непосредственного участия сознания.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
АВТОМАТИЗМ
(от греч. самодействующий) - единый непрерывный умственный, речевой или двигательный акт, происходящий без продуктивного участия сознания.
АВТОМАТИЗМ
(греч. automatos самодвижущийся) действия, которые вырабатываются в результате упражнений и осуществляются при почти полном отсутствии контроля сознания(навыки и привычки).
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
АВТОМАТИЗМ (от
греч. automates — самопроизвольный) — психея. вырабатываемая путем упражнений способность человека повторять определенные действия без контроля сознания (навыки, привычки).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Автоматизм
[гр. automatos – самопроизвольный, самодействующий] – 1) в физиологии – способность клеток, органов и целого организма к ритмической деятельности при отсутствии естественных внешних побудительных факторов, напр., мерцание ресничек у беспозвоночных, ритмические сокращения сердца, извлеченного из организма, движение конечностей, шеи и туловища при ходьбе, отлет птиц на зимовку до наступления неблагоприятных факторов среды. Ср. Ритмы биологические; 2) в психологии – действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются «первичные» А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и «вторичные» А., образующиеся прижизненно. При «вторичных» А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентации.
АВТОМАТИЗМ
действие, выполняемое без контроля сознания; показатель, характеристика деятельности человека, отражающая способность автоматизированно, т.е. без непосредственного контроля сознания, выполнять определенные ее элементы.А. формируется в результате многократного (в большинстве случаев сознательного) выполнения действий – практических и интеллектуальных.
А. освобождает сознание от контроля над самим осуществлением элементов действия. В этом смысле выполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания всегда остаются и выдвигаются на первый план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает. С этой точки зрения выполнение действия становится более сознательным.
Однако никакое действие человека не бывает до конца автоматизированным, потому что оно в конечном счете вызывается и управляется сознательной целью.
В процессе производственного обучения А. связан с формированием навыков и умений.
А. освобождает сознание от контроля над самим осуществлением элементов действия. В этом смысле выполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания всегда остаются и выдвигаются на первый план цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает. С этой точки зрения выполнение действия становится более сознательным.
Однако никакое действие человека не бывает до конца автоматизированным, потому что оно в конечном счете вызывается и управляется сознательной целью.
В процессе производственного обучения А. связан с формированием навыков и умений.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
АВТОМАТИЗМ
Действие, осуществляемое без контроля сознания, т. е. непроизвольно или неосознанно. Помимо врожденных автоматизированных действий (например, дыхание) существуют высшие, психические автоматизированные действия, связанные с деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Они возникают и развиваются в течение жизни человека под влиянием его потребностей, интересов, волевой активности. Известная степень А. характеризует навыки. При обучении языку человек сознательно следует правилам оформления высказывания. В результате систематического выполнения таких правил его действия автоматизируются, и он получает возможность сосредоточить внимание преимущ. на содержательной стороне высказывания. Каждый автоматизированный акт человеческой деятельности возникает только в результате упражнений, длительных и многократных повторений сознательных действий и операций. А. применительно к обучению есть речевой навык, сформированный в результате выполнения упражнений, приводящих к автоматизации (см.) речевых действий и речевых операций. Физиологической основой А. служит образование более или менее устойчивых систем условно-рефлекторных связей (динамических стереотипов).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АВТОМАТИЗМ
от греч. automatos — самодействующий) в психологии, единый непрерывный умственный, речевой или двигательный акт, происходящий без участия сознания. Различают первичные А. (срабатывание врожденных, безусловно-рефлекторных программ) и вторичные А. (результат прижизненного формирования тех или иных действий, приобретения ими свойств навыка). Физиол. основой вторичных А. служит образование более или менее устойчивых систем условно-рефлекторных связей между свойствами нек-рой внешней ситуации и определенной последовательностью операций. Первоначально каждая операция и переход от одной операции к другой требуют сознат. ориентировки. По мере повторения ситуации необходимость в ориентировке отпадает, происходит автоматизация действия. В поле сознания остаются и выдвигаются на передний план цели, ради к-рых выполняется действие, и условия, в к-рых оно протекает, а также его результаты.
За счет автоматизации отд. действий человек получает возможность сосредоточить внимание на качестве выполняемой деятельности. Напр., ученик, освоивший технику письма, уже не думает о том, как держать ручку и изображать те или иные буквы; это дает ему возможность сосредоточиться на содержании письма. Т. о., автоматизация отд. сторон действия совершенствует его структуру, облегчая тем самым его полноценное выполнение.
Ни одно действие человека не бывает полностью автоматизированным, поскольку оно в конечном счете вызывается и управляется сознат. целью. Однако фактически любое действие человека частично автоматизировано благодаря навыкам, т. к. человек никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (напр., необходимых мышечных сокращений).
В пед. практике отд. А. играют положит. роль. Однако педагогу следует предотвращать преждеврем. или неоправданную автоматизацию, когда из-под сознат. контроля выходит действие, несовершенное по содержанию.
Процесс автоматизации является одной из линий изменения человеческого действия, детально описанных П. Я. Гальпериным в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Заруб. исследования А. выполнены гл. обр. в традиции бихевиоризма.
Лит. - см. при ст. Навык.
А. И. Подольский.
За счет автоматизации отд. действий человек получает возможность сосредоточить внимание на качестве выполняемой деятельности. Напр., ученик, освоивший технику письма, уже не думает о том, как держать ручку и изображать те или иные буквы; это дает ему возможность сосредоточиться на содержании письма. Т. о., автоматизация отд. сторон действия совершенствует его структуру, облегчая тем самым его полноценное выполнение.
Ни одно действие человека не бывает полностью автоматизированным, поскольку оно в конечном счете вызывается и управляется сознат. целью. Однако фактически любое действие человека частично автоматизировано благодаря навыкам, т. к. человек никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (напр., необходимых мышечных сокращений).
В пед. практике отд. А. играют положит. роль. Однако педагогу следует предотвращать преждеврем. или неоправданную автоматизацию, когда из-под сознат. контроля выходит действие, несовершенное по содержанию.
Процесс автоматизации является одной из линий изменения человеческого действия, детально описанных П. Я. Гальпериным в теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий. Заруб. исследования А. выполнены гл. обр. в традиции бихевиоризма.
Лит. - см. при ст. Навык.
А. И. Подольский.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия