Автобиография
АВТОБИОГРАФИЯ
(от греч. biographia – жизнеописание) – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Автобиография
(от греческого autos – сам) – литературный жанр, определяющей чертой которого является воспроизведение писателем событий собственной жизни в виде документального или художественного произведения. А. может быть документальной или художественной, но в любом случае она определенным образом интерпретирует жизнь писателя, создает авторскую концепцию этой жизни. Документальная А. отражает жизненный и творческий путь писателя как целостное явление, однако выбор событий, о которых рассказывает автор, оценка их автором, его взгляд на соответствующие явления действительности являются субъективно-авторской позицией, поэтому эта оценка может не совпадать с оценкой этих же явлений в литературоведении. Художественные автобиографические произведения предполагают существенный «отход» писателя от документального осмысления художником слова событий собственной жизни. Это осмысление осуществляется с помощью определенной системы художественных образов, одними из которых становится образ автора. Автобиографический элемент в обязательном порядке присутствует в любом произведении писателя, но художественные автобиографические произведения представляют собой сознательной «реконструкцией» писателем событий собственной жизни, осуществленной художественными средствами. Изучение автобиографических произведений (например, «Дети подземелья» В. Короленко и других произведений) дает возможность формировать у школьников представление о многогранности связей между искусством и действительностью, что обеспечивает более глубокое понимание ими специфики художественной литературы как искусства слова. Использование в учебно-воспитательном процессе документальных А. (чаще всего оно осуществляется в старших классах) помогает учащимся осмыслить «концепцию творчества» писателя, выявить личностное отношение писателя к художественной литературе и жизни в целом [14]. В.Г.
Источник: Методика преподавания литературы.
АВТОБИОГРАФИЯ
(от греч. αύτος — ‘сам’, βιος — ‘жизнь’ и γραφω — ‘пишу’) — документ личного характера информационного типа, содержащий последовательное изложение основных этапов личной, трудовой и общественной жизни какого-л. лица, составленный им самим.
А. пишется при поступлении на работу, в учебное заведение; может потребоваться также при оформлении документов на въезд в страну и получение гражданства.
К содержательной части А. могут предъявляться различные требования, связанные в первую очередь со степенью подробности изложения сведений об авторе документа и его ближайшем окружении.
Не существует типового формуляра для составления этого документа; он пишется в произвольной форме от руки на листе формата А4 или на специальном бланке. Форма изложения — повествовательная, от первого лица. Все сведения даются в хронологическом порядке и так, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественной деятельности автора А. Каждый новый блок информации лучше начинать с нового абзаца с указанием временных рамок нового этапа биографии.
Составные части А.: 1) наименование вида документа (Автобиография); 2) имя, отчество, фамилия автора; 3) гражданство; 4) дата рождения (число, месяц, год); 5) состав семьи: сведения о родителях и близких родственниках (фамилия, имя, отчество, место работы); 6) образование и специальность по образованию; 7) вид трудовой деятельности; 8) последнее место работы и должность (могут быть указаны причины увольнения с места работы); 9) награды и поощрения; участие в общественной работе; 10) семейное положение и состав семьи; 11) домашний адрес и телефон; 12) дата; 13) личная подпись. Пример А.:
Автобиография
Я, Павлова Надежда Васильевна, родилась 22 июля 1956 года в г. Владимире в семье рабочих. Отец, Павлов Василий Иванович, — пенсионер. Мать, Павлова Анна Сергеевна, — бухгалтер магазина №14.
В 1963 году поступила в среднюю школу № 23 г. Владимира. Окончила среднюю школу в 1973 году. Одновременно занималась по классу скрипки в городской музыкальной школе, которую окончила в 1971 году.
В 1973 году поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков (дневное отделение). Окончила с отличием институт в 1978 году по специальности «учитель английского языка». В 1978 году поступила на работу в школу № 3 г. Владимира учителем английского языка, где работаю по настоящее время.
Не замужем.
Домашний адрес: г. Владимир, ул. Пушкина, д. 6, кв. 18.
12.12.2001 (подпись) Н. П. Павлова
Лит.: Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи. М., 2008; Казанцева Г.В. Личные документы: требования к оформлению и образцы документов. М., 2010; Лопатникова Е.А. Делопроизводство: образцы документов с комментариями. М., 2005; Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов. М., 2008.
Ю.И. Борисенко
А. пишется при поступлении на работу, в учебное заведение; может потребоваться также при оформлении документов на въезд в страну и получение гражданства.
К содержательной части А. могут предъявляться различные требования, связанные в первую очередь со степенью подробности изложения сведений об авторе документа и его ближайшем окружении.
Не существует типового формуляра для составления этого документа; он пишется в произвольной форме от руки на листе формата А4 или на специальном бланке. Форма изложения — повествовательная, от первого лица. Все сведения даются в хронологическом порядке и так, чтобы можно было составить представление о жизненном пути, деловой квалификации и общественной деятельности автора А. Каждый новый блок информации лучше начинать с нового абзаца с указанием временных рамок нового этапа биографии.
Составные части А.: 1) наименование вида документа (Автобиография); 2) имя, отчество, фамилия автора; 3) гражданство; 4) дата рождения (число, месяц, год); 5) состав семьи: сведения о родителях и близких родственниках (фамилия, имя, отчество, место работы); 6) образование и специальность по образованию; 7) вид трудовой деятельности; 8) последнее место работы и должность (могут быть указаны причины увольнения с места работы); 9) награды и поощрения; участие в общественной работе; 10) семейное положение и состав семьи; 11) домашний адрес и телефон; 12) дата; 13) личная подпись. Пример А.:
Автобиография
Я, Павлова Надежда Васильевна, родилась 22 июля 1956 года в г. Владимире в семье рабочих. Отец, Павлов Василий Иванович, — пенсионер. Мать, Павлова Анна Сергеевна, — бухгалтер магазина №14.
В 1963 году поступила в среднюю школу № 23 г. Владимира. Окончила среднюю школу в 1973 году. Одновременно занималась по классу скрипки в городской музыкальной школе, которую окончила в 1971 году.
В 1973 году поступила в педагогический институт на факультет иностранных языков (дневное отделение). Окончила с отличием институт в 1978 году по специальности «учитель английского языка». В 1978 году поступила на работу в школу № 3 г. Владимира учителем английского языка, где работаю по настоящее время.
Не замужем.
Домашний адрес: г. Владимир, ул. Пушкина, д. 6, кв. 18.
12.12.2001 (подпись) Н. П. Павлова
Лит.: Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф., Симонова Е.П. Русский язык и культура речи. М., 2008; Казанцева Г.В. Личные документы: требования к оформлению и образцы документов. М., 2010; Лопатникова Е.А. Делопроизводство: образцы документов с комментариями. М., 2005; Сологуб О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов. М., 2008.
Ю.И. Борисенко
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.