АТУТОВ Петр Родионович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АТУТОВ Петр Родионович (1921-2001)
действительный член РАО (1982; Отделение базового профессионального образования).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АТУТОВ Петр Родионович
родился 12 июля 1921 г. в селе Хохорск Иркутской области. В 1945 г. окончил физико-математический факультет Бурятского госпединститута. Доктор педагогических наук, профессор (1970), академик РАО (1982), академик Международной академии технического образования (1995). С 1954 г. работает в системе научно- исследовательских институтов АПН и РАО, свыше 25 лет в должности заместителя директора НИИ по научной работе и директор НИИ. Ученик М.Н. Скаткина и его научной школы. Подготовлены 91 кандидат наук и 21 доктор наук, среди них два члена- корреспондента РАО.
П.Р. Атутов – крупный ученый-педагог, исследующий проблемы политехнического, технологического и профессионального образования учащихся. Им разработана концепция функциональной природы политехнических знаний, оказавшая влияние на теорию и практику политехнического образования в последние десятилетия. В русле данной концепции, ставшей не только основополагающей теорией, но и практикой, было выполнено значительное количество педагогических исследований в 60–90-е гг., авторов которых можно отнести к представителям научной школы П.Р. Атутова.
Вторая группа проблем связана с отходом от технократической, «экстенсивной» идеологии развития общественного производства, с новым технологическим этапом научно-технического прогресса. Ученый считает, что необходимо методологическое осмысление путей реализации соответствующего технологического подхода к содержанию политехнического образования, обеспечения его социальной, экологической, экономической, эргономической насыщенности. Каждому человеку необходимо на основе научных знаний комплексно подходить к оценке результатов своей деятельности, выбору ее способов (включая материальные и интеллектуальные средства).Основополагающее место в такой деятельности человека занимает его научная подготовка. Она обеспечивается прежде всего усвоением общеобразовательных и специальных знаний. Этим объясняется то, что технология выступает парадигмой современного образования, т.е. целью, основной задачей является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием научных знаний. Однако они автоматически не обеспечивают рассматриваемую деятельность. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Наиболее общие методы и средства этой деятельности необходимы каждому образованному человеку (наряду со знанием основ естественных и общественных наук). Указанные методы и средства могут стать содержанием учебного предмета «Технология», разработкой которого он занимается.
Усвоение содержания «Технологии» обеспечит учащимся возможность: творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом ее последствий для природы и общества; мыслить системно, комплексно; самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности; непрерывно овладевать необходимыми новыми знаниями и примененять их в качестве средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей.
Существующая система профессионального обучения, различные эксперименты, проводимые в этой области, а также анализ нового типа учебных заведений (лицей, колледж, высшая техническая школа и др.) убеждают, что упомянутые выше противоречия могут быть ликвидированы путем создания интегрированного и опережающего профессионального обучения одновременно с дальнейшим совершенствованием его структуры и содержания.
Известны труды П.Р. Атутова по проблемам методологии педагогической науки, дидактики, формирования научного мировоззрения школьников, истории педагогики, развития национальной школы и др.
Соч.: Учение и труд в школе. – М., 1962; Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. – М., 1986; Профессиональное самоопределение учащихся в процессе их политехнического образования. – М., 1995; Трудовая подготовка учащихся: прошлое, настоящее и будущее. – М., 1997; Дидактика технологического образования. Научн. ред., соавтор.
– М., 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.