Ассоциация

Найдено 17 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АССОЦИАЦИЯ
связь воспринимаемого объекта с представлением нашего сознания.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Ассоциация
connotation) – процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями медиатекста.

Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности

Ассоциация
отражение в сознании связей познавательных феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Ассоциация
от латинского "соединение") -связь между психологическими явлениями, при котором представление об одном из них влечет за собой появление мысли о другом.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Ассоциация
установление связи между двумя свой­ствами объектов, свойствами объекта и способами действия, условиями действия и способами его выполнения (А. М. Матюшкин).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АССОЦИАЦИЯ
(от лат. соединение) - связь психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т. п.), при которой протекание одного из них вызывает появление другого.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Ассоциация
от лат. associo - соединяю, связываю) - связь двух или нескольких психических процессов (ощущения, представления и т.д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или других психических процессов.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Ассоциация
[ < лат. association – соединение] – 1) в психологии – связь, образующаяся при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями и т.п.); 2) объединение, союз лиц, организаций, учреждений, государств.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

АССОЦИАЦИЯ
(от лат. associatio – соединение) – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какойлибо другой цели при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

АССОЦИАЦИЯ
(от лат. associatio – соединение) – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. А. представляет наиболее «мягкую» форму объединения, совместных действий, взаимопомощи экономических субъектов.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Ассоциация
от лат. associatio — соединение) — психологическая связь между отдельными психическими процессами и явлениями (представлениями,-образами, понятиями, мыслями, чувствами), характеризующаяся тем, что возникновение одного из них служит стимулом для возникновения другого (других). Физиологической основой А. является временная нервная связь.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

Ассоциация
отлат. associatio - соединение) - 1) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого; 2) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин "ассоциация" был предложен Дж. Локком в ХVII в.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

АССОЦИАЦИЯ
от лат. associatio — соединение) — 1) добровольное объединение физических и/или юридических лиц с целью взаимного сотрудничества для достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов; 2) психол. обусловленная предшествующим опытом связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое (ассоциация идей); физиологические основы ассоциации глубоко исследованы И.П. Павловым (1849-1936) в его учении об условных рефлексах.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

АССОЦИАЦИЯ
(от лат. associatio – соединение). Связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями и т. п.). Различают А. по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Чем большим количеством разнообразных А. обладает усваиваемый языковой или речевой факт, тем выше вероятность его запоминания и актуализации. Термин А. введен Дж. Локком (1698). Естественнонаучное объяснение А. принадлежит И. П. Павлову, который показал, что основой всех видов А. являются временные нервные связи. Л. С. Выготский рассматривал А. как этап развития мышления, предшествующий становлению научных понятий.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Ассоциация
связь, возникающая при определённых условиях между двумя или более психическими образования ми (ощущениями, представлениями, чувствами и пр.); основное понятие ас социативной психологии. Различают ассоциацию по смежности (в пространстве или врем ени), сходству и контрасту. Термин введён Дж. Локком (1698), хотя явление ассоциация описано ещё Платоном и Аристо телем. Естественнонаучное объясне ние ассоциации дал И.П. Павлов, который пока зал, что основой всех видов являют ся временные нервные связи, и считал, что понятие ассоциация открывает путь для соотнесения психических явлений с физиологическими процессами. Л.С. Выготский рассматривал ассоциацию как этап развития мышления, предшествующий становлению научных понятий. Важ ность развития ассоциативного мыш ления в процессе обучения отмечали П.А. Шеварёв, Н.Ф. Добрынин, Ю.А. Самарин.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Ассоциация
лат. ассоциацио - соединение) - психологическое сближение, процесс спонтанного образования связей, возникающих при определенных условиях между двумя или более психическими образованиями - ощущениями, восприятиями, идеями, образами, фантазиями. Различают ассоциирование по смежности (в пространстве и во времени), сходству и контрасту. Ассоциирование происходит сообразно определенным индивидуальным и коллективным темам, мотивам. Как бы свободно ассоциации не приходили, они психологически связаны в смысловую последовательность. Метод свободных ассоциаций - метод "разговорной" психотерапии; применяемый в психоанализе способ мышления пациента, при котором предписывается свободно, без утаивания высказывать свои мысли, не пытаясь при этом сосредоточиться. Фрейд предположил, что пациенты, находящиеся в состоянии расслабления, при доверии к терапевту и сознании того, что их лечат, рано или поздно выскажут значимые для них мысли, приведшие к нервно-психическому расстройству. Содержание свободно возникающих мыслей, их эмоциональная окраска, периодически возникающие сопротивления к свободному течению ассоциаций указывают на "узловые точки" структуры расстройства, которое может быть "прочитано" как связный текст. В конечном итоге метод свободных ассоциаций приводит психотерапевта к пониманию причин болезненного процесса. Истолкование сопротивлений, проведенное аналитиком и принятое пациентом, эмоциональное изживание высказанного и желание пациента изменить свою жизнь служат выздоровлению.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

АССОЦИАЦИЯ
от ср.-век. лат. asso-ciatio — соединение) в психологии, связь психич. процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т. п.), при к-рой протекание одного из них вызывает появление другого. Термин введен Дж. Локком (1698), хотя само явление связи психич. процессов было отмечено еще Платоном и Аристотелем. Последний различал 3 вида А.: по смежности, сходству и контрасту. А. по смежности являются отражением в сознании пространственно-временных отношений предметов и явлений (напр., весна — трава); А. по сходству наблюдаются, когда образы предметов и явлений или мысли о них вызывают представления о чем-либо сходном с ними (напр., шелест листвы — шепот); по контрасту ассоциируются резко различающиеся явления (напр., шум-тишина). Наряду с этими видами А. существуют и др. виды связей, соответствующие более сложным зависимостям между объектами, напр. причинно-следственным отношениям.
В 18 в. принцип А. был распространен на все психич. явления. Науч. направление, придерживающееся данного принципа (хотя по существу весьма разнородное), получило назв. ассоцианизма (впоследствии — ассоциативная психология). В рамках этого направления принцип А. трактовался различно: Дж. Беркли и Д. Юм рассматривали А. как связь феноменов в сознании, Д. Гартли — как связь в телесном субстрате. В нач. 19 в. появились концепции, отделившие А. от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного качества сознания (Т. Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль). Утвердилось воззрение, согласно к-рому психика (отождествлявшаяся с сознанием) построена из элементов — ощущений; элементы — первичны, сложные психич. образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают посредством А.; условием образования А. является смежность двух психич. процессов; закрепление А. обусловлено подвижностью ассоциируемых элементов и частотой повторения А. в опыте.
Эволюционный подход Г. Спенсера внес в ассоцианизм проблему развития психики и привел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80—90-е гг. 19 в. были предприняты многочисл. исследования условий образования и актуализации А. (Г. Эббин-гауз, Г. Мюллер и др.).
Естественнонауч. объяснение А. было дано И. П. Павловым, к-рый показал, что основой всех видов А. являются временные нервные связи. Павлов считал понятие А. одним из важнейших в психологии и полагал, что оно открывает путь дтя соотнесения психич. явлений с физиол. процессами.
Принцип А. нашел оригинальное воплощение в психоанализе. Т. н. метод свободных ассоциаций был использован 3. Фрейдом в качестве одного из осн. диагностич. приемов, позволяющих посредством анализа взаимосвязи слов-стимулов и ответов пациента выявить особенности бессознательной мотивации поведения. К. Г. Ютом был разработан т. н. ассоциативный эксперимент Дия выявления скрытых аффективных комплексов. В СССР аналогичная методика была разработана А. Р. Лурией дчя решения задач криминалистики.
Л. С. Выготский использовал понятие А. в своей теории развития мышления. Т. н. ассоциативный комплекс рассматривался им как этап онтогенеза мышления, предшествующий становлению науч. понятий. (В отличие от подведения под понятие по существ, признаку, ассоциативный комплекс образуется ребенком дошк. возраста посредством объединения явлений по принципу сходства отд. элементов соседствующих явлений.)
В 50—60-е гг. П. А. Шеварев подразделил А. на константные и обобщенные, отметив важное значение последних в уч. работе школьников; Н. Ф. Добрынин исследовал проблему значимости в образовании А.; Ю. А. Самарин рассматривал умственную деятельность как процесс образования сложных систем А. и перехода от механич. А. к смысловым. Усвоение знаний рассматривалось как процесс установления связей (А.) между представлениями и понятиями, имевшимися в прежнем опыте ребенка и вновь усваиваемыми, посредством установления сходства и различия между ними. Процесс обучения расценивался как отбор существенных А. и торможение несущественных.
Изучение А. с целью выявления особенностей разл. психич. процессов используется и в совр. психологии (в частности, проблема смысловых А., их роль в обучении).
В социальной психологии под А. понимается группа, в к-рой отсутствуют объединяющая ее совм. деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, определяющие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.
Лит.: Ивановский В. Н., Ассоцианизм психологический и гносеологический, Каз., 1909; Самарин Ю. А., Об ассоциативной природе умственной деятельности, ВП, 1957, № 2; его же, Очерки психологии ума, М., 1962; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в уч. работе школьника, М., 1959; его ж е, О роли ассоциаций в процессе мышления, в кн.: Исследования мышления в сов. психологии, М., 1966; Warren H. C., A history of the association psychology, [L.], 1921.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
260.86 кб

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и ее деятельность в стр

Брунова Аталья Владимировна, Московкин Леонид Викторович, Юрков Евгений Ефимович
Приводятся общие данные о Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и основных направлениях ее деятельности. Особое внимание уделяется деятельности МАПРЯЛ в странах Балтийского региона.
Читать PDF
164.55 кб

Ассоциация социальных педагогов в контексте стратегических задач развития муниципального образования

Гарбузова А. С.
В статье раскрывается необходимость создания в условиях города Сочи профессионального сообщества Ассоциации социальных педагогов.
Читать PDF
361.53 кб

Ассоциация исследователей детского движения: истоки изучения проблемы определения места и роли детск

Коршунова Ольга Сергеевна
Представлены истоки формирования нового научного знания о месте и роли детских общественных объединений в политической социализации детей и подростков учеными, членами международной общественной организации «Ассоциации исследовате
Читать PDF
2.92 мб

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (мапрял

Вербицкая Людмила Алексеевна
Читать PDF
363.80 кб

Ассоциация студенческого самоуправления

Овчинникова А.
Читать PDF
1.55 мб

Европейская ассоциация гарантии качества eLearning

Насцимбени Ф.
Читать PDF
59.53 кб

Ассоциация медицинского образования в Европе

Читать PDF
511.31 кб

Международная ассоциация юристов тюркского мира и насущные проблемы права

Раянов Фанис Мансурович
В статье рассматриваются вопросы позиционирования тюркского народа в современном мире. Осмысливаются результаты тюркологического симпозиума, проходившего 28—29 апреля 2011 г. в г. Астана.
Читать PDF
10.77 мб

Интервью с председателем Исполкома Общероссийского общественного движения «Ассоциация финно-угорских

Мосин Михаил Васильевич
Читать PDF
231.62 кб

Европейская ассоциация образования взрослых в решении ведущих проблем образования на протяжении жизн

Соколова Ирина Ивановна, Мухлаева Татьяна Всеволодовна
В статье рассматриваются основные направления деятельности Европейской Ассоциации образования взрослых, членом которой является Институт педагогического образования и образования взрослых, а также возможности и преимущества междун
Читать PDF
128.01 кб

Проблемы интеграции в европеИское образовательное пространство: СЗАГС и ассоциация институтов и школ

Шаскольская Е. А., Мелькишев С. В.
Читать PDF
172.28 кб

Ассоциация «КУОО» как форма государственно-общественного управления в образовании

Терентьева И. В.
Читать PDF
212.66 кб

Ассоциация исследователей современного язычества (декларация о намерениях)

Алексей Викторович Гайдуков, Роман Витальевич Шиженский
Читать PDF
0.00 байт

Риторическая ассоциация встречается на родине С. А. Есенина

Богданова Е. С., Аннушкин В. И.
Читать PDF
0.00 байт

Ассоциация «Непрерывное педагогическое образование»: этапы становления, перспективы развития

Курилова Л. М.
В статье представлена история становления и развития ассоциации «Непрерывное педагогическое образование», выделены основные ее этапы, дана краткая их характеристика.

Найдено книг по теме — 12

Похожие термины: