АСПИРАНТУРА

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АСПИРАНТУРА
форма подготовки педагогических и научных кадров для высших учебных заведений и научных учреждений.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Аспирантура
форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научноисследовательских институтов.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

АСПИРАНТУРА
специфическая форма подготовки (очная и заочная) научно-педагогических кадров, созданная при кафедре и лаборатории вуза или научно-исследовательского института [51, c. 53].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АСПИРАНТУРА
произошло от латинского слова, обозначающее в переводе - стремление, старание приблизиться). Одна из форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в России. Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

Аспирантура
форма подготовки научно-педагогических и научных кадров для проведения научно-исследовательской, инновационной и широкой педагогической деятельности в вузах, НИИ, школах повышенного типа, в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

АСПИРАНТУРА
Форма подготовки научно-педагогических и научных работников. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций – с 1934 г.). Может быть очной (3 года обучения) и заочной (4 года обучения).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Аспирантура
форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для образовательных учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов. Аспирантура организуется в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских институтах, которые обеспечены высококвалифицированными научными кадрами и обладают соответствующей научно-исследовательской базой. Подготовка аспирантов производится в очной и заочной формах.

Источник: Исследовательская деятельность

Аспирантура
форма подготовки научно-педагогиче ских и научных кадров. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатской диссертации – с 1934). Различают аспирантуру с отрывом от производс тва (очная) и без отрыва от производ ства (заочная). В большинстве зару бежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется главным образом при универс итетах в специальных центрах т. н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследователь ской работы и присуждением высшей учёной степени (чаще всего докторс кой).

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АСПИРАНТУРА
от лат. aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться) форма подготовки научно-педагогических и научных кадров. Организована в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатской диссертации - с 1934 г.). Различают А. с отрывом от производства (очная) и без отрыва от производства (заочная). В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная А., осуществляется главным образом при университетах и специальных центрах т.н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской). — наличие аспирантуры - одно из необходимых условий для реализации в вузе программ по подготовке магистров. (Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Магистратура: слово и дело. - СПб., 2002. ) — первая ступень послевузовского профессионального образования, ведущая к получению ученой степени кандидата наук, и основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях и научных учреждениях. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) См. также Послевузовское профессиональное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АСПИРАНТУРА
(лат. aspirans (aspirantis) – стремящийся к чему-либо; лицо, ищущее какого-либо места или должности) – основная форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров; организуется при высших учебных заведениях, научных организациях, имеющих необходимую научную и материальную базу. В А. принимаются лица, имеющие законченное высшее образование и проявившие способности к педагогической и научно-исследовательской деятельности. Обучение в А. осуществляется с отрывом (очная А.) и без отрыва (заочная А.) от производства. Срок обучения с отрывом от производства не должен превышать три года, без отрыва – четыре года. Поступающие в А. сдают вступительные экзамены по специальности, философии и иностранному языку в объеме действующей вузовской программы. Лица, имеющие диплом магистра, а также сдавшие частично или полностью кандидатский минимум, освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов в А. Каждому аспиранту при зачислении назначается научный руководитель из числа докторов наук или профессоров, который консультирует аспиранта по научной проблематике, контролирует выполнение им утвержденного индивидуального плана и несет личную ответственность за качество выполнения диссертации. Аспирант работает по индивидуальному плану, периодически отчитывается о его выполнении на заседании кафедры, отдела, лаборатории и ежегодно аттестуется научным руководителем. За время обучения в А. аспирант прослушивает цикл лекционных курсов, сдает экзамены кандидатского минимума, выполняет диссертацию, которую представляет к публичной защите. Обязательным условием является публикация не менее трех статей в научных журналах, имеющих утвержденный ВАК статус специализированного издания, и апробация результатов исследования на научных конференциях. Аспирант обязан овладеть не только глубокими профессиональными знаниями, приобрести навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, но и иметь широкий научный кругозор, общекультурную подготовку, глубокие знания по педагогике и психологии, методике преподавания, владеть новейшими технологиями обучения и воспитания. В случае успешной защиты диссертационного исследования аспиранту присуждается ученая степень кандидата наук (Энциклопедический словарь Рус. Биогр. Ин-та Гранат. – 7-е изд. – М., 1935. – Т. 4. – С. 78; Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. – М.: Инфра, 1997. – С. 125). В. И. Астахова, Т. М. Тимошенкова

Источник: Глоссарий современного образования.

АСПИРАНТУРА
от лат. aspiro — стремлюсь, стараюсь приблизиться), форма планомерной подготовки науч.-пед. и науч. кадров. Имеется в Рос. Федерации и др. гос-вах СНГ, в ряде заруб. стран (напр., аспирантские школы при нек-рых ун-тах США). В СССР впервые образована при Президиуме ГУС в 1925; в 30-х гг. введена в вузах и АН СССР, апосле 1945-при Н.-и. учреждениях.
Традиционно различают А. с отрывом от произ-ва (очная), в к-рую принимаются лица не старше 35 лет (3 года обучения), и без отрыва от произ-ва (заочная) для лиц не старше 45 лет (4 года обучения). Подготовка в А. по психол.-пед. наукам предусмотрена по специальностям: теория и история педагогики, методика преподавания (по отраслям наук), спец. педагогика, теория и методика физич. воспитания и спорт, тренировки и оздоровительной физич. культуры, теория, методика и организация культ.-просвет. деятельности, общая психология, психофизиология, психология труда, инж. психология, мед. психология, социальная психология, социология и психология личности, юрид. психология, пед. и возрастная психология и др.
Поступающие в А. представляют науч. доклады (рефераты) на избранные ими темы по специальности или опубликованные науч. работы, сдают вступит, экзамены в объеме программы вуза по философии, специальности и иностр. языку.
Аспиранты работают по индивидуальным планам под контролем науч. руководителя, проходят необходимую практику и готовят диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Первой ступенью аттестации аспирантов как науч. работников являются экзамены кандидатского минимума (по философии, одному из иностр. языков и по специальности). Экзамен по специальности сдается по программе, состоящей из 2 частей: типовой и дополнительной (разработанной соответствующей кафедрой, отделом и т. п. и утвержденной ученым советом вуза, ф-та или НИИ, где принимается экзамен). Для приема экзаменов кандидатского минимума руководители вузов, науч. учреждений, имеющих право приема таких экзаменов, назначают спец. комиссии. Во время обучения по пед. и психол. специальностям аспиранты должны изучить педагогику и психологию, в т. ч. применительно к проблемам преподавания в высш. школе, экономику нар. образования, по ряду специальностей овладеть методами применения вычислит, техники, матем. моделирования и др. и по решению ученого совета сдать соответствующие экзамены и зачеты с учетом профиля подготовки, а также пройти пед. практику. Успешно окончившим курс обучения в А. присваивается квалификац. звание (педагог-исследователь, психолог-исследователь) с вручением диплома установленного образца и предоставлением преимуществ при занятии преподавательских должностей, требующих повышенного уровня подготовки. Лица, прошедшие полный курс обучения и выполнившие самостоят. Н.-и. работу, допускаются к защите кандидатской диссертации.
С 70-х гг. большинство аспирантов проходило обучение в т. н. целевой А. по направлениям предприятий, орг-ций и вузов. В 80-е гг. в ходе перестройки высш. и ср. спец. образования в стране расширена очная А., в к-рую отбирается талантливая молодежь, гл. обр. из числа специалистов, имеющих опыт работы в избранном науч. направлении.
Лит.: Положение о подготовке науч.-пед. и науч. кадров в системе непрерывного образования, «Бюллетень ВАК СССР», 1988, № 2. Ю. Г. Круглое, А. Ф. Парастаев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

АСПИРАНТУРА
основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Подготовка аспирантов осуществляется по отраслям наук и научным специальностям в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.
А. открывается в учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и научных организациях, имеющих государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности, располагающих высококвалифицированными научно-педагогическими и научными кадрами, современной научно-исследовательской и экспериментальной базой.
В А. на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и творческие достижения в научной работе.
Граждане иных государств принимаются в А. высших учебных заведений и научных организаций на основе международных договоров и соглашений, а также по прямым связям с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями.
Поступающие в А. проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию.
Решение о допуске к вступительным испытаниям в А. приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с научным руководителем и доводит до сведения поступающего не позднее недельного срока со дня его принятия.
 
Поступающие в А. участвуют в сдаче вступительных испытаний:
по специальной дисциплине в объеме действующей программы для специалиста или магистра;
по иностранному языку, определяемому высшим учебным заведением или научной организацией и необходимому аспиранту для выполнения диссертационной работы;
по философии.
Срок обучения в очной А. не должен превышать трех лет, в заочной А. – четырех лет, в ассистентуре-стажировке, осуществляющей подготовку кадров по исполнительским и педагогическим специальностям в высших учебных заведениях и научных организациях культуры и искусства, – двух лет.Освобождение от работы лиц, принятых в очную А., производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Стипендия аспирантам выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.
Аспирант за время обучения в А. обязан: полностью выполнить индивидуальный учебный план;
сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;
завершить работу над диссертацией, включая проведение предварительной экспертизы.
Выпускникам аспирантуры время обучения в очной А. засчитывается в стаж научно- педагогической и научной работы.
Трудоустройство окончивших А. осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Высшие учебные и научные организации могут в соответствии с договором с предприятиями, учреждениями и организациями осуществлять при необходимости предварительную стажировку до 12 месяцев для лиц, поступающих в А.
Социальные гарантии и льготы для лиц, поступающих и обучающихся в А., определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Самостоятельная работа специалистов над диссертацией является одной из форм подготовки и повышения квалификации научно-педагогических, научных кадров и работников высших учебных заведений, предприятий, учреждений и организаций.
Соискателями ученой степени, работающими над кандидатскими диссертациями самостоятельно, могут быть лица, имеющие высшее профессиональное образование.
Соискатели прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к высшим учебным заведениям и научным организациям, имеющим А. по соответствующим специальностям и располагающим научно- исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами вышей квалификации.
Прикрепление соискателей для сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более двух лет и для подготовки диссертации – на срок не более трех лет. Общий срок прикрепления в качестве соискателя не должен превышать пяти лет.
Научными руководителями соискателей назначаются, как правило, лица из числа докторов наук и профессоров.
Индивидуальный план работы и тема диссертации утверждаются на заседании кафедры высшего учебного заведения или отдела (сектора, лаборатории) научной организации.
Соискатели сдают по месту прикрепления кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине.
А.М. Новиков

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
346.28 кб

К 90-летию ГПНТБ СО РАН Аспирантура ГПНТБ СО РАН: время собирать… кадры

Гузнер Ирина Александровна, Гузнер Сало Семенович
Анализируется деятельность аспирантуры ГПНТБ СО РАН за 1967-2007 гг.
Читать PDF
159.18 кб

Аспирантура как средство советизации высшей школы во второй половине 1920-х первой половине 1930-х г

Цеховой Николай Петрович
Анализируется место и роль института аспирантуры в проведении государственной политики советизации в отношении высшей школы страны во второй половине 1920-х первой половине 1930-х гг.
Читать PDF
1.48 мб

Аспирантура кузница научно-педагогических кадров

Почанкина Татьяна Васильевна
Читать PDF
154.95 кб

Аспирантура и докторантура как образовательные институты подготовки научно-педагогических кадров

Матушанский Г. У., Бушмина О. В.
Приводится ретроспективный анализ содержания послевузовской подготовки в России и предлагается в условиях интеграции отечественной высшей школы в единое европейское образовательное пространство, формируемое согласно принципам Боло
Читать PDF
201.06 кб

Аспирантура в ЯГПУ: 20-50-е гг. ХХ века

Родонова Светлана Юрьевна, Стремоусова Елена Николаевна
Читать PDF
295.02 кб

Современная аспирантура и перспективы ее развития

Сенашенко В. , Кузнецова В. , Пахомов С.
Работа выполняется при частичной поддержке программы «Университеты России» (УР. 10.01.0470).
Читать PDF
388.61 кб

Аспирантура как образовательная программа

Сенашенко В. , Сенаторова Н.
Читать PDF
645.80 кб

Аспирантура в общем процессе непрерывного образования

Егоров Андрей Валентинович, Малиновская Галина Николаевна
Читать PDF
433.28 кб

Аспирантура челябинского политехнического института в годы перестройки

Сибиряков Игорь Вячеславович, Сибиряков Леонид Игоревич
Рассмотрены различные аспекты деятельности аспирантуры Челябинского политехнического института в годы перестройки; проанализированы основные проблемы развития данного института в исследуемый период, определена роль аспирантуры в с
Читать PDF
106.47 кб

Аспирантура РУДН в контексте подготовки кадров высшей квалификации для инновационной России

Андреева Ольга Валентиновна
В статье рассматривается процесс реализации Концепции развития докторантуры и аспирантуры в Российском университете дружбы народов. Дана характеристика первого этапа формирования внутривузовского образовательного пространства.
Читать PDF
187.16 кб

Аспирантура в России и докторантура в Германии: на пути к сближению

Малышева Марина Михайловна
Статья посвящена изучению и пониманию сути преобразований и инициатив России и Германии на уровне докторантур. Основной фокус работы международное совместное руководство аспирантами (докторантами).
Читать PDF
200.70 кб

Аспирантура в Российской Федерации: новые подходы

Андреева Ольга Валентиновна
В контексте новых подходов к образованию в Российской Федерации и в связи с обсуждением проекта федерального закона об образовании предлагается макет примерного типового образовательного стандарта по специальности аспирантуры для
Читать PDF
0.00 байт

Аспирантура - научно-образовательная система обеспечения кадрового резерва

Сависько А.А., Батюшин М.М., Боканева С.А.
Читать PDF
0.00 байт

Аспирантура по экономическим специальностям: опыт РУДН

Лазанюк Инна Васильевна
В свете современных подходов к образованию в Российской Федерации и в связи с переходом аспирантуры на стандарты нового поколения в статье анализируется опыт аспирантской подготовки по экономическим специальностям в Российском уни
Читать PDF
144.60 кб

Аспирантура инновационная ступень последипломного педагогического образования

Шепель В. М.
Рассматриваются актуальные проблемы повышения качества последипломного педагогического образования. Предлагаются конкретные меры: профотбор слушателей аспирантуры, введение в обучение новых предметов.

Похожие термины:

  • Заочная аспирантура

    безотрывная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации (кандидатов наук); действует при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и на