АРТ-ТЕРАПИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

АРТ-ТЕРАПИЯ
1) использование искусства с психотерапевтическими целями; 2) метод психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в способностях и качествах личности детей, испытывающих трудности в процессе своего развития.

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

Арт-терапия
(от англ. art – искусство) – направление в психотерапии и педагогической коррекции, основанное на воздействие психоэмоционального состояния, самовыражения, повышения самооценки с помощью изобразительного искусства, музыки, драматургии, чтения, танцев, творческого поиска одухотворенности в повседневном.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

АРТ-ТЕРАПИЯ
Термин введен в 1938 г. Адрианом Хиллом (Art; artist (англ.) — искусство, художник. «Therapеia» (греч.) — забота; уход; лечение) и означает: 1) избавление от чего-либо; 2) «социально-психологическое врачевание» (изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами спонтанной художественной деятельности). Релятивность понятия «терапия» аргументирует его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности.
Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — личность, стремящаяся к творческому самораскрытию, укреплению психологического здоровья, гармонизации эмоционального самочувствия, расширению диапазона своих возможностей. Искусство — зеркало, где каждый видит себя (Г.Гете)
Арт-терапия чаще всего рассматривается в контексте пластических искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна и прочих форм творчества, в которых визуальный канал коммуникации играет ведущую роль (акцент не на искусство вообще, а на визуальные искусства). «Картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов», — гласит восточная мудрость.
Арт-терапия — это высвобождающая чувства терапия (П. Левинсон); средство общения на символическом уровне (К.Рудестам). Основа арт-терапевтического процесса — в том, что наиболее важные мысли и переживания человека легче выразить в виде образов, нежели слов (Э.Крамер, М.Наумбург).
С позиций феноменологии в продукте творчества отражаются все виды подсознательных процессов (внутренние конфликты, воспоминания детства, вытесненные переживания и др.). В процессе арт-терапии человек сначала пребывает в роли «художника», затем становится сторонним наблюдателем. Со временем происходит изменение отношения, инициирование ощущения целостности и гармоничности образа «Я». Безопасная психологическая атмосфера, безоценочное принятие изобразительного продукта, независимо от его эстетической ценности, доброжелательное отношение — необходимые условия для самопознания, личностного роста участников арт-терапевтических занятий любого возраста, начиная с 6–7 лет.
В арт-терапии используются элементарные художественные средства, не требуется предыдущего опыта в рисовании и специальных художественных способностей. В основе — спонтанные, произвольные, «свободные» рисунки, которые не бывают «неправильными», а также экспериментирование с различными нестандартными изобразительными средствами и материалами. Рисунок, живопись, работа сглиной, пластилином, изготовление декоративных предметов, коллажей, создание композиций из различных природных и поделочных материалов — все это изобразительная деятельность, и психологические закономерности ее развития едины (Л.С.Выготский, Ю.А.Полуянов).
Арт-терапию образно называют «исцеляющим искусством». Спонтанная изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами (психологическим, эмоциональным, релаксационным, психопрофилактическим, социально-коммуникативным). Это — гуманный процесс, который, способствуя социализации личности, позволяет сохранить собственную уникальность, личностную и культурную идентичность.
Арт-терапевтическая работа в школе — специально организованная система внеклассных занятий — позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами (К.Уэлсби), направлена на гуманизацию отношений, гармонизацию психоэмоционального самочувствия личности в социуме. При этом реализуются развивающие, воспитательные, психолого-терапевтические, диагностические, коррекционные и другие функции педагогической модели арт-терапии.
Освоение арт-терапии специалистами помогающих профессий не только расширяет их профессиональные возможности, но также создает прецедент уникального сочетания образовательного процесса с терапией личности. Это важно потому, что работа с другими людьми, оказание им психологической помощи, поддержки непременно требует от специалиста понимания самого себя, своих потребностей, противоречий, проблемных зон. «Если я должен способствовать личностному росту других, то я должен расти сам...», — подчеркивал К.Роджерс. По глубокому убеждению его дочери, все люди обладают природной способностью к творчеству. «Опробуйте новый для себя опыт, — предлагает Н.Роджерс, — вы удивитесь самому себе, своей способности быть подлинно творческим человеком».
Л.Д.Лебедева
Литература:Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.
Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер Ком, 1999.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
388.85 кб

Локальная терапия ревматоидного артрита

Олюнин Ю. А.
Читать PDF
267.75 кб

Комплексная терапия ревматоидного артрита

Петрова М. М., Романова И. В.
В настоящей статье рассматриваются принципы комплексной терапии ревматоидного артрита, а также приведены рекомен дации по профилактике и лечению побочных эффектов при терапии данного заболевания.
Читать PDF
153.41 кб

Стандарты терапии псориатического артрита

Коротаева Т. В., Насонов Е. Л.
Псориатический артрит (ПсА) – хроническое воспалительное заболевание суставов, позвоночника и энтезисов из группы серонегативных спондилоартритов, обычно ассоциированное с псориазом [1].
Читать PDF
1.18 мб

Циклоспорин а в терапии ювенильных артритов

Федоров Е. С., Салугин Светлана Олеговна
Изложены подходы к применению циклоспорина А (ЦсА) при ювенильном артрите (ЮА).
Читать PDF
137.83 кб

Терапия адалимумабом псориатического артрита

Бадокин В. В.
Читать PDF
146.23 кб

Терапия псориатического артрита инфликсимабом

Бадокин В. В., Корсакова Ю. Л., Барскова В. Г., Елисеев М. С., Кудаева Ф. М.
Цель исследования изучение эффективности и переносимости инфликсимаба (Ремикейд) при основных синдромах псориатиче-ского артрита (ПА). Материал и методы.
Читать PDF
361.10 кб

Фотодинамическая терапия ревматоидного артрита

Романко Ю. С., Каплан М. А., Попучиев В. В., Сурова Л. В., Эпатова Т. В.
В обзоре представлены данные о возможностях применения фотодинамической терапии и диагностики в ка­честве малоинвазивной синовэктомии, местной противовоспалительной терапии и экстракор­поральной фотохимиотерапии (фотофереза) в леч
Читать PDF
519.37 кб

Биоповеденческая терапия ревматоидного артрита

Шабанова Н. А., Шубина О. С., Уколова Л. А., Тов Н. Л.
Актуальность исследования продиктована необходимостью расширения арсенала помощи больным ревматоидным артритом.
Читать PDF
250.72 кб

«Артрикюр» тм в терапии псориатической болезни

Айзятулов Р. Ф.
Надано літературні дані з клініки та лікування псоріатичного артриту. Представлена клінічна характеристика хворих.
Читать PDF
2.95 мб

Медикаментозная терапия псориатического артрита

Т.В. Плаксина
Псориатический артрит (ПА) является одним из основных воспалительных заболеваний суставов и позвоночника.
Читать PDF
251.57 кб

Симптоматическая терапия псориатического артрита

Корсакова Ю. Л.
Частота поражения суставов при псориазе составляет от 13,5 до 47%. Дискутабельным до сих пор остается вопрос является ли псориатический артрит особой формой псориаза или самостоятельной патологией.
Читать PDF
308.62 кб

Ремикейд в терапии раннего ревматоидного артрита

Лукина Г. В., Лучихина Е. Л., Сигидин Я. А., Каратеев Д. Е., Александрова Е. Н., Новиков А. А., Насонов Е. Л.
Актуальность Оценить эффективность и переносимость ремикейда у больных с ранним РА (длительность заболевания до 2-х лет).
Читать PDF
231.40 кб

Комбинированная терапия артериальной гипертензии

Большакова О.О.
Статья представляет собой краткий обзор литературных данных, касающихся назначения комбинированной антигипертензивной терапии.
Читать PDF
102.83 кб

Современные подходы к терапии реактивных артритов

Белов Б.С., Шубин С.В., Эрдес Ш.Ф.
Читать PDF
776.37 кб

Цертолизумаб пегол в терапии ревматоидного артрита

Лукина Галина Викторовна, Сигидин Я. А.