АРМЕНИЯ

Найдено 1 определение
АРМЕНИЯ
Республика Армения, гос-во в Закавказье. Пл. 29,8 тыс. км2. Нас. 3293 тыс. чел. (1989). Столица-Ереван.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходился 901 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 814 чел.). В отраслях экономики в 1989 было занято 386,3 тыс. специалистов, в т. ч. св. 215 тыс. с высшим и св. 171 тыс. со ср. спец. образованием.
Дошкольные учреждения. Первый арм. дет. сад был открыт в Тбилиси в 1880 педагогом Софией Бабаян. В 1914—16 в Ереване, Апександрополе и Дилижане были созданы частные дет. сады (140 воспитанников). С кон. 1920 стала формироваться сеть гос. дошк. учреждений, к-рая в 30-е гг. охватила не только города, но и села А. Во время Вел. Отеч. войны и в первые послевоен. годы сеть дошк. учреждений сократилась. Быстрыми темпами система дошк. воспитания стала развиваться после 1959. Динамику развития сети дошк. учреждений в 1940—80 см. в табл.
В 80-х гг. преимуществ, развитие в сел. местности получили комплексы «Школа- дет. сад». Расширен прием студентов на ф-ты дошк. воспитания пед. вузов. В 1991 св. 1200 постоянных дошк. учреждений посещало 163 тыс. детей, в т. ч. св. 940 дет. яслей-садов-св. 148 тыс. детей. Обеспеченность детей пост. дошк. учреждениями составляла 35,5%. Св. 90% воспитат. групп вели работу на арм. языке. В дощк. учреждениях организованы также группы с рус. и др. языками общения и воспитания. Воспитателей дошк. учреждений готовили (1989/90 уч. г.): ср. квалификации — ереванские — армянское и русское — Кумайринское и Горисское пед. уч-ща; высш. квалификации — Ереванский и Кироваканский пед. ин-ты. Из 11,5 тыс. пед. работников дошк. учреждений ок. 3,3 тыс. имели высшее образование.
Общеобразовательная школа. В школах, существовавших до 5 в., преподавание велось на сирийском и греч. языках. Создание просветителем Месропом Маштоцем (в 405—406) арм. алфавита способствовало развитию шк. образования на родном языке. В разл. областях А. при поддержке гос-ва были открыты школы. После раздела А. Персией и Византией (4—5 вв.) мн. школы были закрыты, а часть их перешла в ведение монастырей. Дети арм. знати обучались гл. обр. в византийских центрах науки и образования. Нек-рые монастырские школы повышенного типа — варда-петараны (вардапет — учитель, ученый) готовили высш. духовенство и учителей. В 5—7 вв. были известны школы Ерасхад-зора, Бжни, Тарона, Дпреванка (в Шираке), Арагацотна и др.
Араб. завоевание (с сер. 7 в.) замедлило развитие арм. культуры. С восстановлением арм. государственности в 9—11 вв. начался подъем нац. культуры. Открылись светские обществ. школы. Гос-во взяло на себя часть расходов на просвещение. Возникли арм. академии (чема-ран), ун-ты (амалсаран) и др. уч. заведения; наиб. известны Санаинская академия (осн. в 1035), Ахпатская школа мудрости (1081), Анийская филос. школа (1085). Помимо богословия преподавались философия, риторика, грамматика, арифметика, геометрия, музыка, рисование; уч-ся обучались ремеслам, связанным с изготовлением книги. В 10 в. славилась монастырская школа Наре-каванк. В сер. 11 в. А. вновь подверглась агрессии Византии, а затем была завоевана сельджуками, беспощадно разорявшими арм. народ. Воссоздание арм. государственности в Киликии (1080) сопровождалось развитием просвещения; были созданы школы, к-рые содержались гос-вом.
В 13—14 вв. в А. существовали крупные уч. центры: Гладзорский и Татев-ский ун-ты, из к-рых вышли десятки деятелей науки, просвещения, писателей, художников и музыкантов. Росту культурного движения в А. помогло возникновение книгопечатания на арм. языке. В 1512 в Италии вышла первая печатная книга на арм. языке. Позже арм. типографии открылись во мн. городах Европы и Азии. В А. первая типография была создана в 1771 (в Эчмиадзине). В 1780 в Петербург была перевезена из Лондона арм. типография, в к-рой печатались буквари, учебники, а также пособия для обучения рус. языку в арм. школах. В 16—18 вв. терр. А. была разделена между Персией (Вост. А.) и Турцией (Зап. А.). Шк. дело пришло в упадок; уч. заведения существовали лишь в нек-рых монастырях и поддерживавших прежние традиции центрах просвещения, гл. обр. в Вост. А. (в 18 в. — ок. 20 школ). В кон. 18-нач. 19 вв. арм. школы открывались и в пределах Рос. империи: в Крыму, Новой Нахичевани, Астрахани и др.
Присоединение Вост. А. к России (1805—28) способствовало развитию арм. культуры. Преимуществ, права в развитии просвещения царское пр-во предоставило арм. церкви. Согласно «Положению об управлении духовных дел христиан арм.-григорианского вероисповедания» (1836), церк. органы кроме духовной академии в Эчмиадзине («Геворгян чемаран», осн. в 1874) могли открывать духовные семинарии в центрах епархий (6), духовные уч-ща (нач. уч. заведения повышенного типа) и церковноприходские школы в др. населенных пунктах. Большую роль в подготовке арм. деятелей культуры сыграло Нерсесянское уч-ще, открытое в 1824 в Тбилиси (существовало до 1921). Среди преподавателей и выпускников уч-ща известные арм. педагоги — А. Аламдарян, X. Абовян, С. Назарян и др.
В 1850—60 и 1864—1917 уч. заведения А. находились в подчинении Кавк. уч. округа. Во 2-й пол. 19 в. значительно увеличилось кол-во церковноприходских школ: в 1870 их было 134, а в 1884- 350 (ок. 20 тыс. уч-ся). Рост числа арм. школ казался опасным пр-ву: высочайшими указами трижды (в 1885, 1895 и 1903) закрывались почти все церковноприходские арм. школы. Они были восстановлены лишь под влиянием де-мокр. требований Революции 1905—07. В 1914/15 уч. г. в 459 нач. и неполных ср. школах учились ок. 34,7 тыс. чел. Действовали 2 гимназии (муж. и жен. в Ереване). Имелось св. 30 мусульм. уч. заведений. По переписи 1897, грамотность населения составляла около 10%.
В Арм. демокр. республике 1918—20 было законодательно введено обучение на родном языке. Открылись мн. арм. нач. и ср. школы. Подготовку пед. кадров начал Арм. ун-т в Ереване (осн. в 1920). Однако многие шк. здания были разрушены в результате захвата части территории А. турецкими войсками. Нерегулярно действовали 166 школ (18,6 тыс. уч-ся).
После установления сов. власти (ноябрь 1920) уч. заведения в А. стали государственными, были отделены от церкви; в школах утвердилось преподавание на родном языке. В сент. 1921 Совнарком А. принял декрет о ликвидации неграмотности среди взрослого населения; были открыты школы и курсы по ликвидации неграмотности. В 1922/23 уч. г. работало 316 пунктов ликбеза (6,4 тыс. уч-ся), в 1923/24 уч. г. — 429 пунктов (8,5 тыс. уч-ся). В 1928—32 в сети ликбеза обучалось св. 500 тыс. чел. В кон. 1930-х гг. в А. была ликвидирована массовая неграмотность; грамотность населения достигла св. 83%.
Была создана общедоступная единая трудовая школа. В 1921/22 уч. г. действовало 500 школ, в 1929/30 уч. г. их число возросло до 900. К 1922/23 уч. г. было создано св. 70 школ с обучением на родном языке для детей разл. национальностей, проживающих в А.: 36 азербайджанских (св. 1,5 тыс. уч-ся), 24 русские (св. 1,7 тыс.), 5 ассирийских (ок. 200 уч-ся), 5 курдских (св. 260), 4 греческие (св. 220). С кон. 30-х гг. эти школы были реорганизованы в армянские и русские, а изучение родного языка велось факультативно.
Расширение сети школ, Значит. увеличение числа учителей позволили к 1932 осуществить в А. всеобщее обязательное начальное обучение. В 1940 начался переход к всеобщему обязат. 7-летнему обучению.
Во время Вел. Отеч. войны школы А. продолжали занятия, хотя контингент учащихся сократился. Действовало (1944) 34 дет. дома, в к-рых было св. 5 тыс. воспитанников (в 1940 насчитывалось 14 дет. домов с 1,5 тыс. воспитанников). С 1943/44 уч. г. в уч. планы ст. классов ср. школ включен курс истории арм. народа. В 1945 в А. было осуществлено всеобщее обязат. 7-летнее обучение. Число учащихся школ в 1950/51 уч. г. достигло довоен. уровня. Реализовано массовое школьное обучение детей с 7-летнего возраста (начато в годы войны). С 1956 организовывались школы-интернаты. В большинстве школ были созданы уч. мастерские, опытные участки, укрепилась материально-техн. база. С 1959 вводилось всеобщее 8-летнее обучение. С нач. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодежи. Сведения о развитии шк. системы в 1940—80 см. в табл.
После 1985 пересмотрено содержание школьного образования в интересах создания лучших условий для развития личности учащегося. Разработано св. 50 уч. планов интегрированных шк. курсов, в т. ч. по обществоведению и истории, естествознанию. Увеличено время на изучение арм. яз. и лит-ры, истории арм. народа. Разрабатываются соответствующие учебники. Обеспечение ими нач. школы завершено в 1990. На ст. ступени ср. школы расширены возможности углубленного изучения отд. предметов, в т. ч. в специализиров. школах (действуют, в частности, при АН Армении, Ереванском ун-те, нек-рых отраслевых вузах).
Во время землетрясения (дек. 1988). было разрушено св. 470 шк. зданий (св. 100 тыс. ученич. мест). Св. 25 тыс. уч-ся были эвакуированы в Грузию, Белоруссию, Россию, на Украину, где для них были организованы занятия на родном языке. Для детей арм. населения, выехавшего после 1989 из Азербайджана, в А. открыты дополнит, школы и классы, в к-рых занятия идут по особым уч. планам и режиму.
В 1990/91 уч. г. действовало св. 1,3 тыс. дневных общеобразоват. школ (ок. 0,6 млн. уч-ся): 18 нач., св. 214 неполных средних и св. 1080 средних (97% уч-ся) школ. 89,1% школ — с арм. языком обучения; в них учится св. 86% школьников.
54% выпускников дневных ср. школ продолжают обучение в разл. уч. заведениях. В 50 вечерних школах занималось св. 10 тыс. чел. Имелось ок. 30 школ для детей с недостатками умственного и физич. развития (ок. 4,5 тыс. уч-ся), 1 дет. дом (св. 100 воспитанников), 1 спец. школа для трудновоспитуемых подростков. В общеобразовательных школах было занято св. 53 тыс. учителей, в т. ч. ок. 83% с высш. образованием.
Внешкольные учреждения: св. 50 домов дет. творчества, 38 станций юных техников, 17 станций юных натуралистов; действуют 172 ДЮСШ (среди руководителей известные спортсмены Г. Шагинян, И. А. Новиков, А. Азарян, В. Енги-барян и др.), а также 170 дет. муз. и худож. школ и др. В Ереване работает (с 1970) крупнейший в странах СНГ центр эстетич. воспитания детей (основатель — Ж. Агамирян, руководитель с 1978 Г. Игитян). Внешк. учреждения охватывают св. 100 тыс. чел.
Профессионально — техническое образование. Первая профшкола в А. была организована в 1924 в Ленинакане для обеспечения текст. фабрики рабочими кадрами. В 1925 открыта первая школа ФЗО. В 1940 создана система Гос. трудовых резервов, готовившая квалифициров. рабочих для ведущих отраслей пром-сти и с. х-ва. В 1958 она преобразована в систему проф.-тех. образования. С 1972 открываются ср. ПТУ. Динамика развития системы проф.-тех. образования в 1940- 1980 в А. представлена в табл. В 1929- 1989 в уч. заведениях этой отрасли образования подготовлено св. 60 тыс. квалифициров. рабочих.
Со 2-й пол. 80-х гг. система проф.-тех. образования перешла на подготовку квалифициров. рабочих на основе прямых договоров с предприятиями. С нач. 90-х гг. на базе неск. ПТУ создаются техн. лицеи с различными сроками обучения. В 1990/91 уч. г. в 84 проф.-тех. уч. заведениях обучалось свыше 20,1 тыс. уч-ся (в т. ч. в 15 СПТУ — 8 тыс. уч-ся) по 200 профессиям. Из 1,1 тыс. преподавателей св. 97% — с высш. образованием.
Среднее специальное образование. До 1917 в А. было лишь одно ср. спец. уч. заведение — учительская семинария в Ереване (св. 100 уч-ся). В 1920 была открыта Ереванская муз.
студия. В 1921/22 уч. г. работали элек-тромеханич. и строит. техникумы, худож. и муз. уч-ща. В 1927/28 уч. г. в 12 ср. спец. уч. заведениях обучалось 1,7 тыс. уч-ся. В годы первых пятилеток выросла сеть ср. спец. уч. заведений. Развитие ср. спец. образования в 1940—80 представлено в табл. В 1929—89 ср. спец. уч. заведениями подготовлено ок. 410 тыс. специалистов. В 1990/91 уч. г. в 70 ср. спец. уч. заведениях по 150 специальностям обучалось ок. 46 тыс. уч-ся (св. 95%-армяне). В ср. спец. уч. заведениях занято св. 4 тыс. преподавателей (99% — с высш. образованием). Среди новых специальностей — произ-во пром. роботов, программирование для быстродействующих ЭВМ и др.
Высшее образование. В ср.-век. А. высш. образование давали академии и ун-ты, основу общеобразоват. программы к-рых составляли «семь свободных искусств». В 19 в. выходцы из А. получали высш. образование в спец. классах Лазаревского ин-та вост. языков — арм. уч. заведения в Москве. Накануне Окт. революции высшего учебного заведения на терр. совр. А. не было.
В 1920 создан Ереванский ун-т, в 1922 — Арм. пед. и Ереванский мед. ин-ты. В дальнейшем система вузов совершенствовалась гл. обр. в интересах развития нар. х-ва: были открыты зооветеринарный (1931), политехн. (1933) и др. ин-ты. Динамика развития сети вузов в в 1940—80 отражена в табл. В 1929 в 89 вузах А. подготовлено св. 285 тыс. специалистов.
В 1990/91 уч. г. в 14 высш. уч. заведениях по 153 специальностям обучалось св. 68 тыс. студентов (98% — армяне). Подготовка специалистов с кон. 80-х гг. ведется гл. обр. на основе договоров вузов с предприятиями. Крупнейшие вузы: ун-т (7,2 тыс. студентов); ин-ты — политехнический (23,6 тыс. студентов), педагогический (5,6 тыс. студентов), с. х-ва (4 тыс. студентов), нар. х-ва (4 тыс. студентов) — все в Ереване. В вузах занято св. 5,3 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 360 докторов и св. 2,6 тыс. кандидатов наук.
Педагогическое образование. С 1830-х гг. учителей для арм. школ выпускали Ереванская и Щушин-ская духовные семинарии; в Ереванской в 1857 был впервые введен курс педагогики. С сер. 1870-х гг. педагогов готовила и Арм. духовная академия в Эчмиадзине. Преподавателей со ср. пед. образованием выпускала учительская семинария в Ереване (осн. в 1881).
Систематич. подготовка для школ учительских кадров высш. квалификации началась на пед. ф-те Ереванского ун-та и в ереванском Арм. пед. ин-те.
В 1935 открыт рус. учительский ин-т (с 1962 — пед. ин-т рус. и иностр. языков). Специалистов ср. квалификации готовили (данные на 1940/41 уч. г.) 5 пед. техникумов (0,6 тыс. уч-ся). В 1946 в республике было 3 пед. ин-та и 1 учительский ин-т, 6 пед. уч-щ. В кон. 80-х гг. пед. кадры с высш. образованием готовили Армянский (Ереван), Ки-роваканский, Кумайринский пед. ин-ты и Ереванский пед. ин-т рус. и иностр. языков (всего ок. 12 тыс. студентов). Учителей для школы выпускают также нек-рые ф-ты ун-та и ин-та физич. культуры. Педагогов ср. квалификации готовили Горисское, ереванские (русское и армянское), Кумайринское пед, уч-ща; индустриально-пед. техникум, техникум физич. культуры, муз.-пед. уч-ще (все в Ереване). В ср. пед. уч. заведениях в 1988/89 уч. г. обучалось ок. 25 тыс. уч-ся.
Повышение квалификации педагогов осуществляют республиканский (осн. в 1934) и ереванский городской (1965), Кумайринский и Кироваканский межрайонные (оба с 1967) ин-ты усовершенствования учителей (в нач. 90-х гг. — ок. 14 тыс. слушателей).
Педагогическая наука. В древней А. пед. идеи находили отражение в устном нар. творчестве (притчи, басни и т. д.). Создание Месропом Маш-тоцем арм. алфавита способствовало развитию нац. культуры, в т. ч. и педагогической. Среди деятелей ср.-век. арм. школы известны ученые и педагоги — Оганес Гитнакан, Григор Магистрос, Оганес Сар-каваг, Нерсес Мшеци, Оганес Воротнеци, Григор Татеваци и др. Перу Анании Ширакаци принадлежит древнейший учебник арифметики на арм. языке. В 10 в. заметную роль в преподавании филос. и матем. наук сыграл философ Анания Нарекаци. Из педагогов киликийских школ наиб. известен поэт и обществ. деятель Нерсес Шнорали (12 в.). Его наставления «Воспитание учащихся детей» и «Взамен букваря» написаны в виде коротких стихов, с помощью к-рых дети обучались азбуке и правилам поведения в школе. Распространению уч. лит-ры на арм. языке способствовало развитие арм. книгопечатания (16—18 вв.).
В 19 в. на формирование социально-полит. и пед. взглядов арм. просветителей оказали влияние российские демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. Среди арм. педагогов 1-й пол. 19 в. наиб. известны А. Аламдарян и М. Тагиадян.
Учебник Тагиадяна «Месроповский наставник детей» построен на принципах реального образования. Для развития передовой пед. мысли в А. большее значение имела деятельность основоположника новой арм. лит-ры и педагога X. Абовяна. В нач. 60-х гг. демокр. направление арм. обществ. движения возглавил М. Налбапдян. Вместе с С. Наза-ряном, редактором передового арм. журн. «Юсисапайл» («Северное сияние», издавался в 1858—64 в Москве), Налбандян выступал за просвещение народа, за нац. светскую школу, за утверждение ашха-рабара (нар. арм. языка) в лит-ре и школе. В 1870—80-х гг. издавались пед. журналы и газеты, спец. труды по теории и истории педагогики, были переведены на арм. яз. произведения Я. А. Ко-менского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Арм. писатель и педагог Г. Агаян был автором оригинальных статей о воспитании и образовании, а также учебников родного языка, пользовавшихся большой популярностью в течение полувека. В развитии школы и педагогики в кон. 19 — нач. 20 вв. видное место принадлежит А. Багатряну, С. Мандиняну, Н. Тер-Гевондяну, Р. Перперяну и др.
После установления сов. власти в подготовке новых науч.-пед. кадров для арм. вузов деятельное участие принимали науч. и уч. учреждения союзных республик. Только АКБ им. Н. К. Крупской в 19?0—30-х гг. окончило св. 60 специалистов в области пед. наук, работавших затем в А. В 1921 в Ереванском ун-те была создана кафедра психологии и педагогики. В 1939 организован НИИ пед. наук в Ереване (в 1939—41 наз. НИИ усовершенствования учителей, в 1941—62 — НИИ школ). Пед. исследованиями занимаются также кафедры педагогики и психологии ун-та и пед. ин-тов. На 1 янв. 1989 в А. насчитывалось 13 докторов и 246 кандидатов пед. наук. В 1970 было основано респ. пед. об-во (в 1988—75 тыс. членов).
Педагогическая и детская периодика. Пед. периодика А. в дореволюц. период была представлена журн. «Дастиарак» («Воспитатель», 1873—74, Феодосия), «Дпроц» («Школа», 1874—76, Вагаршапат), «Варжаран» («Школа», 1882—84, Тбилиси), «Манкаваржаноц» («Пед. очаг», 1884—87, Тбилиси, Петербург, Ахал-цих) и др. Проблемы демокр. педагогики обсуждались на страницах журн. чНордпроц» («Новая школа», 1908—13, Тбилиси). С 1926 издавался «Советакан манкаварж» («Сор. педагог»). Приложением к нему выходили журн. «Математи-кан ев физикан дпроцум» («Математика и физика в школе», с 1966), «Рус. язык в арм. школе» (с 1957) и «Айоц лезун ев граканутюн дпроцум» («Арм. язык и лит-ра в школе», с 1966). Еженедельно выходила газ. «Советакан дпроц» («Сов. школа», с 1932).
Для детей издавались журн. «Пионер» (на арм. языке, с 1923), «Цицернак» (

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
125.10 кб

К вопросу о статусе и роли русского языка в республике Армения

Богданова Ксения Александровна
В настоящее время в Республике Армения не утихают споры по поводу статуса русского языка. Русский язык является неотъемлемой частью армянской культуры, так как длительное время Республика Армения входила в состав СССР.
Читать PDF
610.19 кб

Положение русского языка в условиях интеграции и дезинтеграции стран Россия - Армения

Куровская Ю.Г., Мариносян Т.Э.
При понимании особого статуса русского языка как объединяющего фактора СНГ в статье рассмотрена проблема языкового единства и коммуникативной разрозненности на постсоветском пространстве в ретроспективном ключе, что важно для опре
Читать PDF
252.04 кб

Непрерывное образование в Республике Армения: проблемы и пути их решения

Пипоян Самвел Хачатурович
Читать PDF
404.18 кб

Система оценки качества школьного образования в Республике Армения

Вальдман И.А., Иванова Е.Б., Решетникова О.А.
В статье представлен обзор состояния национальной системы оценки образовательных достижений школьников Республики Армения, включающей разные типы оценивания: оценка на уровне класса, государственные экзамены, международные и нацио
Читать PDF
298.39 кб

Дошкольное образование в Республике Армения: вызовы времени и перспективы развития

Даллакян Алла Мартыновна
В статье представлены перспективы развития дошкольного образования в Республике Армения. Повышенные требования времени к результатам развития личности дошкольника предполагают, в первую очередь, реформу приоритетов воспитания.
Читать PDF
5.08 мб

Роль самооценки в процессе оценивания общеобразовательных школ Республики Армения

Арутюнян Карине Виликовна
Во многих странах мира внедрена самооценка (внутренняя оценка) школ как составляющая системы оценки качества образования.
Читать PDF
800.39 кб

Развитие профессионального образования в Республике Армения в постсоветский период

Акулова Е. В.
Изучение исторических предпосылок помогает понять и оценить складывающие тенденции в сфере образования в настоящее время.
Читать PDF
617.84 кб

Опыт организации интегрированного обучения в Республике Армения

Асмарян Кнарик Жораевна, Пономаренко Ирина Романовна
В статье развивается тезис о том, что при совместном обучении, индивидуальный подход должен быть направлен не только на обнаружение потенциальных возможностей детей, он должен служить созданию теплых отношений и эмоциональных связ
Читать PDF
192.21 кб

Ценностно-профессиональные ориентации студентов Армении

Берберян Ася Суреновна
Рассматриваются тенденции развития высшего профессионального образования в Армении в контексте трансформационных процессов. В качестве концептуального подхода на первый план выдвигается личностно центрированный аспект в обучении.
Читать PDF
459.11 кб

Статус русского языка и проблемы билингвизма в Армении

Дашян Наира Аветисовна
Читать PDF
861.32 кб

Дидактическая система подготовки специалистов сферы туризма в Армении

Минасян Р. Е., Мкртчян В. С., Хачян Д. Э.
Рассматривается дидактическая система подготовки специалистов сферы туризма в Армении, направленная на повышение качества туристского образования и удовлетворение потребностей туриндустрии.
Читать PDF
223.94 кб

Проблемы и способы интеграции информационных технологий в процесс обучения (опыт Армении)

Киракосян Марина Жановна
В статье на опыте Армении показана роль использования информационных и коммуникационных технологий в профессиональном образовании. Даются рекомендации преподавателям, которые работают в условиях ограниченных ИКТ-ресурсов
Читать PDF
0.00 байт

О тенденциях развития аграрного образования в Армении

Мармарян Ю. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Благодаря помощи России издано более 50 000 учебников для школ Армении

Читать PDF
393.43 кб

Религиозное образование в государственных школах Азербайджана, Грузии и Армении. Демократическая пол

Йодике Ансгар
Стратегию в сфере образования формируют политические институты, однако вопрос о том, следует ли преподавать религию в государственных учебных заведениях и если следует, то как именно, вызывает ожесточенные споры в обществе.