АППЕРЦЕПЦИЯ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Апперцепция
отлат. ad - к и perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

АППЕРЦЕПЦИЯ
зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей [80, c. 33].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АППЕРЦЕПЦИЯ
процесс восприятия, наблюдения, познания и освоения новых представлений, связывающий содержание новых ощущений с прежним личным опытом и знаниями.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Апперцепция
(от лат. ap – при и perceptio – восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта (его содержания), от направленности личности, её мотивов, убеждений, интересов, эмоционального состояния. Термин введён немецким философом Г. Лейбницем.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Апперцепция
[лат. ad – при, к + perception – восприятие] – 1) в психологии и философии – ясное и осознанное восприятие какого-л. впечатления, ощущения и т.п. (по Лейбницу); 2) изначальное единство сознания познающего субъекта, которое обуславливает единство опыта (по Канту).

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Апперцепция
(от лат. perceptio – восприятие) – предполагает восприятие объекта на основании ранее полученных знаний. Реализуется путем актуализации опорных знаний учащихся, является условием эффективного обучения. Обеспечивается главным образом благодаря выполнению учащимися домашних заданий, направленных на повторение материала, имеющего опорное значение для дальнейшего успешного познания. Основывается на теории ассоциативности знаний [102], что способствует формированию межпредметных связей, интеграции образования в целом. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad - к и perceptio - восприятие) — зависимость восприятия от предшествующего опыта данного субъекта, общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности. Термин "А." введен Г.В. Лейбницем, впервые разделившим перцепцию (смутное и бессознательное восприятие) и А. - ясное, отчетливое, осознанное видение содержания познаваемого. И.Ф. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого нового знания на основе его связи с родственными представлениями.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Апперцепция
от лат. ad — к, perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта человека, запаса знаний и общего содержания его психической жизни, а также от его интересов, привычек, внимания и т. п. А. — результат системной деятельности головного мозга, в силу которой временные связи, образовавшиеся в прошлом опыте человека, оказывают влияние на образование новых связей. Умственно отсталые и глухие дети с трудом устанавливают связи между своим прежним опытом и вновь получаемыми знаниями. Поэтому формирование А. имеет исключительно большое значение для обучения аномальных детей. А. способствует более глубокому усвоению нового материала и возбуждению к нему активного отношения.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АППЕРЦЕПЦИЯ
нем. Apperzeption, от лат. ad — при и perceptio — восприятие) — 1) психол. зависимость восприятия от предшествующего индивидуального опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психологического состояния человека в момент восприятия; 2) активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания; включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания; отбор, обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего осмысленное восприятие объекта; 3) современная педагогика (как и психология) трактует апперцепцию как результат жизненного опыта, обеспечивающий осмысленное восприятие, более глубокое усвоение учебного материала; исследует зависимость восприятия от мировоззрения, убеждений, образованности, эмоций.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Апперцепция
лат. perceptio - восприятие) - зависимость восприятия от психического состояния, интересов, опыта, знаний, установок, мировоззрения человека. Апперцепция влияет (длительно или временно) на содержание и характер протекания восприятия, придает ему ту или иную направленность. Устойчивая (длительная) А. представляет собой зависимость восприятия от полученного образования, характера, убеждений, а временная А. - от психического состояния человека в данный момент (настроение, ожидание, удовлетворенность, беспокойство и т.п.). Социальная апперцепция - это влияние на восприятие курсанта, слушателя группы, коллектива их мнений, настроений, традиций, взаимоотношений, хода и результатов совместной деятельности. Уровень и особенности апперцепции обучаемых важно учитывать в учебном процессе. Положительно влиять на А. курсантов можно путем заблаговременного ознакомления их со стоящими задачами, оценками происходящего, примера поведения, поддержания готовности к активным учебным действиям, преодолению трудностей жизни.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

АППЕРЦЕПЦИЯ
(лат. ad – к, на, и perception – восприятие) – понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятие предметов и явлений. Термин А. введен Лейбницем, который обозначил им сознание (в широком смысле этого слова), а также проявление и выделение в душе элементов опыта и восприятия, обусловленное предшествующим знанием. В философии Канта понятие А. характеризует самосознание мыслящего субъекта в аспекте его априорных синтетических функций, определяющих единство чувственного опыта. В. Вундт поставил в зависимость от апперцепции все сферы психической деятельности. В его трактовке апперцепция объединяет различные аспекты: ясное и отчетливое осознание восприятий, деятельность внимания, синтезирующую деятельность мышления и самосознание (Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М., 1980; Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996; Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. – М.: Политиздат, 1991; Кант И. Соч. в 6 т. – М., 1965). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

АППЕРЦЕПЦИЯ
(от лат. ad – при, к + perceptio – восприятие). Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных психических особенностей. А. – результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. – зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, ожидания, установки и т. п.). Качество восприятия нового материала повышается, если его излагают, опираясь на приобретенный ранее опыт обучающихся. Термин А. введен Г. В. Лейбницем, впервые разделившим перцепцию (смутное и бессознательное восприятие) и А. (ясное, отчетливое, осознанное видение содержания познаваемого). И. Ф. Гербарт ввел понятие А. в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого нового знания на основе его связи с родственными представлениями. Под влиянием прошлого опыта у человека происходит непрерывное сличение поступающих сигналов с теми моделями, которые хранятся в памяти. Условием узнавания является наличие образа объекта в памяти и совпадения этого образа с поступающей информацией. Зависимость восприятия от прошлого опыта дает возможность развивать механизм вероятностного прогнозирования.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

АППЕРЦЕПЦИЯ
от лат. ad — к и perceptio — восприятие), зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека. Термин «А.» введен Г. В. Лейбницем. И. Ф. Гербарт считал, что всякое новое представление осознается и истолковывается при условии его связи с родственными представлениями прошлого опыта, к-рые он назвал апперципирующей массой. Сам же процесс соединения и есть А. Именно А. определяет отчетливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового знания. Развитое Гербартом понимание А. явилось теоретич. основой его пед. учения о принципах и приемах усвоения знаний (построения урока, преемственности, последовательности и т. п.). Учение Гербарта об А. применительно к педагогике использовалось У. Джемсом, П. Ф. Каптеревым. Понятие А. получило широкое распространение в психологии благодаря работам В. Вундта, придавшего ему смысл объяснительного принципа работы сознания. Вундт поставил в зависимость от А. сложные деятельности сознания — внимание, мышление, а также волевые процессы.
Совр. психология сохраняет название А. для обозначения того факта, что прежний опыт отражается на каждом психич. процессе; один и тот же объект воспринимается различно в зависимости от мировоззрения человека, его образования, проф. принадлежности, социального опыта. Существуют данные, раскрывающие действительные механизмы восприятия, объясняющие его как живой творч. процесс познания, в к-ром отражается не мгновенное воздействие, но весь опыт личности. В пед. практике законы А. требуют: постановки познават. задачи, пробуждающей интерес к объяснению нового; собеседования с учащимися по поводу намеченного к изучению материала с целью выявления знаний и воспроизведения представлений, к-рые потребуются для восприятия нового; проведения предварит. наблюдений, само-сгоят. и практич. работ. Факты А. должны учитываться при реализации дидактич. принципов обучения, в частности принципа систематичности и последовательности.
Лит.: Каптерев П. Ф., Пед. психология, СПБ; Джемс В., Беседы с учителями о психологии, пер. с англ., П., 1919; Теп лов Б. М., Психология, М.; Общая психология, под ред. А. В. Петровского, M.; Рубинштейне. ЛОсновы общей психологии, т. 1 — 2, М. А. Н. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Похожие термины:

  • АППЕРЦЕПЦИЯ В ОБУЧЕНИИ

    использование зависимости восприятия от прошлого опыта и имеющихся у учащихся представлений и знаний для более точного и глубокого усвоения ими нового учебного материала и возбуждения активног
  • ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПЦИОННЫЙ

    один из перспективных методов исследования личности с помощью набора картин неопределенного и даже противоречивого характера. ТАТ характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допуска