Антропософия
АНТРОПОСОФИЯ
оккультно-мистическое учение о человеке как носителе “тайных” духовных сил, развитое в начале ХХ. в Р.Штайнером.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
АНТРОПОСОФИЯ
(от греч. человек и мудрость) - учение о духовной жизни человека, исходящее из сверхчувственного познания мира через самопознание человека как духовного космического существа.
АНТРОПОСОФИЯ
течение в духовной жизни 20 в., исходящее из основанной Р. Штейнером "науки о духе" - сверхчувственного познания мира через самопознание человека как космического существа. В 1913 осн. Антропософское общество, в 1923 - "Свободный университет науки о духе" (Гетеанум) в Дорнахе (Швейцария). Идеи А. получили реализацию в педагогике (Вальдорфская педагогика), искусстве (эвритмия) и др. — своеобразное (часто фантастическое) толкование различных областей знания, а также методика развития предполагаемых "тайных способностей" человека, приводящих к духовному господству над природой. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная парадигма. - СПб., 2004. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Антропософия
гр. – человек и мудрость) – мистическое учение о реальности духовного мира и о способах его познания. Это разновидность теософии. Антропософия – учение о постижении высшего смысла жизни, обожествлении человеческой личности. Это принципиально новое миросозерцание, объединяющее внутри себя, в органичном единстве мысли и чувства, науку и религию. Антропософия стала методологической основой создания вальдорфской педагогики и школы. По мнению сторонников этого учения софия-мудрость должна восприниматься как живое существо, определяющее развитие человека, его самодух. От ее развития зависит социальная культура человечека. Антропософия не принимается христианством хотя бы потому, что она породила искаженное толкование многих истин и догм и стала основой сектанства.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Антропософия
(от греч. anthropos — человек + sophia — мудрость) — теория познания человека, разработанная и воплощенная в практике вальдорфской школы Р.Штейнером. Теория А. изучает человека в его телесно-душевных превращениях. А. указывает на форму и способ влияния телесных (физических) формирующих сил на душевную жизнь. Теория Штейнера исходит из идеи трех рождений человека: рождение физического тела (момент выхода из материнского тела); эфирного тела как целостной организации жизненных сил (на седьмом году жизни); астрального тела как носителя совокупности психической деятельности, носителя удовольствия и страдания, инстинкта и стремления (на четырнадцатом году жизни). В каждом периоде формирующие физические силы, завершая свое телесное развитие, превращаются в душевные силы. Воспитание, связанное с пренебрежительным отношением к отдельным периодам в жизни ребенка, приводит позже к тяжелым физическим болезням. Воспитатель должен на каждом этапе оказывать соответствующую периоду и особенностям каждого отдельного ребенка помощь. Для этого педагогу нужно не только знать особенности того или иного периода, но и овладеть эстетическим способом созерцания жизни, стремиться к слиянию своей души с душой ребенка. Критика теории А. заключается в основном в том, что идеологи А. стремятся рационализировать иррациональное.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
АНТРОПОСОФИЯ
от греч. антропо...+ софия) – оккультно-мистическое учение о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в нач. 20 в. Р. Штайнером – основателем Вальдорфской педагогики. На основе созданной им «духовной науки» разработал свой педагогические взгляды на развитие ребенка, в особенности его мышления, считая, что основная проблема современной педагогики как раз и состоит в развитии мышления ребенка. Созданная им Вальдорфская педагогика превратилась в мировое педагогическое движение. Основные идеи этой педагогики: – возрастная ориентация учебного плана и методов обучения; – содержание образования исходит из духовных потребностей каждой группы; – закрепление за каждым классом одного учителя с первого по восьмой год обучения; – возрождение традиций устного рассказа учителя, материалом которого служат культурно-исторические предания, интеграция их сюжетов посредством театральных постановок; – собый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, через многообразную деятельность развитие волевой культуры ребенка; – совместное обучение мальчиков и девочек и отсутствие разделения по социально-материальному признаку; – отмена цифровой отметки и второгодничества; – введение гигиенической организации обучения; – терапевтический аспект педагогики, интеграция врача в жизнь школы; – изучение двух иностранных языков с первого класса; – коллегиальное самоуправление школы учителями; – совместная работа родителей и учителей.