Антипедагогика

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНТИПЕДАГОГИКА
течение в педагогике стран Западной Европы и США второй половины ХХ.в обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Антипедагогика
направление в педагогике стран Западной Европы и США второй половины XX века, выступающее против воспитания как целенаправленного процесса формирования личности, за спонтанное развитие ребенка, свободное проявление детской естественной природы.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

АНТИПЕДАГОГИКА
радикальное неогуманистическое движение в педагогике стран Западной Европы и США второй половины XX в., выступающее против воспитания как целенаправленного процесса формирования личности, за спонтанное развитие ребенка, свободное проявление детской естественной природы. Сторонники "антипедагогики" отказываются от ориентации на социальное реформаторство через механизмы социализации в пользу узкого психологизма и акцентирования изначальной природы человека, выступают с позиций защиты непосредственных эмоций и потребностей ребенка, которые следует надежно оградить от требований воспитания (Г. Купфер (ФРГ)) М. Клейн (Англия), А. Миллер (Швейцария), Р. Генри (США) и Др.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Антипедагогика
течение в педаг огике стран Западной Европы и США 2-й половины 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправ ленного процесса формирования лич ности. Антипедагогика возникла в 70-х гг. в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шёнебек (все – ФРГ), А. Миллер (Швейцария). Антипедагогика опирается на психо аналитическую концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость максимального расширения рамок своб одного проявления бессознательных порывов и сиюминутных потребностей развивающейся личности. Сторонники антипедагогики считают, что только спонтанное фор мирование человека ведёт к гуманизации общества.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Антипедагогика
гр. – не-педагогика) – течение научной мысли в педагогике, основанное на отказе от специально и целенаправленного организованного воспитания и обучения. Идеологи и сторонники антипедагогики считают дескулизацию образования необходимой и даже неизбежной мерой в силу развития образовательного потенциала всех сторон жизни общества. С их точки зрения всякая деятельность по совершенствованию существующего образования бесполезна, она, якобы, дискредитирует педагогику как науку и практику. Они утверждают, что взрослое поколение не может передать детям тот вид культуры, который нужен новым поколениям, поскольку не владеет им. В этом течении научной мысли воспитание считается средством, разрушающим психическое здоровье молодого поколения, предъявляющим к детям и молодежи слишком высокие требования. Антипедагогика отстаивает идеи спонтанного воспитания. Ее идеи очень близки отечественной теории отмирания школы и свободному воспитанию.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АНТИПЕДАГОГИКА
течение в педагогике стран Западной Европы и США 2-й половины 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, Х. фон Шенебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария). А. опирается на психоаналитическую концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость максимального расширения рамок свободного проявления бессознательных порывов и сиюминутных потребностей развивающейся личности. Сторонники А. считают, что только спонтанное формирование человека ведет к гуманизации общества. — теория строится на позиции полной ликвидации школы, отвергает понятие воспитуемости, приветствуя свободу детства. В российской педагогике мыслится как стихийное влияние антиобщественного сознания, антиобщественных отношений на формирование личности ребенка, базируется на пренебрежении к образованию и культуре. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. ) См. также Дескулизация

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АНТИПЕДАГОГИКА
течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шенебек (все — ФРГ), А. Миллер (Швейцария).
Представители А. отрицают возможность пед. реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. позиций. В отличие от либеральных концепций 60—80-х гг. {гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос. об изменении методов пед. воздействий в духе традиций свободного воспитания, А. стремится к дискредитации пед. подхода как такового.
А. исходит из культурно-антропологич. представлений о разобщенности поколений как неизбежной болезни совр. цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т. к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации.
А. опирается на психоаналитич. концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат. порывов ребенка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской «естеств. природы», диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребенка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведет к гуманизации общества.
А. следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет. психотравматизма, занимаются психотерапевтич. практикой (часто в собств. клиниках).
А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. «Антипед.» настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит.: Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. науки о воспитании: антипедагогика, «Новые исследования в пед. науках», 1986, Nil; Bereiter С., Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973; Braunmuhl E. v о ц, Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim — Basel, 1975; W i n k l er M., Stichworte zur Antipadagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982; Schoenebeck H. von, Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogisches Denken, Weinheim, 1985.
В. Я. Пилиповский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
427.40 кб

Антипедагогика: вызов постмодернизма

Огурцов А.