АнтипатияАнтирелигиозная пропаганда

Антипедагогика

Найдено 3 определения термина Антипедагогика

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Антипедагогика

гр. – не-педагогика) – течение научной мысли в педагогике, основанное на отказе от специально и целенаправленного организованного воспитания и обучения. Идеологи и сторонники антипедагогики считают дескулизацию образования необходимой и даже неизбежной мерой в силу развития образовательного потенциала всех сторон жизни общества. С их точки зрения всякая деятельность по совершенствованию существующего образования бесполезна, она, якобы, дискредитирует педагогику как науку и практику. Они утверждают, что взрослое поколение не может передать детям тот вид культуры, который нужен новым поколениям, поскольку не владеет им. В этом течении научной мысли воспитание считается средством, разрушающим психическое здоровье молодого поколения, предъявляющим к детям и молодежи слишком высокие требования. Антипедагогика отстаивает идеи спонтанного воспитания. Ее идеи очень близки отечественной теории отмирания школы и свободному воспитанию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АНТИПЕДАГОГИКА

течение в педагогике стран Западной Европы и США 2-й половины 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, Х. фон Шенебек (все - ФРГ), А. Миллер (Швейцария). А. опирается на психоаналитическую концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость максимального расширения рамок свободного проявления бессознательных порывов и сиюминутных потребностей развивающейся личности. Сторонники А. считают, что только спонтанное формирование человека ведет к гуманизации общества. — теория строится на позиции полной ликвидации школы, отвергает понятие воспитуемости, приветствуя свободу детства. В российской педагогике мыслится как стихийное влияние антиобщественного сознания, антиобщественных отношений на формирование личности ребенка, базируется на пренебрежении к образованию и культуре. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. ) См. также Дескулизация

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

АНТИПЕДАГОГИКА

течение в педагогике стран Зап. Европы и США 2-й пол. 20 в., обосновывающее отказ от воспитания как целенаправленного процесса формирования личности. А. возникла в 70-х гг. в США, получила развитие в Зап. Европе. Среди теоретиков: К. Берейтер (США), М. Маннони (Франция), Р. Шерер, Э. фон Браунмюль, К. Рутчки, X. фон Шенебек (все — ФРГ), А. Миллер (Швейцария).

Представители А. отрицают возможность пед. реформ в целях улучшения воспитания, выступая вслед за сторонниками теории дескулизации с анархо-ин-дивидуалистич. позиций. В отличие от либеральных концепций 60—80-х гг. {гуманистическая педагогика, открытое обучение), ставивших вопрос. об изменении методов пед. воздействий в духе традиций свободного воспитания, А. стремится к дискредитации пед. подхода как такового.

А. исходит из культурно-антропологич. представлений о разобщенности поколений как неизбежной болезни совр. цивилизации. Между «отцами» и «детьми» возникает пропасть, т. к. вследствие быстрых социокультурных изменений взрослые не могут передать детям тот тип культуры, к-рый служил бы для молодого поколения реальной опорой в жизни. Представители А. делают вывод, что институт воспитания себя не оправдывает и поэтому от него следует отказаться. Воспитание, утверждают они, вызывает патогенные для самосознания личности процессы, разрушает психич. здоровье молодого поколения вследствие предъявляемых ему непосильных требований цивилизации.

А. опирается на психоаналитич. концепцию о невротизирующем влиянии социума, культуры на индивида и утверждает необходимость макс, расширения рамок свободного проявления бес-сознат. порывов ребенка, выступает с позиций безоговорочной защиты непо-средств. эмоций, сиюминутных потребностей развивающейся личности. Спонтанное самовыражение детской «естеств. природы», диктуемой неосознанными влечениями, трактуется как безусловное благо, отнимаемое у ребенка взрослыми. Считая воспитание системой травмирующего контроля (если не прямого насилия) над личностью, представители А. утверждают, что только спонтанное формирование- человека ведет к гуманизации общества.

А. следует фрейдовскому учению о неврозах, вызванных пережитым в дет стве и, как правило, не осознаваемых взрослыми в их общении с детьми. Поскольку в бессознательном сохраняется опыт отрицат. эмоций, возникающих в процессе воспитания, взрослые вымещают на детях свои прошлые обиды. Представители А. особое внимание уделяют профилактике дет. психотравматизма, занимаются психотерапевтич. практикой (часто в собств. клиниках).

А. находит отклик у перегруженных или безуспешно работающих учителей. «Антипед.» настроения привлекают и тех родителей, для к-рых воспитание детей оказывается сложной, стрессовой и в конечном итоге неразрешимой проблемой. Лит.: Пилиповский В. Я., Углубление кризиса бурж. науки о воспитании: антипедагогика, «Новые исследования в пед. науках», 1986, Nil; Bereiter С., Must weeducate?, Englewood Cliffs (№. Y.), 1973; Braunmuhl E. v о ц, Antipadagogik. Studien zur Abschaffung der Erziehung, Wein-heim — Basel, 1975; W i n k l er M., Stichworte zur Antipadagogik, Elemente einer historisch-systematischen Kritik, Stuttg., 1982; Schoenebeck H. von, Antipadagogik im Dialog: eine Einfuhrung in antipadagogisches Denken, Weinheim, 1985.

В. Я. Пилиповский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Антипедагогика — 0

Найдено научныех статей по теме Антипедагогика — 0

Найдено книг по теме Антипедагогика — 0

Найдено презентаций по теме Антипедагогика — 0

Найдено рефератов по теме Антипедагогика — 0