АНТИЧНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНТИЧНОСТЬ
педагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н.э. после длительной эволюции полиса (города-государства), в Риме - к концу 1 в. до н.э., когда рабовладельческую республику сменила империя. Древняя Греция. Представление об идеальном образце поведения существовало уже в мифах и поэмах Гомера, из которых было известно, что мальчиков обучали бегу, охоте, игре на лире и т.п., прививали понятия о геройстве и достоинстве. Осн. методом воспитания было подражание образцам, в т.ч. мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становились образцами для благородного юноши-аристократа. Воспитание рассматривалось как одна из осн. функций государства; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл.о. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитательным институтом в полисах 8-6 вв. до н.э. была система религиозных празднеств, требовавших предварительного обучения "мусическим искусствам": танцам, музыке, слову. Другим осн. элементом воспитания была военная подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т.н. спартанское воспитание). В начале 6 в. в Спарте было создано военное государство со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравственное воспитание, целью которого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Воспитание и образование жестко регламентировались государством. Государственное обучение находилось в ведении чиновника-педонома и включало 3 цикла: два цикла по 4 года (мальчики с 8 до 11 лет и подростки с 11 до 15 лет) и один 5-летний цикл - эфебия (юноши от 16 до 20 лет, т.н. ирены, или эйрены). Основным было физическое воспитание, развивающее силу, ловкость и пр. Девушки также занимались физкультурой. Интеллектуальное воспитание сводилось к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлялось частным учителям. Музыка, песни - все было направлено на мобилизацию воинов. Например, песни Тиртея (2-я половина 7 в. до н.э.) призывали пренебрегать любой славой, кроме воинской. Большое значение имели Олимпийские игры и другие состязания, победы в которых поддерживали аристократический престиж юношей. Популярность общегреческих и местных соревнований свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков соревновательного духа, который проявился также в интеллектуальной сфере. К концу 6 в. до н.э. греки начали культивировать и интеллектуальные достоинства. Решающее значение оказало введение писаных законов (например, законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н.э. красноречие вошло элементом в систему обучения юношей. Ок. 560 до н.э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы и их изучение стало основой школьного образования. В то же время возникала историческая проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитывать грядущие поколения. В Аттике с 6 в. до н.э. распространились театральные представления. С 6 в. до н.э. изучались космология, арифметика, география, астрономия, гармония. Появились первые школы: философская (пифагорейская) школа в Кротоне (ок. 532 до н.э.), медицинские школы в Кротоне и Кирее (конец 6 в. до н.э.). С конца 6 в. до н.э. в развитии греческой культуры и образования ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания сочетала умственное (мусическое) и физическое (гимнастическое) воспитание. Мальчики с 7 лет в сопровождении рабов-педагогов посещали одновременно палестру (место занятий физической культурой), музыкальные и грамматические школы (преимущественно частные). К 5 в. до н.э. обязательным стало военное образование (эфебия) для юношей 18-20 лет. Осн. идеи греческой педагогической мысли пытались сформулировать софисты (мудрецы, люди, сведущие в к.-л. области). Культивировались понятие "пайдейа" (всестороннее развитие), идеал "калокагатии" (физическое и нравственное совершенствование). Софисты установили набор наук и искусств, которые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражданском поприще. Молодых людей обучали диалектике (искусство спора) и риторике (красноречие), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высшего образования. Однако релятивизм софистов (например, доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиционного благочестия и построенного на нем воспитания. Относительность нравственных норм софистов вызывала возражения уже со стороны Сократа, который противопоставил практицизму софистической школы представление о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм. К 4 в. до н.э. демократический полис вступил в эпоху упадка, однако именно в этот период создавались философские школы учениками Сократа - Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н.э. открыл риторскую школу Исократ. Важнейшая роль в истории античной педагогики принадлежит Аристотелю. Его сочинения стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и другим наукам. Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в конце 4 в. до н.э. возникли философские школы Эпикура ("Сад") и стоиков ("Портик"), что превратило Афины в центр образования. Возникли новые научные и культурные центры в Александрии (начало 3 в. до н.э.) - знаменитый мусейон с Александрийской библиотекой и в Пергаме - Пергамская библиотека. Появились учебные пособия по всем отраслям знания, многие из которых были написаны философами стоической школы. Характер начального образования по сравнению с классической эпохой практически не изменился. На более высокой ступени обучения в грамматической школе образование уже определялось новым характером эллинистической образованности. Мальчики 7-14 лет посещали школу кифариста, палестру, школу грамматиста. Под руководством грамматика в помещении гимнасия читали произведения Гомера, Гесиода, позднее Аполлония Родосского, Сапфо, Эсхила, Софокла, Еврипида, Менандра, Геродота, Демосфена и др. Чтение и толкование авторов сопровождалось упражнением в сочинительстве. Красноречию обучались в риторской школе. Система высшего образования эфебов включала физическую и военную подготовку, уроки, лекции, выступления. Изучались грамматика, философия и риторика, реже математика и медицина. Профессиональное образование приобреталось в частном порядке в наиболее известных учебных центрах. Древний Рим. В 3 в. до н.э. Рим стал ведущим в военном отношении государством, но находился на относительно низкой ступени культурного развития. В отличие от древних греков, считавших идеалом благородного героя, римляне культивировали идеал независимого земледельца. Доминировало семейное воспитание. Рабы и дети равно подчинялись отцу семейства, авторитет матери сохранялся в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни, мальчики получали практическое воспитание. Обучение грамоте в начальной школе носило элементарный характер. В 15-16 лет юноши под руководством оратора изучали гражданские права и в течение года находились на военной службе. Первый очевидный факт греческого влияния - вольный перевод на латинский язык "Одиссеи" Гомера, выполненный греком - вольноотпущенником Ливием Андроником (3 в. до н.э.). С тех пор "Одиссея" в течение почти 2 веков была осн. учебным пособием в латинской школе. У римлян не привились элементы греческого воспитания (гимнастика, обучение музыке, пению, танцу), они, стесняясь наготы, отвергли палестру и спорт, предпочитая бои гладиаторов и т.п. Формировалось научное знание. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по литературе и языку. В 60-х гг. 2 в. до н.э. появились грамматические школы; греческие и латинские школы существовали параллельно. В 155 до н.э. в Риме читали лекции представители трех философских школ Афин (академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген). Знатные римские семейства нанимали педагогов из греков. Первая высшая риторская школа открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н.э. (закрыта как противная нравам предков). Однако риторы продолжали свою деятельность и в 85 до н.э. появилась знаменитая "Риторика Гереннию", ставшая классическим пособием вплоть до Возрождения (в 4-15 вв. н.э. приписывалась Цицерону). В отличие от греческой традиции, в римской школе предлагали не вымышленные мифологические сюжеты, а реальные факты римской истории, но завершалось высшее образование по греческому образцу. Ученый-энциклопедист Марк Теренций Варрон ("отец римской образованности") создал учебное пособие "Науки" (33 до н.э.), включавшее грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию, медицину и архитектуру. Первые семь предметов составили тривиум и квадривиум - т.н. семь свободных искусств. В это же время Цицерон (трактат "Об ораторе" и др.) ввел понятие "h Риторские школы получили развитие в Риме в эпоху Августа (27 до н.э. - 14 до н.э.) и в 1 в. н.э. - во всей империи. Достижением Рима стали правовые школы. К 1 в. н.э. система гуманитарного обучения включала элементарную (для детей 7-12 лет; чтение, письмо, счет), грамматическую (12- 15 лет; чтение и толкование классических авторов) и риторскую (15-18 лет; упражнения в красноречии) школы. В грамматических школах обучали по греческим образцам, но изучали Вергилия, Овидия, Стация, Теренция, Саллюстия и др., особенно Цицерона. О программе риторской школы можно судить по произведению Квинтилиана "Об образовании оратора". Первая латинская грамматика создана в 1 в. н.э. Реммием Палемоном (не сохранилась). В 4 в. н.э. Донат составил пособие по грамматике, сокращенный перевод которого был популярен в средние века. Наиболее обстоятельное изложение грамматики дал Присциан (начало 6 в. н.э.). В 1 в. н.э. римские императоры стали осуществлять контроль за школьным образованием, некоторые из них установили ряд привилегий для преподавателей и ввели ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 философские школы в Афинах и школу риторики. В 425 Феодосий и Валентиниан окончательно утвердили государственный характер школы и запретили частное преподавание. В начале 6 в. н.э. Юстиниан изгнал из школы учителей-язычников и в 529 закрыл языческие школы в Афинах. Античная система образования была усвоена средневековьем, а педагогические идеи легли в основу педагогики гуманизма (см.Возрождение). См. также Неогуманизм, Палестра,Риторика, Семь свободных искусств

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АНТИЧНОСТЬ
педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города-государства), в Риме — к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч. республику сменила империя. Несмотря на ограниченную материальную и социальную базу антич. культуры, именно в античности сложились пед. идеалы, послужившие образцом для последующих эпох.
Греция. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, к-рого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спорт. состязаний, и на пиру («Всегда быть лучшим и превосходить других») требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство.
Осн. метод воспитания — подражание образцам, в т. ч. и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греч. полисе воспитание рассматривалось как одна из осн. функций гос-ва; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл. обр. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитат. институтом в полисах 7—6 вв. до н. э. была система религ. празднеств, требовавших предварит. обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, слову. Чин праздника скреплял общину изнутри. Извне заставляли сплотиться постоянные усобицы. Поэтому другим осн. элементом воспитания юноши становилась воен. подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание).
Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой подчиненных периэков и покоренных илотов привела к созданию (нач. 6 в. до н. э.) и консервации на 3 столетия воен. гос-ва со своей системой воспитания солдат, солдатских жен и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравств. воспитание, целью к-рого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличит, чертой являлась жесткая регламентация со стороны гос-ва разных сторон жизни, в т. ч. воспитания и образования детей. Гос. обучение мальчиков, находившееся в ведении гос. чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года — от 8 до 11 лет («мальчики») и от 11 до 15 лет («подростки») и 5-летней «эфебии» — от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», — спартанское имя эфебов). Юноши делились на отряды, отряды — на звенья; возрастная иерархия требовала безусловного подчинения старшим мальчикам, стоявшим во главе отряда, как и всем взрослым мужчинам.
Физич. упражнения предполагали развитие силы, ловкости, выносливости, но не телесной красоты. Постоянные стычки сверстников вырабатывали нечувствительность к боли, демонстрируемую во время обряда публичного бичевания; на празднике гимнопедий (с сер. 6 в. до н. э.) юноши, выступавшие нагими (что первоначально имело чисто ритуальный смысл), показывали способность переносить зной; во время криптий (тайных вылазок с целью устрашения и убийства илотов) зимой ходили босиком и спали на голой земле. Гимнастика, соревнования по бегу, строгий уклад жизни физически укрепляли девушек и должны были служить улучшению спартанской породы.
Интеллектуальное воспитание спартиа-тов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили ее способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитат. программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я пол. 7 в. до н. э.), призывавшего пренебрегать любой славой (в т. ч. и спортивной), кроме воинской. Это, однако, не означало снижения роли спорта в системе воинской подготовки в Спарте. Чувство коллективизма поддерживалось также обществ. трапезами.
На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др. игр) и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье (пентатлон: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), конские скачки, колесничный бег. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. В победителях ценились не только сила и ловкость, но, скорее, их избранность как перед богами, допустившими победу, так и среди людей. Победа в состязании была прежде всего средством поддержания аристократич. престижа. Популярность общегреч. и местных спорт. состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков аго-нального (соревновательного) духа, к-рый проявился также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. до н. э. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять первенствующее значение.
Решающее влияние на формирование полисного быта оказали введение писаных законов (напр., законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н. э. красноречие вошло осн. элементом в систему воспитания юношей. Важное значение имело формирование письменной традиции в лит-ре. Ок. 560 до н. э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы; к 5 в. до н. э. их чтение и заучивание наизусть стали основой шк. образования. В то же время возникла ист. проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитать грядущие поколения, в Аттике с кон. 6 в. до н. э. распространялись театр, представления. Одновременно формировались науч. знания. С 6 в. до н. э. развивались арифметика, геометрия, география и астрономия. В первой филос. школе — пифагорейской (ок. 532 до н. э., в Кротоне), носившей еще характер релит, общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В кон. 6 в. до н. э. в Кротоне и Кирене были основаны мед. школы. Большим влиянием пользовалась мед. школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ).
Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греч. культуре и образовании. В их развитии с кон. 6 в. до н. э. ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где они приобщались к физич. культуре), муз. и грамматич. школы, к-рые, как правило, были частными. К 5 в. до н. э. осуществлявшееся гос-вом обязат. воен. образование («эфебия») ограничивалось двумя годами (от 18 до 20 лет).
Интеллектуализация нравств. и гражд. идеала расшатывала традиц. убеждение в прирожденности добродетели. Еще в 1-й четв. 5 в. до н. э. Пиндар провозглашал: «Мудрый знает многое отроду, а кому потребно учение, те каркают болтливо и праздно», но уже в сер. 5 в. до н. э. т. н. старшие софисты (Горгий, Протагор) объявили своей задачей «воспитание людей».
Софисты пытались сформулировать осн. идеи эллинской пед. мысли. Культивировались понятие «найдена» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физич. и нравств. совершенство). Софисты установили набор наук и иск-в, к-рые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражд. поприще. Прежде всего обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высш. образования: появились соответствующие программы, учебники, но еще отсутствовали постоянные высш. школы.
Релятивизм софистов (напр., доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиц. благочестия и построенного на нем воспитания. Относительность нравств. норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа. Не выходя из рамок софистич. рационализма в постановке и разрешении пед. проблем, Сократ противопоставил практицизму софистич. школы представление о самостоят. значении добродетели, объективности нравств. норм.
К 4 в. до н. э. демокр. полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались филос. школы — учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н. э. открыл риторскую школу Исократ. Софисты мл. поколения уже не играли ведущей роли в развитии пед. мысли Греции. Для Платона и Исократа, наиб. выдающихся педагогов 4 в. до н. э., характерно стремление достойными примерами и наставлениями воспитать граждан в духе древнего благородства. Критикуя софистов, они ограничивали компетенцию софистич. «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат искусству счета или спора. Важнейшая роль в истории антич. педагогики принадлежит ученику Платона — Аристотелю, продолжавшему начатую софистами работу по развитию методов шк. образования. Еще в Академии (при Платоне), а впоследствии и в Ликее Аристотель читал курсы риторики, логики и др., в связи с чем создал ряд сочинений, к-рые спустя 3 века стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и др. наукам.
Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом кон. 4 в. до н. э. возникли филос. школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогическую провинцию» эллинистич. мира, идеал к-рой вдохновлял мыслителей и педагогов Зап. Европы 18 — нач. 19 вв. В эпоху эллинизма создавались новые науч. и культурные центры: в Александрии в нач. 3 в. до н. э. был организован знаменитый Мусейон с б-кой, зверинцем и ботан. садом. В Александрийской б-ке собирались и изучались соч. по всем отраслям лит-ры, науки и культуры, здесь формировалась филол. традиция работы с текстами (прежде всего с используемыми в школах произведениями «классиков»). Другим науч. центром был Пергам; большими б-ками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы. Знаменитым центром риторики был Родос.
Появились уч. пособия по всем областям знания эпохи эллинизма. Ряд соч. по логике и языкознанию принадлежал представителям стоической философии. До нас дошел учебник александрийской традиции — грамматика Дионисия Фракийского, имевшего мн. последователей. Пособие Аристоксена «Начала гармонии» (2-я пол. 4 в. дон. э.) в Зв. до н. э. было приспособлено для нужд школы Клеони-дом, автором «Введения в гармонию». В нач. 3 в. до н. э. Евклид создал «Начала», ок. 100 н. э. Никомахом из Ге-расы было написано «Введение в арифметику». Астрономия по Евдоксу Книд-скому излагалась в гекзаметрах Аратом (сер. 3 в. до н. э.); разработка астрономии в 3—2 вв. до н. э. Аристархом Самосским и Гиппархом нашла популярное изложение у стоика 1 в. до н. э. Гемина Родосского.
Характер нач. образования в эпоху эллинизма по сравнению с классич. эпохой практически не изменился. В возрасте 7—14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифа-риста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги, слова и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидат. антологиям из лириков; велось обучение счету (четыре ариф-метич. действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). В школе применялись телесные наказания.
Круг занятий на более высокой ступени — в грамматич. школе — уже определялся новым характером эллинистич. образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались «авторы», прежде всего Гомер, Гесиод, позднее — Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики — Эсхил, Софокл, Еврипид, а из комедиографов — Менандр. В меньшем объеме изучалась проза — Геродот, Фуки-дид, Ксенофонт и Гелланик. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме: текст читался вслух «с выражением», толковался слово за словом, нек-рые слова объяснялись через синонимы; затем следовали комментарии — грамматический, метрический, исторический. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причем были отработаны шк. жанры этих упражнений — прогимнасмы (предварит. упражнения). Обучение красноречию было спец. задачей риторской школы.
Система гос. высш. образования — воспитание эфебов — предполагала прежде всего воен. и физич. упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Заняхия проводились в гимнасии, в спец. помещении, обычно богато украшенном, — «эфебейоне»; изучались грамматика, философия и риторика, реже математика, иногда медицина. Широкая образоват. программа имела вводный характер и не была рассчитана на проф. подготовку, к-рая приобреталась в частном порядке путем изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиб. известных центрах эллинистич. образования.
Рим. Влияние эллинистич. воспитания в 3 в. до н. э. распространялось на Рим, к-рый стал к этому времени ведущим в воен. отношении гос-вом Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Если у греков с древности идеалом поведения служил благородный — «богоравный» — герой, вития и воин, то «сельский Лациум» культивировал идеал независимого земледельца. Подчеркнутая верность нравам предков хранилась прежде всего в семье, влияние к-рой на воспитание ребенка было доминирующим. Рабы и дети равно были в полном подчинении у отца семейства; авторитет и влияние матери, к-рая сама вскармливала ребенка, были велики для него в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практич. воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами гос-ва. Обучение грамоте в нач. школе (ludus littera-rius) носило элементарный характер. Под руководством наставника (magister ludi или litterator) учились читать по «Законам 12 таблиц», наизусть заучивали нек-рые сакральные формулы. В 15—16 лет юноши надевали мужскую гогу, занимались под руководством оратора практич. изучением гражд. права и в течение года находились на воен. службе (tirocinium fori и tirocinium militiae, что соответствовало греч. эфе-бии).
Первый очевидный факт греч. влияния на характер рим. образования — вольный перевод на лат. яз. «Одиссеи» Гомера, выполненный греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником (3 в. до н. э.) для организованной им в Риме школы. С тех пор перевод «Одиссеи» в течение почти двух веков бьи осн. уч. пособием в лат. школе. Шк. преподаватель (grammaticus или literatus) и драматург Энний (кон. 3 в. до н. э.) поставил своей задачей перестроить рим. лит-ру и рим. образование по греч. образцам. В этом он был поддержан эллинофильским кружком рим. полководца Сципиона Старшего. У римлян не привились осн. составные части греч. воспитания: гим-насгика, обучение музыке, пению, танцу. Стесняясь наготы, римляне отвергали палестру и спорт, состязаниям предпочитали цирк с конными ристаниями и амфитеатр с боями гладиаторов. Усваивалось духовное богатство греков. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по лит-ре и языку. В 60-х гг. 2 в. до н. э. в Риме стали появляться грамматич. школы (scholae), где обучали греч. яз., а программа лат. школ усложнялась. Греч, и лат. школы существовали параллельно. Греки начали преподавать философию и риторику. Влияние греч. риторики сказывалось в речах рим. политиков, а влияние греч. философии в особенности усилилось после лекций (155 до н. э. в Риме) представителей трех филос. школ Афин: академика Карнеада, перипатетика Критолая и стоика Диогена. Знатные рим. семейства нанимали для своих детей наставников из греков. Против эллинизации рим. образа жизни выступил Марк Порций Катон, сам, однако, не избежавший влияния греков: по греч. образцам написано его руководство «О земледелии».
Первая высшая (риторская) школа была открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н. э., но через год закрылась, как учреждение, противное нравам предков. Однако «лат. риторы» продолжали свою преподавательскую деятельность. В 85 до н. э. появилась знаменитая «Риторика Гереннию», остававшаяся классич. пособием по риторике вплоть до Возрождения (в 4—15 вв. н. э. приписывалась Цицерону). Учебник отражал тенденцию римлян к созданию самостоят. традиции высш. образования, в соответствии с к-рой для риторич. разработки предлагались не вымышленные мифол. темы, а реальные факты из рим. истории с использованием лат. эквивалентов греч. терминов. Однако завершалось высш. образование по греч. образцу.
Необходимость лат. уч. пособия для полного курса воспитания свободного гражданина лежала в основе деятельности ученого-энциклопедиста Марка Те-ренция Варрона, «отца рим. образованности». Его перу принадлежали «Науки» (Disciplinae; 33 до н. э.), в состав к-рых входили грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия; медицина, архитектура (первые семь составили тривиум и квад-ривиум т. н. семи свободных искусств). В это же время в трудах Цицерона (в т. ч. в трактате «Об ораторе») разрабатывалось понятие humanitas, соответствующее греч. пайдейе. Цицерон сформулировал культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ. воздействия).
Риторские школы стали укрепляться в Риме с эпохи Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) и в 1 в. н. э. распространились по всей империи. Обучение в рим. грамматич. и риторских школах теоретически включало в себя музыку, геометрию, астрономию, но практически этим занимались мало. Зато несомненным достижением римлян были правовые школы.
К 1 в. н. э. в Риме установилась 3-сте-пенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 7- 12 лет; чтение, письмо, счет), грамматическая (12—15 лет; чтение и толкование классич. авторов) и риторская (15—18 лет; упражнения в красноречии). Хотя рим. грамматики и риторы обучали по греч. образцам, рим. традиция имела для средневековья значение самостоят. культурной традиции, гл. обр. потому, что в рим. грамматич. школах с нач. 1 в, до н. э. постепенно установился свой набор классич. авторов: в 26 до н. э. Квинт Цецилий Эпирота ввел в шк. обиход тексты Вергилия, еще не закончившего работу над «Энеидой» (при жизни авторов в школе изучали также соч. Овидия и Стация). Кроме того, в школе грамматиков обязательно изучали Теренция; из историков — Саллюстия. Исключит. место — как образец для подражания — занимал Цицерон. Для изучения ряда авторов (напр., Горация) уровень грамматич. школы считался недостаточным, поэтому их произведения осваивали в риторских школах. О программе риторской школы в 1в. н. э. можно судить по соч. Квинтилиана «Об образовании оратора». Первая лат. грамматика была создана в 1 в. Реммием Палемоном (не сохранилась). Среди комментариев в ср. века были популярны труды Доната, Сервия, Макробия. В 4 в. н. э. Донат составил шк. пособие по грамматике, сокращенный вариант к-рого бьи особенно распространен в ср. века. наиб. обстоятельное изложение грамматики дал в нач. 6 в. н. э. Присциан.
В 1 в. н. э. рим. императоры стали осуществлять контроль за системой шк. образования. Веспасиан (правил в 69-79) начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имперской казны. Тра-ян (98—117) ввел пособие на обучение определенного числа детей несостоят. граждан. Антоний Пий (138—161) освободил грамматиков, риторов и философов от нек-рых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом бьии установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий эдиктами 321, 326 и 333 расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник (361—363) пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. н. э. Юстиниан изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языч. филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы антич. системы образования, антич. учебники, тексты и комментарии были усвоены средневековьем, а пед. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение).
Лит.: Бузескул В., Шк. дело у древних греков по новым данным, [Хар.], 1918; Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики, M.; Шеста-к он В. П., Идеи эстетич. воспитания, т. 1 — Античность. Ср. века. Возрождение, М., 1973; Бл а в а т с к а я Т. В., Из истории греч. интеллигенции эллинистич. времени, М., 1983; G w у n n A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; J a e-g er W., Paideia, Bd 1 — 3, B., 1959; K u fall er t F., Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike, B., 1961; Fuhrmann M., Das systematische Lehrbuch, Gott., 1960; M arr ou H., Histoire de ledu-cation dans Iantiquite, P., 1965; Clar-ke M. L., Higher education in the ancient world, Albuquerque, [1971]; Bowen J., A history of Western education, v. l, L., [1972]; Hadot I., Arts liberaux et philo-sophie dans la pensee antique, P., 1984; U k o—1 o v a V., The last of the Romans and Euro-pean culture, Moscow, [1989].
Ю. А. Щичалин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
354.54 кб

Античность и современное высшее образование

Дитц И. В.
В статье рассматривается проблема гуманитаризации современного высшего образования.
Читать PDF
382.67 кб

Античность - византия - Русь: к вопросу о культуросообразном характере традиций образования личности

Налётова Наталья Юрьевна
В статье автор показан процесс наследования традиций античной культуры и образования в условиях византийско-христианской и древнерусской цивилизации, который обозначил и определил принципиальное различие мировоззренческих и собств
Читать PDF
378.83 кб

Научно-методологическая основа модернизации образовательных процессов: от античности к эпохе Возрожд

Скворцов К. В.
Рассматриваются научно-методологические основы модернизации образовательных процессов и исторические предпосылки их появления, исторический путь развития и становления культуры и образования, начиная с древности и включая эпоху Ср
Читать PDF
252.70 кб

Идеи гуманизма и защиты детей от насилия в трудах философов мыслителей Античности и Средневековья

Пчелинцева Евгения Владимировна
Статья посвящена рассмотрению роли феномена преодоления последствий насилия детьми и значимости историко-педагогического опыта по его реализации в теории и практике зарубежного воспитания с анализом специфики проявлений в педагоги
Читать PDF
211.21 кб

Отражение идей античности как духовного опыта в современном образовании

Дитц Ирина Владимировна
В статье рассматривается проблема гуманитаризации современного высшего образования.
Читать PDF
62.58 кб

Мыслители античности о содержании понятия « Художественно-творческий потенциал личности»

Сладкопевец Роман Вадимович
Читать PDF
260.21 кб

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX в.

Массальски А.
Читать PDF
161.38 кб

Педагогические системы профессионально-художественного образования : от античности до современности

Харабет Виктор Викторович
В статье рассмотрены процессы становления педагогических систем профессионально-художественного образования в античную эпоху и их влияние на современные системы, а также представлен компонентный анализ в сравнении с античными педа
Читать PDF
706.88 кб

Понятие «Одаренность» в воззрениях философов античности и взглядах ученых современности

Атаханов Разиюлло , Хамраева Нодира Махамадиевна
В статье раскрывается содержание понятия «одаренность», а также понятия «мудрость» как высшей степени развития одаренности; зафиксированные в соответствии с точкой зрения античных философов уровни познавательных способностей, личн
Читать PDF
143.44 кб

Мировоззренческие парадигмы образования: от античности к эпохе модерна

Рюмина Марина Сергеевна
Статья посвящена анализу разви-тия философских представлений об образова-нии. Анализируются философские подходы кобучению и воспитанию, изменение целей,идеалов и моделей образования от античностик эпохе модерна.
Читать PDF
372.24 кб

«Трансформация античности», или наше отражение в зеркале античной пайдейи

Хазина А.В., Софронова Л.В., Басов А.Ю.
Статья посвящена анализу трансформаций, которым подвергалась античная пайдейа в восприятии различных интеллектуальных традиций: ренессансной и современной.
Читать PDF
747.83 кб

Диалог античности и христианства (по итогам межвузовского научного семинара)

Гоннова Наталья Викторовна, Венгранович Марина Александровна, Иванян Елена Павловна
Представлены итоги межвузовского научного семинара в Поволжском православном институте (г. Тольятти).
Читать PDF
0.00 байт

Музей как образовательный ресурс: ретроспектива развития образовательной среды от античности до ново

Ченцова Оксана Валериевна
Современная система высшего образования находится в поисках новых методик преподавания для получения высококвалифицированных специалистов.
Читать PDF
2.31 мб

Педагогика в Античности и в средние века: идеал человека

Филимонова Екатерина Алексеевна
Педагогика как искусство воспитания отражает историю культуры как системы идеалообразования.
Читать PDF
0.00 байт

Символы и образы античности и христианства в культуре российского общества (по итогам межвузовской н

Венгранович Марина Александровна, Гурова Ирина Владимировна
Представлены итоги межвузовской научно-практической конференции в Поволжском православном институте (г. Тольятти).

Найдено книг по теме — 16