АНОПОВ Иван Алексеевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНОПОВ Иван Алексеевич
1844-1907) — педагог, общественный деятель. Участвовал в организации и разработке основных положений об отдельных типах учебных заведений. Систематизировал (1889) сеть профессиональных учебных заведений и дал анализ состояния профессионально-технического образования в России. Предложил (1891) новый тип среднего учебного заведения, которое на основе сближения общеобразовательной и профессиональной подготовки готовило бы к продолжению образования и практической деятельности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АНОПОВ Иван Алексеевич
1844—18.1 (31.2).1907, Петербург], педагог, обществ. деятель. Окончил Петерб. технол. ин-т (1866), с 1876 директор Лодзинского высш. ремесл. уч-ща, с 1880 директор Петерб. ремесл. уч-ща. Чл. Пост, комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва; с 1892 руководитель отделения пром. уч-щ МНП. Один из организаторов и руководителей съездов по техн. и проф. образованию. Участвовал в разработке положений об отд. типах уч. заведений, установленных законом «Основные положения о пром. уч-щах» (1888), а также уставов гос., обществ. и частных уч. заведений («Устав ср. техн. уч-щ», 1889; «Таблица числа асов уч. занятий в неделю в пром. уч-щах», 1889; «Устав низших техн. уч-щ», 1890, и др.). Способствовал открытию новых проф.-тех. уч-щ.
В труде «Опыт систематич. обозрения материалов к изучению совр. состояния ср. и низшего техн. и ремесл. образования в России» (1889) систематизировал сеть проф. уч. заведений и дал анализ состояния проф.-тех. образования. В отчете Лодзинского ремесл. уч-ща обосновывал необходимость общего образования как базы профессионального, обобщил опыт работы этого уч. заведения, дававшего как общее среднее, так и ср. спец. образование. В работе «По вопросу о ср. общеобразоват. школе с применением ее к запросам и нуждам совр. жизни нек-рых местностей России» (1891) предложил новый тип ср. уч. заведения, к-рое на основе сближения общеобразоват. и проф. подготовки готовило бы к продолжению образования и к практич. деятельности.
С 1900 зав. уч. отделом Мин-ва финансов. Был инициатором пересмотра Положения о коммерч. уч-щах (1894): коммерч. уч-ща стали (с 1900) общеобразоват. уч. заведениями, дававшими углубленную подготовку по естеств.-матем. профилю, а также нач. коммерч. знания. При участии А. были реформированы и торговые школы, ставшие низшими проф. уч-щами для подготовки продавцов, кассиров и др.
По инициативе А. было принято новое «Положение о худож.-пром. образовании» (1902), в к-ром пересмотрены организац. структура и содержание обучения в сторону усиления техн., прикладной подготовки.
Соч.: Отчет Лодзинского ремесл. уч-ща за 1875—76, Лодзь, 1877; то же за 1880—81, Лодзь, 1882; Совр. состояние техн. и проф. образования в России, СПБ, 1895.
Лит.: Памяти И. А. Анопова, «Техн. образование», 1907, м l; Антология пед. мысли, сост. Н. Н. Кузьмин, т. 2. — Рус. педагоги и деятели нар. образования о трудовом воспитании и проф. образовании, М., 1989, с. 260—61. H. H. Кузьмин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

АНОПОВ Иван Алексеевич
(1844–1907) – деятель профессионально-технического образования. После окончания Петербургского технологического института (1866) и непродолжительной практической работы в качестве инженера в 1876 г. становится директором Лодзинского высшего ремесленного училища; через четыре года назначается директором Петербургского ремесленного училища.
Анопов И.А. был сторонником распространения общего и профессионального образования в России. Активный член Русского технического общества, Анопов И.А. участвовал в разработке положений об отдельных типах учебных заведений, установленных законом «Основные положения о промышленных училищах» (1888), а также уставов государственных, общественных и частных учебных заведений («Устав средних технических училищ», 1889; «Таблица числа часов учебных занятий в неделю в промышленных училищах», 1889; «Устав низших технических училищ», 1890 и др.). Способствовал открытию новых профессионально-технических училищ.
В труде «Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего и низшего технического и ремесленного образования в России» (1889) систематизировал сеть профессиональных учебных заведений и дал анализ состояния профессионально-технического образования. В отчете Лодзинского ремесленного училища обосновывал необходимость общего образования как базы профессионального, обобщил опыт работы этого учебного заведения, дававшего как общее среднее, так и среднее специальное образование. В работе «По вопросу о средней общеобразовательной школе с применением ее к запросам и нуждам современной жизни некоторых местностей России» (1891) предложил новый тип среднего учебного заведения, которое на основе сближения общеобразовательной и профессиональной подготовки готовило бы к продолжению образования и к практической деятельности.
С 1900 г. – заведующий учебным отделом Министерства финансов. Был инициатором пересмотра Положения о коммерческих училищах (1894): коммерческие училища стали (с 1900 г.) общеобразовательными учебными заведениями, дававшими углубленную подготовку по естественно-математическому профилю, а также начальные коммерческие знания. При участии Анопова И.А. были реформированы и торговые школы, ставшие низшими профессиональными училищами для подготовки продавцов, кассиров и др.
По инициативе Анопова И.А. было принято новое «Положение о художественно- промышленном образовании» (1902), в котором пересмотрены организационная структура и содержание обучения в сторону усиления технической, прикладной подготовки.
Соч.: Отчет Лодзинского ремесленного училища за 1875–1876. – Лодзь, 1877; То же за 1880–1881. – Лодзь, 1882; Современное состояние технического и профессионального образования в России. – СПб., 1895.
Лит.: Памяти И.А. Анопова / Техническое образование. 1907. № 1; Антология педагогической мысли / Сост. Н.Н. Кузьмин. Т. 2. – Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. – М., 1989.
Н.Н. Кузьмин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.