АНИКСТ Ольга Григорьевна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АНИКСТ Ольга Григорьевна (1887-1959)
педагог, организатор профессионального образования в России. В составе комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы ("комиссия Троцкого") в 1920-28 руководила организацией профессиональных учебных заведений, школ ФЗУ, перестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на производстве, выступая против узкопрофильной ее направленности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АНИКСТ Ольга Григорьевна
(1 июня 1887 г.– 9 сентября 1959 г.) – педагог, организатор профессионального образования. Окончила профшколу. Участвовала в революционных событиях 1905 г. В 1905–1906 гг. – в тюрьме, затем в эмиграции в Швейцарии. Работала в обществе помощи ссыльным и политкаторжанам.
В 1917–1919 гг. заведовала учебным отделом Министерства (Наркомата) торговли и промышленности. В январе 1919 г. вместе с Ф.В. Ленгником и Ф.Ф. Шу (заведующим Петроградским отделом технических учебных заведений) выступила инициатором созыва совещания о создании межведомственного совещательного единого органа – Государственного комитета по профессиональному образованию при Наркомпросе и вошла в его состав (декабрь 1918 – март 1919 г.). Участвовала в организации секции профессионально-технического образования при Наркомпросе (заместитель председателя) (апрель 1919 – январь 1920 г.). Аникст О.Г. с 1920 г. – член коллегии Главпрофобра, заведующий отделом рабочего образования и низших профшкол (до 1928 г.). Руководила организацией профтехнических учебных заведений, школ ФЗУ, реорганизацией ученичества, подготовкой квалифицированных рабочих на производстве. Отстаивала развитие школ ФЗУ как профессионально-общеобразовательных учебных заведений, была противником придания им узкопрофильной направленности. Аникст О.Г. была организатором I Всероссийского съезда по образованию рабочих-подростков (1922) и I Всесоюзного съезда по рабочему образованию (1924). Автор работ по истории, теории и практике профессионально-технического образования. Организатор и редактор журнала «Жизнь рабочей школы» (1923).
Аникст О.Г. – член ГУСа, ученый секретарь научно-педагогической секции (1927). С 1928 г. занималась вопросами организации рабфаков, педагогического образования, распространения технических знаний среди школьников через общество «Техника – массам» и др. Организатор и первый директор Московского педагогического института новых языков – ныне Лингвистического университета. В 1937 г. была репрессирована, реабилитирована в 1956 г.
Соч.: Профессиональное образование в России // Еженедельник Правды. 1919. № 6. 2 марта; История возникновения Главпрофобра // Вестник профессионально-технического образования. 1921. № 9; НЭП и профессионально-техническое образование // Народноепросвещение. 1921. № 87–88; Рабочее образование в РСФСР. – М., 1925; Подготовка квалифицированных рабочих. О рабочем образовании. – М.; Л., 1928.
Лит.: Крупская Н.К. По поводу статьи о профессиональном образовании товарища О. Аникст // Правда. 1919. 4 марта; Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально- технического образования в СССР. 1917–1940. –М., 1980.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

АНИКСТ Ольга Григорьевна
1(13).6. 1887, Кишинев, — 9.9.1959, Свердловск], педагог, организатор проф. образования в РСФСР. По окончании профшколы в Одессе работала на кожев. фабрике. За участие в рев. движении 1905 находилась в заключении (1905—06), затем в эмиграции во Франции и Швейцарии. Была секретарем Об-ва помощи ссыльным и политкаторжанам. В мае 1917 возвратилась в Россию, работала зав. учебным отделом Наркомата торговли и пром-сти. Вместе с Ф. В. Летником и Ф. Ф. Шу была инициатором создания Гос. к-та по проф. образованию при Наркомпросе РСФСР и входила в его состав (дек. 1918 — март 1919). Зам. пред. Секции проф.-тех. образования, созданной на его основе (апр. 1919 — янв. 1920).
В дек. 1920 вошла в состав комиссии СНК РСФСР по преодолению кризиса рабочей силы («комиссия Троцкого»), предложившей создать Главпрофобр. Чл. коллегии, зам. пред. Главпрофобра, зав. отделом рабочего образования и низших профшкол (до 1928). Руководила организацией проф. уч. заведений, школ ФЗУ, яерестройкой системы ученичества, подготовкой рабочих на произ-ве. Отстаивала развитие школ ФЗУ как проф.-общеоб-разоват. уч. заведений, вела полемику с ЦИТом, выступая против узкопроф. направленности подготовки рабочих. Была организатором 1-го Всерос. съезда по образованию рабочих-подростков (1922), Всес. съезда по рабочему образованию (1924) и др. Ред. журн. «Жизнь рабочей школы» (с 1923).
А. была членом ГУСа, ученым-секретарем науч.-пед. секции (1927). С 1928 занималась вопросами пед. образования. Организатор и первый директор (1930—32) Моск. ин-та новых языков (ныне Лингви-стич. ун-т). Выступала по вопросам подготовки кадров по иностр. языкам. Затем работала в ВЦСПС (курировала вопросы повышения квалификации на произ-ве, распространения техн. знаний), в об-ве «Техника массам».
В 1938 незаконно репрессирована, реабилитирована в 1956.
Соч.: Проф. образование в России, «Еженедельник "Правды"», 1919, № 6, 2 марта; НЭП и профтех. образование, «Нар. просвещение», 1921, № 87—88; Рабочее образование в РСФСР, [М.], 1925; Подготовка квалифициров. рабочих, М. — Л., 1928; Под знаком рационализации пед. процесса, «Нар. просвещение», 1928, № 8—9; Актуальные проблемы профобразования, там же, 1929, № 3—4; О кадрах преподавателей иностр. языков, «За пед. кадры», 1931, № 1; Что такое тех. минимум, М., 1933; Странички из пережитого, в кн.: Воспоминания о Н. К. Крупской, M.
Лит.: О. Г. Аникст. [Некролог]. ПТО, 1960, № 1; Крупская Н. К., По поводу статьи о проф. образовании т. О. Аникст, «Правда», 1919, 4 марта; Осовский Е. Г., Развитие теории проф.-тех. образования в СССР (1917—1940), М., 1980, гл. П. Е. Г. Осовский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия