Анализаторы
АНАЛИЗАТОР
(греч. analisis - разложение) - система нервных аппаратов, воспринимающих раздражения из внешней и внутренней среды организма, осуществляющая их анализ и синтез - физиологическая основа ощущений. А. состоит из трех частей: периферического (рецептор), проводящих путей), центрального конца анализатора - соответствующего участка коры больших полушарий головного мозга. (См.: Нервы черепно-мозговые).
Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.
Анализаторы
от греч. analysis — расчленение, разложение) — нервные механизмы, с помощью которых осуществляются восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. Каждый А. состоит из воспринимающего раздражения прибора рецептора, проводящего пути и центрального отдела) головного мозга. К А. относятся все органы чувст (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутрен них органах и мышцах.
Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь
АНАЛИЗАТОР
(от греч. analysis – разложение, расчленение). Термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации. Орган, обеспечивающий образование ощущений и восприятий. Состоит из трех частей: периферического рецептора, проводящих путей и центрального участка коры головного мозга. Различают А. слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой, осязательный, кинестетический (двигательный). На занятиях по языку особенно велика роль зрительного и слухового А., обеспечивающих чувственное восприятие явлений окружающего мира и переход к представлениям и понятиям, а также речевую практику с опорой на воспринятые явления и предметы.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Анализатор
нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Осуществляет прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Анализатор состоит из трех частей: 1) периферический отдел - рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2) проводящие пути - афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням Анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность; 3) корковые проекционные зоны. Термин введен И.П. Павловым.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Анализатор
сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие, анализ и синтез раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма. Понятие А. введено И.П. Павловым в 1909 г. Функционирование А. в норме обеспечивает целесообразную реакцию организма на изменение условий, что способствует его приспособлению к окружающему миру и поддержанию равновесия внутренней среды. В зависимости от модальности воспринимаемых и анализируемых стимулов различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный А. Каждый А. состоит из трех отделов: периферического воспринимающего прибора (рецептора), проводящих путей и коркового центра. Анализ раздражителей начинается на периферии: каждый рецептор реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей (так, на уровне нейронов зрительного А., расположенных в промежуточном мозге, возможно различение местоположения и цвета предметов). В высших центрах А. – в коре больших полушарий головного мозга – осуществляется тонкий дифференцированный анализ раздражителей. Повреждение любого из отделов А. в результате действия различных вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обусловливает аномальное протекание психофизического развития.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
АНАЛИЗАТОР
(гр. аnalysis – разложение, расчленение) — сложная анатомо-физиологическая система, обеспечивающая восприятие и анализ раздражений, воспринимаемых организмом из внешней и внутренней среды. Биологическая роль А. заключается в обеспечении целесообразной реакции организма на изменение условий, что способствует наиболее целесообразному приспособлению его к окружающим условиям и сохранению постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). В зависимости от модальности воспринимаемых раздражений различают зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный и вкусовой А. В современной науке выделяют двигательный А. в качестве самостоятельного. Каждый А. состоит из трех отделов: периферического воспринимающего (рецепторного), проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга. К воспринимающим отделам А. относят все органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) и специальные рецепторные образования в органах, тканях, суставах, сосудах и мышцах. Анализ раздражений начинается на периферии: каждый вид рецепторов реагирует на определенный вид энергии; анализ продолжается во вставочных нейронах проводящих путей. В высших центрах А. (в коре больших полушарий головного мозга) осуществляется тонкий, дифференцированный анализ сложных, меняющихся раздражений. Повреждение любого из отделов А. или всего анализатора в целом в результате воздействия каких-либо вредоносных факторов приводит к нарушениям процессов высшей нервной деятельности и обусловливает аномальное протекание психофизического развития.