АМПЛИФИКАЦИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АМПЛИФИКАЦИЯ
увеличение психологических возможностей сверх нормативных.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

АМПЛИФИКАЦИЯ
расширение; дальнейшее разъяснение; более подробное изложение.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

АМПЛИФИКАЦИЯ
от лат. amplificatio—расширение)—филол. 1) в языке прием, заключающийся в накоплении нескольких сходных определений для усиления характеристики явления (напр., он храбрый, отважный человек); 2) увеличение протяженности текста при переводе с одного языка на другой (англ, cow-creamer = русск. кувшинчик для сливок в виде коровы).

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Амплификация
(от лат. amplification – распространение) – художественный прием изображения, характеризующийся накоплением однородных речевых средств с целью большей выразительности мыслей и чувств. Например, М. Горький в рассказе „Старуха Изергиль” стремится при помощи ряда однородных тропов передать выразительный образ надвигающейся ночи: „Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу…”. Именно под покровом этой ночи зашла речь о казни, достойной преступления… Понимание и усвоение учащимися амплификации повышает культуру речи, помогает школьникам постичь художественное мастерство писателя, особенности его индивидуального стиля [57; 111]. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

АМПЛИФИКАЦИЯ
(от лат. amplificatio — ‘увеличение, расширение, распространение’) — 1. Общее название для стилистических приёмов, связанных с увеличением протяжённости высказывания или текста. К А. в этом значении относят Плеоназм (см.), Аккумуляцию (см.), Гипофору (см.), Конкатенацию (см.) и некоторые другие фигуры, т.е. такие, линейная протяжённость которых представляется избыточной по сравнению с нейтральной (среднестатистической), но прагматически оправданной в силу выполняемой стилистической функции [Матвеева 2010: 18; Москвин 2007: 104; Хазагеров 2009: 155—157; Квятковский 1966: 25—26 и др.].
2. Стилистический приём «нанизывания» однородных языковых единиц и оборотов [Булыко 2004: 46; Иванюк 2008: 23]. В такой трактовке А. совпадает с приёмом Аккумуляции (см.) и используется, в частности, для усиления доказательности высказывания путём перечисления разного рода доводов, напр.: Ты жива, ты во мне, ты в груди. Как опора, как друг и как случай (Б. Пастернак) [Гаспаров 1987: 22].
И в первой, и во второй трактовке А. «укладывается» в понятие прагматически оправданного Плеоназма (см.).
3. Несколько иной характер носит понимание А. как фигуры речи, у которой в отличие от тропа (см.) названы оба сопоставляемых компонента [Хазагеров, Ширина 1999: 197]. «Фигурные амплификации построены в принципе на тех же основаниях, что и тропы. Но между ними есть и содержательные различия. И в тех, и в других сравниваемые представления сливаются в одно, более сложное. Но степень этого слияния различна. Она должна быть максимальной в тропе и не может превышать определённый предел в фигуре» [Хазагеров, Ширина 1999: 121]. К разряду фигурных А. указанные авторы относят Антитезу (см.), Смешение стилей (см.), Градацию (см.), Оксюморон (см.), Гипофору (см.) и др. [Хазагеров, Ширина 1999: 121-122]. Они обращают внимание на то, что некоторые фигурные А. не имеют соответствующего специального названия — термина, но не приводят примеров. Надо полагать, что это связано с множественностью видов амплифицированных структур. Возьмем, напр., образные обороты, имеющие синтаксическую форму дефиниции: Патриотизм — это воздух, который даёт полет всяк парящей в небесах птице (ЛГ. 2003. № 30); Политтехно-логи имеют дело с социальной энергией. Они — бильярдисты, гоняющие кием шаровые молнии, направляя их к нужным лузам (Завтра. 2007. № 51). Это фигурные А., в которых роль сопоставляемых компонентов играют подлежащие, а роль сопоставляющих компонентов — предикаты (точнее — предикативные части этих предложений). Такие фигуры речи, по сути являясь сравнениями со значением уподобления, отличаются от последних отсутствием соответствующего формального маркера. Ср.: Патриотизм подобен воздуху, который <...>; Политтехнологи похожи на бильярдистов, гоняющих <...>. Такого рода речевые фигуры, в отличие от А. плеонастичного типа (см. пп.1—2), можно назвать сравнительно-уподобительными А.
А. всех типов обладают сильным выразительно-изобразительным потенциалом. А. плеонастичного типа может выполнять описательно-детализирующую функцию, напр.: По-дошедши к окну, он (Чичиков — А.С.) начал рассматривать бывшие перед ним виды: окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней утварью. Индейкам и курам не было числа; промеж них расхаживал петух мерными шагами, потряхивая гребнем и поворачивая голову набок, как будто к чему-то прислушиваясь; свинья с семейством очутилась тут же; тут же, разгребая кучу сора, съела она мимоходом цыпленка и, не замечая этого, продолжала уписывать арбузные корки своим порядком. Этот небольшой дворик, или курятник, преграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем <...> (Н. Гоголь).
Она может использоваться для создания высокого риторического пафоса, усиления аргументации и эмоционального напряжения речи. Напр.: Гагарин — витязь Русской Победы. Победа сорок пятого года — это космодром, с которого Гагарин взлетел в небеса. Он принял из рук Кантария победное алое знамя и отнёс его в космос. По сей день оно пламенеет на орбите, вращаясь вокруг земли. Александр Матросов, накрывший грудью пулеметную амбразуру, был Юрием Гагариным на той мистической грозной войне, на которой Россия приносила вселенскую жертву, выпрямляя согнутую земную ось. Матросов без скафандра, в солдатской гимнастерке вышел в открытый космос и своею смертью открыл Гагарину путь в небеса. Гагарин улетел с земли в космос, преобразив земное в космическое. Но и космос через Гагарина влился в земное бытие, преобразив космическое в земное. Гагарин был земным человеком, улетевшим в мироздание. Но он был небожителем, прилетевшим из космоса на землю. Через Гагарина божественная сила снизошла в земную реальность. Гагарин преображён космосом — космочеловек (А. Проханов); В старые времена царское правительство могло позволить себе продать Аляску: у России была Сибирь. Если об этом не писали, не говорили открыто, это подразумевалось само собой. Сибирь стояла крепостью, в которой можно укрыться; кладовой, которую при нужде всегда можно раскрыть; силой, которую можно призвать; твердью, которую можно подставить под любой удар, не боясь поражения; славой, которой предстоит прогреметь. Одним словом, в сознании человека Сибирь долго и прочно оставалась плацдармом для будущего <...> (В. Распутин). Как видно из двух последних примеров, А. обоих типов свойственно вступать в стилистическое текстуальное взаимодействие (конвергенцию), что усиливает производимый ими эффект.
А. сравнительно-уподобительного типа используется прежде всего для лаконичной, афористичной и образной характеристики (примеры. См. выше).
Лит.: Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966; Брауда Н.В. Текстовая амплификация как приём создания экспрессивности произведения (на материале рассказов К.Г. Паустовского) // Риторика и перспективы её изучения в школе и вузе. Ростов н/Д., 1990; Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов. М., 2004; Иванюк Б.П. Поэтическая речь: словарь терминов. М., 2008; Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; ЛЭС. М., 1987; Матвеева Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. Ростов н/Д., 2010; Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов н/Д., 2007; ЭВСРЯ. М., 2005; Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Ширина Л.С. Амплификация в системе экспрессивных средств // Проблемы экспрессивной стилистики. Ростов н/Д., 1987.
А.П. Сковородников

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
310.82 кб

Амплификация педагогических и методических знаний как инструмент смыслоинициации студентов педагогич

Федорова Елена Николаевна, Янюшкина Галина Михайловна
В статье представлен анализ образовательно-воспитательных возможностей амплификации общепедагогических и предметно-методических знаний студентов педагогического вуза, как важнейшего инструмента развития у них смыслов профессиональ
Читать PDF
332.73 кб

Историко-амплификативный компонент в структуре общегуманитарного базиса образования

Елканова Тамара Михайловна, Чеджемова Нина Михайловна
Рассмотрены сущность и структура историко-амплификативного компонента концептуально-теоретической модели общегуманитарного базиса образования, предусматривающего многоаспектное использование расширенной концепции историзма в препо
Читать PDF
1,002.07 кб

Разные виды жизнедеятельности дошкольника - благоприятные условия для становления и амплификации раз

Крылова Наталья Михайловна
Целью статьи является информация о внедрении научного открытия Н.Н. Поддьякова в практику работы специалистов с дошкольниками для обогащения развития у них умения философствовать.

Похожие термины:

  • АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Подход, утверждающи