АЛТЫНСАРИН Ибрай

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АЛТЫНСАРИН ИБРАЙ
1841-1889) казахский просветитель и писатель. Организовывал учебные заведения для казахских детей с преподаванием родного и русского языков, женские ремесленные и учительские школы. Автор первых казахских учебников: "Киргизской хрестоматии" (1879; 2 изд., 1906) и "Начального руководства к обучению киргизов русскому языку" (1879) и др. Создал казахский алфавит.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АЛТЫНСАРИН Ибрай
21.10(2.11).1841, урочище Аракарагай, ныне близ пос. Затобольск Кустанайской обл., — 18(30).7. 1889, Николаевск, ныне Кустанай], казах. педагог-просветитель, писатель, этнограф. Окончил (1857) школу при Оренбургской пограничной комиссии. В 1859- 1860 служил переводчиком там же. Первый учитель казах. С 1864 руководил Тургайским рус. кирг. уч-щем. С 1879 инспектор нар. уч-щ Тургайской обл. В мировоззрении А. отразилось влияние обществ.-пед.движения 60 х гг. 19 в., прогрессивной рус. культуры На основе положений и инструкций МНП сформи ровал систему рус.-казах. школ, приспособленную к особенностям быта казахов. Включил в нее центральные двухклассные уч ща (по программе уездных уч-щ; 6 лет обучения), волостные уч ща с интернатами (по программе одноклассных нач. уч-щ; 4 года). Предусматривал также аульные (передвижные) школы (при жизни А. не открылись). Ввел в школах обучение на казахском (впервые) и рус. языках. При участии А. открыто 9 рус. казах. школ, а также Яковлевское ремесленное уч ще в Тургае (1883), киргизская (казах) учительская школа (1883, открыта в Орске, вскоре переведена в Оренбург). Основой шк. обучения считал родной и рус. языки, математику, естествознание. Создал первые казах. учебники - «Киргизская хрестоматия» (на материалах казах. фольклора, впервые записанных алфавитом на рус. графич. основе) и «Нач. руководство к обучению киргизов рус. языку» (изданы в 1879, в дальнейшем работал над их усовершенствованием). В учебниках использовал метод. идеи Н. И. Ильмин-ского, дидактич. приемы и материал уч. книг К. Д. Ушинского, И. И. Паульсона и др., нек-рые свои произведения для детей. Культурные связи с рус. народом рассматривал как необходимую предпосылку социального прогресса казахов. Убежденный сторонник реального образования. Считал необходимым открывать для казахов не только начальные, но и ср. и высш. уч. заведения
Соч. на казах. и рус. языках — Собр. соч. в 3 тт., т. 2. А. А. 1976, на рус. яз — Избр. произв., А. А, 1957.
Лит.: Ситдыков А. С, Пед.идеи и просветительская деятельность И Алтын-сарина А -А, 1968 Д ж у м а г. у-л о в К Т И Алтынсарин и развитие культуры казах народа А А, 1984, [Ш а л а-баев К III, Каиржанова Б.1, Ибрай Алтынсарин (указатель лит-ры), А А, 1979. Г.А. Храпченков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия