АЛКОГОЛИЗМ
Алкоголизм
патологическое влечение к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности.
Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.
Алкоголизм
форма девиантного поведения, характеризующегося патологическим влечением человека к спиртному и приводящая к социальной деградации.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Алкоголизм
[ар. al-kuhl – тонкий порошок] – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности.
АЛКОГОЛИЗМ
(от араб, alkuhl – тонкий порошок) – хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. У человека, страдающего А., появляется психическая и физическая зависимость от алкоголя, которая ведет к психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, к ослаблению критической оценки ситуации, к состоянию возбуждения. Часто сопровождается озлоблением, агрессивностью, растормаживанием низменных инстинктов и побуждений.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
АЛКОГОЛИЗМ
1) (соц.) форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей социальной деградацией личности; 2) (мед.) хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. У человека, страдающего А., появляется психическая и физическая зависимость от алкоголя, которая ведет к психической и социальной деградации, патологии внутренних органов, к ослаблению критической оценки ситуации, к состоянию возбуждения. Часто сопровождается озлоблением, агрессивностью, растормаживанием низменных инстинктов и побуждений.
А. детский — признаки алкоголизма впервые проявляются до достижения ребенком возраста 18 лет. А. наследственный — предрасположенность к употреблению алкоголя, обнаруженная у ребенка в связи с рождением от родителей (родителя), злоупотребляющих (злоупотребляющего) алкоголем (страдающих алкоголизмом).
А. детский — признаки алкоголизма впервые проявляются до достижения ребенком возраста 18 лет. А. наследственный — предрасположенность к употреблению алкоголя, обнаруженная у ребенка в связи с рождением от родителей (родителя), злоупотребляющих (злоупотребляющего) алкоголем (страдающих алкоголизмом).
АЛКОГОЛИЗМ
систематическое употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Хронический А. - заболевание, характеризующееся постоянной потребностью в опьянении, расстройствами нервной системы и внутренних органов, личностной и социальной деградацией. Ранее считалось, что А. развивается гл.о. в зрелом возрасте. Однако с 80-90-х гг. 20 в. медики и педагоги отмечают тенденцию к "омоложению" А., вплоть до появления его симптомов в детском возрасте. Возникновению А. у детей способствует привыкание к спиртному на ранних этапах развития ребенка вследствие употребления даже небольших доз А. матерью во время беременности. Первые опыты употребления спиртных напитков мотивированы гл.о. внешним влиянием (дань традиции, подчинение групповому давлению и т.п.). Некоторые родители сами приобщают детей к "умеренному" употреблению А. (например, на семейных праздниках), считая, что т.о. предотвращают злоупотребления, а также в силу предрассудков, что детям можно употреблять небольшие дозы вина или пива для "укрепления здоровья", "аппетита", "успокоения" и т.п. Неокончательно оформившийся детский организм гораздо более уязвим для алкоголя, чем организм взрослого. Стадии пьянства в детском и подростковом возрасте проходят очень быстро, достигая степени хронического А. за 2-3 года. Поэтому употребление детьми даже небольших доз спиртного абсолютно недопустимо. Дети должны воспитываться в трезвости и неприязни к любым формам пьянства. Ребенок, воспринимающий пьянство как нормальное повседневное явление, рискует сам приобщиться к А. Решающую роль играет пример родителей, которые для блага своих детей сами должны отказаться от пристрастия к А. Особенно важно, чтобы молодые супруги, еще не имеющие детей, знали, что зачатие в состоянии опьянения (хотя бы одного из родителей) нарушает генетический код, определяющий развитие ребенка. Для родителей, страдающих А., вероятность рождения детей с нарушениями здоровья и развития существенно возрастает. Осн. мотивом приобщения к алкоголю у подростков наряду с подражанием взрослым выступает стремление к самоутверждению, а также к иллюзорному замещению неудовлетворенных потребностей. Поэтому в преодолении пьянства детей и подростков репрессивные меры играют незначительную роль. Важно не столько порицать или запугивать последствиями А., сколько предложить подростку такой социально приемлемый стиль жизни и формы деятельности, которые удовлетворяли бы эмоциональные запросы, потребности в общении, ощущении собственной значимости, силы и т.п. См. также Наркомания, Подростковый возраст
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Алкоголизм
тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить лить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т.п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. Как часто некоторые люди с гордостью отмечают у своих товарищей повышенную устойчивость к алкоголю, считая, что это связано с физическим здоровьем. А на самом деле повышенная устойчивость к водке — первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Для алкоголика, что рюмка, что стакан, что бутылка вина — все едино. Уже от рюмки спиртного он приходит к состояние эйфории — возбуждения, которое только усиливает его стремление выпить, а затем последующие дозы мало меняют его внешний вид, хотя в организме происходят заметные сдвиги. Вначале алкоголик проявляет чрезвычайную активность, пытаясь «вне очереди» выпить очередную стопку, начинает буйствовать или дурачиться. Но вот последняя капля переполняет пределы устойчивости, и алкоголик «отключается» от внешнего мира, впадая в забытье. Потеря контроля за количеством выпитого, непомерная жадность к спиртному и сопровождающее это неконтролируемое развязное, нередко циничное поведение — стойкие признаки алкоголизма. На поздних этапах алкоголизма переносимость спирта внезапно понижается и у заядлого алкоголика даже малые дозы вина вызывают тот же эффект, как и большие порции водки в прошлом. Для этой стадии алкоголизма характерно тяжелое похмелье после приема алкоголя: плохое самочувствие, раздражительность, злобность. Во время так называемого запоя, когда человек пьет ежедневно, на протяжении многих дней, а то и недель, патологические явления настолько выражены, что для их ликвидации требуется медицинская помощь. Одним из характерных осложнений во время запоя является так называемая белая горячка, о которой мы расскажем отдельно. Таким образом, независимо от формы пьянства каждый прием алкоголя вызывает выраженные изменения в организме, а последующие и все большие дозы спиртного ведут к психической деградации личности и общему заболеванию.
Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»
АЛКОГОЛИЗМ
систематич. употребление спиртных напитков в дозах, вызывающих алкогольное опьянение. Хронич. А. — заболевание, характеризующееся постоянной потребностью в опьянении спиртными напитками, расстройствами нервной системы и внутр. органов, личностной и социальной деградацией.
Потребность в алкоголе не входит в число естеств. жизненных потребностей человека. Этиловый спирт, как и любой яд, вызывает в организме реакцию отторжения (рвотный рефлекс). При первом принятии спиртного человек, как правило, не только не испытывает удовольствия, но и ощущает сильный дискомфорт. Возникающие в результате отравления непривычные ощущения (головокружение, расстройство координации движений, дезориентация во времени и пространстве) могут вызвать страх и др. отрицат. эмоции. При повторных употреблениях алкоголя наступает адаптация организма к яду и осн. значение для настроения человека приобретают искусств, ощущения возбуждения и приподнятости. Нарастание доз алкоголя и частоты его употребления может привести к превращению т. н. бытового пьянства в хронич. А. На его нач. этапе укрепляется влечение к опьянению и значительно повышается устойчивость (толерантность) к алкоголю. Если человек не бросит пить (что еще возможно при достаточном волевом усилии), наступает следующая стадия А. Она характеризуется резким усилением влечения к алкоголю, наивысшей толерантностью, потерей контроля за кол-вом выпитого; возникает абстинентный синдром («похмелье»). Появляются признаки поражения нервной и сердечно-сосудистой систем, печени и др. органов. На третьей стадии толерантность резко падает: опьянение вызывают очень маленькие дозы. Происходит алкогольная деградация личности: социальные мотивы теряют для человека смысл, все помыслы направлены на опьянение. На разных этапах могут возникать алкогольные психозы (бред ревности, белая горячка и др.).
А. развивается гл. обр. в зрелом возрасте. Однако в кон. 70-х — нач. 80-х гг. медики и педагоги отмечали тенденцию к «омоложению» А., вплоть до возникновения его симптомов в дет. возрасте. Возникновению А. у детей способствует привыкание к спиртному на ранних этапах развития ребенка вследствие употребления даже небольших доз алкоголя матерью во время беременности. Оно приводит к раннему включению алкоголя в обмен веществ развивающегося организма. В результате уже в момент появления на свет новорожденный может страдать абстинентным синдромом.
Первые опыты употребления спиртных напитков мотивированы гл. обр. внеш. влиянием (дань традиции, подчинение групповому давлению, ложно понятое стремление к самоутверждению и приобщению к миру взрослых). Восприятие и постепенное усвоение «алкогольных обычаев» начинаются задолго до того, как у человека возникает потребность в опьянении, задолго даже до первого знакомства со вкусом и действием вина. Опыты, проведенные в ст. группах дет. сада, показали, что если детям предложить сыграть в «свадьбу», «день рождения», то они достоверно воспроизводят внеш. атрибуты взрослого застолья с имитацией опьянения. В этом сказывается опыт внеш. знакомства с опьянением, прививающий терпимость к употреблению спиртного.
Опьянение обычно проявляется в развязности, агрессивности, безнравств. поведении. Пьянство вызывает нездоровую, конфликтную атмосферу в семье, наносит непоправимый ущерб нравств. становлению личности. Нек-рые родители сами стараются приобщить детей к «умеренному» употреблению алкоголя (напр., на семейных праздниках), считая, что таким образом предотвращают злоупотребления. Это усугубляется свойственными нек-рым родителям предрассудками, что детям можно употреблять небольшие дозы вина или пива для «укрепления здоровья», «аппетита», «улучшения роста», «согревания», «успокоения» и т. п. Неокончательно оформившийся дет. организм гораздо более уязвим для яда, чем организм взрослого. Стадии пьянства, на развертывание к-рых в зрелом возрасте уходят мн. годы, в подростковом возрасте проходят очень быстро, достигая стадии хронич. А. за 2—3 года. Поэтому употребление детьми даже небольших доз спиртного абсолютно недопустимо. Дети должны воспитываться в неприязни к любым формам пьянства. Ребенок, воспринимающий пьянство как нормальное повседневное явление, рискует сам приобщиться к А.
Решающую роль играет пример родителей, к-рые для блага своих детей сами должны отказаться от пристрастия к алкоголю. Особенно важно, чтобы алкогольные традиции не прививались в молодых семьях, к-рые еще не имеют детей. Будущие родители должны знать, что зачатие в состоянии опьянения (хотя бы одного из родителей) нарушает генетич. код, определяющий развитие ребенка. Для родителей, страдающих А., вероятность рождения аномальных детей существенно возрастает.
Осн. мотивом приобщения к алкоголю у подростков (именно в этом возрасте оно происходит наиб. часто) наряду с подражанием взрослым выступает стремление к самоутверждению. Состояние опьянения представляет собой иллюзорное замещение неудовлетворенных потребностей. Не имея возможности или не желая приложить достаточно усилий, чтобы достичь своих целей и испытать от этого положит. эмоции, подросток подменяет их искусственно вызванным весельем, внешне никак не обусловленным. Со временем такое «бегство» в мир иллюзорного удовлетворения приобретает характер устойчивой привычки, появляется тяга к алкоголю. Включаясь в обмен веществ, в частности в гормональный обмен, алкоголь нарушает гормональную регуляцию эмоциональных реакций: без алкогольной стимуляции наступает подавленное, депрессивное состояние. В состоянии опьянения снижается критичность, в т. ч. в отношении к себе и партнерам по общению. Существует ложное представление, что алкоголь способствует налаживанию межличностных контактов. Это особенно привлекает подростков, испытывающих затруднения в общении.
В преодолении пьянства детей и подростков репрессивные меры играют не-значит. роль. Важно не порицать, не запугивать последствиями А., а предложить подростку такой социально приемлемый стиль жизни и формы деятельности, к-рые удовлетворяли бы эмоциональные запросы, потребности в общении, ощущении собств значимости, силы и т. п. Действенной мерой профилактики является помощь в учебе, вовлечение во внешк. воспитат. работу. Ребенок должен знать о пагубности пьянства, его вреде для здоровья и т. п. однако подлинный иммунитет к А. дают не столько эти знания, сколько воспитанная в человеке активная социальная позиция, увлеченность делом, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни,
Лит. Причины и особенности алкоголизации в подростково юношеском возрасте Науч. обзор, M, 1981 Социальные и клинич. аспекты алкоголизации молодежи под ред II И Сидорова, Архангельск, 1982 (библ), Братусь Б С Сидоров П. И, Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма M 1984, M а с т ю к о ва E M Грибанова Г В, М о с -ковкина А Г Профилактика и коррекция нарушений психич. развития детей при семейном алкоголизме M 1989, № e u -bert R, Jugend und Alkohol Rudolstadt, [1958] OConnor J The young dnnkers, L 1978 Mayer J E. FilsteadW J, Adolescence and alcohol Camb, 1980
Потребность в алкоголе не входит в число естеств. жизненных потребностей человека. Этиловый спирт, как и любой яд, вызывает в организме реакцию отторжения (рвотный рефлекс). При первом принятии спиртного человек, как правило, не только не испытывает удовольствия, но и ощущает сильный дискомфорт. Возникающие в результате отравления непривычные ощущения (головокружение, расстройство координации движений, дезориентация во времени и пространстве) могут вызвать страх и др. отрицат. эмоции. При повторных употреблениях алкоголя наступает адаптация организма к яду и осн. значение для настроения человека приобретают искусств, ощущения возбуждения и приподнятости. Нарастание доз алкоголя и частоты его употребления может привести к превращению т. н. бытового пьянства в хронич. А. На его нач. этапе укрепляется влечение к опьянению и значительно повышается устойчивость (толерантность) к алкоголю. Если человек не бросит пить (что еще возможно при достаточном волевом усилии), наступает следующая стадия А. Она характеризуется резким усилением влечения к алкоголю, наивысшей толерантностью, потерей контроля за кол-вом выпитого; возникает абстинентный синдром («похмелье»). Появляются признаки поражения нервной и сердечно-сосудистой систем, печени и др. органов. На третьей стадии толерантность резко падает: опьянение вызывают очень маленькие дозы. Происходит алкогольная деградация личности: социальные мотивы теряют для человека смысл, все помыслы направлены на опьянение. На разных этапах могут возникать алкогольные психозы (бред ревности, белая горячка и др.).
А. развивается гл. обр. в зрелом возрасте. Однако в кон. 70-х — нач. 80-х гг. медики и педагоги отмечали тенденцию к «омоложению» А., вплоть до возникновения его симптомов в дет. возрасте. Возникновению А. у детей способствует привыкание к спиртному на ранних этапах развития ребенка вследствие употребления даже небольших доз алкоголя матерью во время беременности. Оно приводит к раннему включению алкоголя в обмен веществ развивающегося организма. В результате уже в момент появления на свет новорожденный может страдать абстинентным синдромом.
Первые опыты употребления спиртных напитков мотивированы гл. обр. внеш. влиянием (дань традиции, подчинение групповому давлению, ложно понятое стремление к самоутверждению и приобщению к миру взрослых). Восприятие и постепенное усвоение «алкогольных обычаев» начинаются задолго до того, как у человека возникает потребность в опьянении, задолго даже до первого знакомства со вкусом и действием вина. Опыты, проведенные в ст. группах дет. сада, показали, что если детям предложить сыграть в «свадьбу», «день рождения», то они достоверно воспроизводят внеш. атрибуты взрослого застолья с имитацией опьянения. В этом сказывается опыт внеш. знакомства с опьянением, прививающий терпимость к употреблению спиртного.
Опьянение обычно проявляется в развязности, агрессивности, безнравств. поведении. Пьянство вызывает нездоровую, конфликтную атмосферу в семье, наносит непоправимый ущерб нравств. становлению личности. Нек-рые родители сами стараются приобщить детей к «умеренному» употреблению алкоголя (напр., на семейных праздниках), считая, что таким образом предотвращают злоупотребления. Это усугубляется свойственными нек-рым родителям предрассудками, что детям можно употреблять небольшие дозы вина или пива для «укрепления здоровья», «аппетита», «улучшения роста», «согревания», «успокоения» и т. п. Неокончательно оформившийся дет. организм гораздо более уязвим для яда, чем организм взрослого. Стадии пьянства, на развертывание к-рых в зрелом возрасте уходят мн. годы, в подростковом возрасте проходят очень быстро, достигая стадии хронич. А. за 2—3 года. Поэтому употребление детьми даже небольших доз спиртного абсолютно недопустимо. Дети должны воспитываться в неприязни к любым формам пьянства. Ребенок, воспринимающий пьянство как нормальное повседневное явление, рискует сам приобщиться к А.
Решающую роль играет пример родителей, к-рые для блага своих детей сами должны отказаться от пристрастия к алкоголю. Особенно важно, чтобы алкогольные традиции не прививались в молодых семьях, к-рые еще не имеют детей. Будущие родители должны знать, что зачатие в состоянии опьянения (хотя бы одного из родителей) нарушает генетич. код, определяющий развитие ребенка. Для родителей, страдающих А., вероятность рождения аномальных детей существенно возрастает.
Осн. мотивом приобщения к алкоголю у подростков (именно в этом возрасте оно происходит наиб. часто) наряду с подражанием взрослым выступает стремление к самоутверждению. Состояние опьянения представляет собой иллюзорное замещение неудовлетворенных потребностей. Не имея возможности или не желая приложить достаточно усилий, чтобы достичь своих целей и испытать от этого положит. эмоции, подросток подменяет их искусственно вызванным весельем, внешне никак не обусловленным. Со временем такое «бегство» в мир иллюзорного удовлетворения приобретает характер устойчивой привычки, появляется тяга к алкоголю. Включаясь в обмен веществ, в частности в гормональный обмен, алкоголь нарушает гормональную регуляцию эмоциональных реакций: без алкогольной стимуляции наступает подавленное, депрессивное состояние. В состоянии опьянения снижается критичность, в т. ч. в отношении к себе и партнерам по общению. Существует ложное представление, что алкоголь способствует налаживанию межличностных контактов. Это особенно привлекает подростков, испытывающих затруднения в общении.
В преодолении пьянства детей и подростков репрессивные меры играют не-значит. роль. Важно не порицать, не запугивать последствиями А., а предложить подростку такой социально приемлемый стиль жизни и формы деятельности, к-рые удовлетворяли бы эмоциональные запросы, потребности в общении, ощущении собств значимости, силы и т. п. Действенной мерой профилактики является помощь в учебе, вовлечение во внешк. воспитат. работу. Ребенок должен знать о пагубности пьянства, его вреде для здоровья и т. п. однако подлинный иммунитет к А. дают не столько эти знания, сколько воспитанная в человеке активная социальная позиция, увлеченность делом, наличие смысловых перспектив и идеалов жизни,
Лит. Причины и особенности алкоголизации в подростково юношеском возрасте Науч. обзор, M, 1981 Социальные и клинич. аспекты алкоголизации молодежи под ред II И Сидорова, Архангельск, 1982 (библ), Братусь Б С Сидоров П. И, Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма M 1984, M а с т ю к о ва E M Грибанова Г В, М о с -ковкина А Г Профилактика и коррекция нарушений психич. развития детей при семейном алкоголизме M 1989, № e u -bert R, Jugend und Alkohol Rudolstadt, [1958] OConnor J The young dnnkers, L 1978 Mayer J E. FilsteadW J, Adolescence and alcohol Camb, 1980
Источник: Российская педагогическая энциклопедия