АЛЕН, ЭМИЛЬ ОГЮСТ ШАРТЬЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АЛЕН, ЭМИЛЬ ОГЮСТ ШАРТЬЕ
Chartier) (1868-1951) — французский философ, литературный критик, педагог. С 1901 преподавал философию в парижских лицеях. Наиболее значительное произведение А. - "Propos" ("Суждения"), выходившее выпусками в 1906-14, содержит высказывания на различные темы, включая темы воспитания. Почти все проступки ребенка связывал с его стремлением "вырваться из детства", с "самоосвобождением". Автор концепции "строгого воспитания" - воспитанник должен осознать, что результаты воспитания и образования зависят прежде всего от собственных усилий личности.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АЛЕН, ЭМИЛЬ ОГЮСТ ШАРТЬЕ

Alain) [псевд.; наст. имя Эмиль Опост Шартье (Chartier)] (3.3.1868, Мор-тань-о-Перш, деп. Орн, — 2.6.1951, Везине), франц. философ, лит. критик, педагог. Окончил Высш. нормальную школу. С 1901 преподавал философию в па-риж. лицеях. Наиболее Значит. произведение А. — «Propos» («Суждения»), выходившее выпусками в 1906—14, содержит высказывания на разл. темы, включая темы воспитания. Один из лидеров «педагогического традиционализма». По его мнению, «педагогика — это всегда и философия». Уделял внимание антропологическому обоснованию педагогики. Предлагал изучать и учитывать при воспитании процесс взросления личности. Воспитание понимал как переход от детского состояния к положению хозяина собственной судьбы («самоосвобождение»). Почти все проступки ребенка связывал с его стремлением «вырваться из детства». Подчеркивал воспитывающие функции школы, настаивал на изучении процесса формирования ребенка, чтобы руководить его развитием. Ведущими факторами воспитания определял окружающий индивида мир и деятельность самой личности. Советовал изучать ребенка, не прибегая к специальным методикам («краешком глаза»). Обращал внимание на качественное своеобразие детского мышления, в частности повышенную интенсивность эмоциональной жизни, что следовало учитывать при воспитании чувств, формировании воли и характера. Выдвигал идею двойственной функции воспитания: как подготовки к жизни и как участие в самой жизни. Путь к реализации этих функций видел в понимании ребенка и точном соотнесении его наличных сил с трудностями предъявляемых к нему требований. Верил в позитивные, созидательные возможности воспитания («ребенка можно и нужно изменять и воспитывать», воспитание «вселяет надежду»). Автор концепции «строгого воспитания». Согласно этой концепции, воспитанник должен осознать, что результаты воспитания и образования зависят прежде всего от собственных усилий личности; исключал бездумное подчинение воспитанника педагогу; осуждал жесткие наказания; наказывая ребенка, педагог должен дать ему понять, что действует не от своего имени, а как «посол взрослых» с их нравственными и образовательными нормами; наставник должен обладать юмором и тактом, избегать при воспитании легкодоступных поощрений.
Лучшей пед. средой А. считал школьный класс — «детский народ». Учение называл «трудом», т. к. полагал, что следует учить на сложном, но доступном ученику уровне. При обучении рекомендовал гармонизировать элементы игры и
обязательности, в результате чего учение может стать для ребенка «высоким наслаждением». В развитии способностей придавал большое значение гуманитарным предметам, защищал классич. ср. школу с ее «гимнастикой ума». Стоял за «нейтралитет школы», требуя оградить ее от «тирании власти». А. оказал влияние на совр. пед. мысль Франции, где его сочинения входят в программу пед. образования.
Соч.: Propos sur leducation, Р. Лит.: Сэв Л., Совр. франц. философия, пер. с франц., М., 1968, с. 266—70; Джуринский А. Н., Пед. традиционализм во Франции (концепция Алена), СП, 1977, №8; Mau г. о is A., Alain, Р., 1963-Pascal G., Alain educateur, Р.
Д. Н. Джуринский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия