АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
интенсивность направленности личности на определенную деятельность [80, c. 260].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе проявления творчества, волевых актов, общения.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Активность личности
способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Активность личности
деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.
Активность личности
от лат. аctivus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
(activity of the individual) – способность производить общественно значимые преобразования, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 232).
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика А.л. – активная жизненная позиция человека.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
деятельностное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественноисторического опыта человечества, проявляющаяся в творческой деятельности, волевых актах, общении.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
от лат. activus - деятельный) -деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.
Источник: Педагогический словарь
Активность личности
это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя лично. Часто активность личности сочетается с творческостью личности, с развитой волей, с любовью человека к жизни. Вместе с тем, в активности проявляются нравственные качества личности, какими бы позитивными или негативными они ни были. Отсюда и деятельность, как форма проявления активности, может быть как положительной, так и отрицательной и даже разрушительной. Активность личности является основой субъективации позиции человека в обучении, основой персонализации личности и формирования ее автономии в обществе, появления института лидерства. Ошибки педагога при воспитании активности личности учащегося могут привести к появлению ложной активности, дезорганизаторов, к гиперактивности, формированию активности у недостаточно интеллектуально и, что особенно плохо, безнравственных детей, эгоистично или неумно использующих затем это свое качество.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В гуманистической психологии активность связывалась с потребностью самоактуализации (А.Маслоу), самореализации (Ш.Бюлер) и трактовалась скорее как внутренняя движущая сила развития личности, а не ее инициативы, направленные на самореализацию, объективацию (Д.Н.Узнадзе).
В последнее десятилетие в отечественной психологии разработана концепция А.л. и ее определение, связанное с масштабами, временем и пространством жизненного пути личности (К.А.Абульханова). А.л. рассматривается как высшая жизненная способность субъекта, целенаправленно организующего свой жизненный путь, в соответствии с типом своей личности. Выделены и эмпирически исследованы две основные формы А. л. – инициатива и ответственность, обнаружен их типологический характер, состоящий в преобладании одной из них и разном способе их связи у разных типов. В структуру А.л. включены притязания, саморегуляция и удовлетворенность (в отличие от диады притязания – достижения у К.Левина и Ф.Хоппе). Данная структура позволяет вскрыть особенности саморегуляции как совокупности процессов реализации притязаний и выявить механизм обратной связи удовлетворенности с притязаниями, обеспечивающий повышение или понижение их уровня и активности в целом.
А. л. проявляется в познании, в общении, в деятельности. Различие активности и деятельности заключается в том, что деятельность побуждается потребностью в предмете, а активность – личностной потребностью в деятельности, позитивным или негативным отношением к ней (В.Н.Мясищев).
В последнее десятилетие в отечественной психологии разработана концепция А.л. и ее определение, связанное с масштабами, временем и пространством жизненного пути личности (К.А.Абульханова). А.л. рассматривается как высшая жизненная способность субъекта, целенаправленно организующего свой жизненный путь, в соответствии с типом своей личности. Выделены и эмпирически исследованы две основные формы А. л. – инициатива и ответственность, обнаружен их типологический характер, состоящий в преобладании одной из них и разном способе их связи у разных типов. В структуру А.л. включены притязания, саморегуляция и удовлетворенность (в отличие от диады притязания – достижения у К.Левина и Ф.Хоппе). Данная структура позволяет вскрыть особенности саморегуляции как совокупности процессов реализации притязаний и выявить механизм обратной связи удовлетворенности с притязаниями, обеспечивающий повышение или понижение их уровня и активности в целом.
А. л. проявляется в познании, в общении, в деятельности. Различие активности и деятельности заключается в том, что деятельность побуждается потребностью в предмете, а активность – личностной потребностью в деятельности, позитивным или негативным отношением к ней (В.Н.Мясищев).
Источник: Акмеологический словарь
Активность личности
от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. А.Л. – вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере. Активность надситуативная (неадаптивная) – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В.А. Петровским. А.Н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления. Активность познавательная – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. А.П. – вид психической активности, проявляющейся у животных в форме ориентировочного рефлекса, а у человека, кроме того, в формах непроизвольного внимания, любопытства, любознательности, творчества. Физиологической основой А. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А.П. – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении общественных заданий. Активность социальная – родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Реализуется в виде социальных полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом – носителем А.С. является человек, социальная группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.С. развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.С. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.С. зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика А.л. – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В А.л.воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. – непримиримость ко всем проявлениям зла.
Возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.
В психологии А.л., обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности – поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А.л.: послушный, исполнительный учащийся оценивается педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный».
В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение учащимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, учащиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступительных экзаменах в вузах, когда условия экзаменационных задач, хотя и построенных только на материале школьной программы, требуют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой – безверие и цинизм.
В основе научно-технического и социального прогресса лежит А.л., что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением ученика понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретации связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательных интересов. Стимулирование творческой А.л. требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном счете сознательное их усвоение.
Воспитание А.л. в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренными мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения.
Формальный актив класса лишь в том случае способен выполнить воспитательную роль лидера, когда он состоит из действительно активных учащихся, а не просто добросовестных учеников, которые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей. Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах учащихся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и общественной активности, когда каждый ученик принимает сознательное участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример педагога как организатора и активного гражданина.
Возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.
В психологии А.л., обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности – поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А.л.: послушный, исполнительный учащийся оценивается педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный».
В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение учащимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, учащиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступительных экзаменах в вузах, когда условия экзаменационных задач, хотя и построенных только на материале школьной программы, требуют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой – безверие и цинизм.
В основе научно-технического и социального прогресса лежит А.л., что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением ученика понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретации связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательных интересов. Стимулирование творческой А.л. требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном счете сознательное их усвоение.
Воспитание А.л. в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренными мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения.
Формальный актив класса лишь в том случае способен выполнить воспитательную роль лидера, когда он состоит из действительно активных учащихся, а не просто добросовестных учеников, которые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей. Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах учащихся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и общественной активности, когда каждый ученик принимает сознательное участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример педагога как организатора и активного гражданина.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.