АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
интенсивность направленности личности на определенную деятельность [80, c. 260].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе проявления творчества, волевых актов, общения.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Активность личности
способность производить общественно значимые преобразова­ния в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляю­щаяся в творчестве, волевых актах, общении.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Активность личности
деятельностное отношение человека к миру, его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Активность личности
от лат. аctivus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно-значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
(activity of the individual) – способность производить общественно значимые преобразования, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 232).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика А.л. – активная жизненная позиция человека.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
деятельностное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественноисторического опыта человечества, проявляющаяся в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
от лат. activus - деятельный) -деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Источник: Педагогический словарь

Активность личности
это интегральное качество личности, проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни, деятельности, людям и их проблемам. Это стремление и способность человека преобразовывать окружающую среду, отношения с себе подобными и себя лично. Часто активность личности сочетается с творческостью личности, с развитой волей, с любовью человека к жизни. Вместе с тем, в активности проявляются нравственные качества личности, какими бы позитивными или негативными они ни были. Отсюда и деятельность, как форма проявления активности, может быть как положительной, так и отрицательной и даже разрушительной. Активность личности является основой субъективации позиции человека в обучении, основой персонализации личности и формирования ее автономии в обществе, появления института лидерства. Ошибки педагога при воспитании активности личности учащегося могут привести к появлению ложной активности, дезорганизаторов, к гиперактивности, формированию активности у недостаточно интеллектуально и, что особенно плохо, безнравственных детей, эгоистично или неумно использующих затем это свое качество.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
в отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность, как проявление идущей от личности детерминации, как инициатива. Термин был несколько дескредитирован идеологическим тезисом об «активной позиции личности». В гуманистической психологии активность связывалась с потребностью самоактуализации (А.Маслоу), самореализации (Ш.Бюлер) и трактовалась скорее как внутренняя движущая сила развития личности, а не ее инициативы, направленные на самореализацию, объективацию (Д.Н.Узнадзе).
В последнее десятилетие в отечественной психологии разработана концепция А.л. и ее определение, связанное с масштабами, временем и пространством жизненного пути личности (К.А.Абульханова). А.л. рассматривается как высшая жизненная способность субъекта, целенаправленно организующего свой жизненный путь, в соответствии с типом своей личности. Выделены и эмпирически исследованы две основные формы А. л. – инициатива и ответственность, обнаружен их типологический характер, состоящий в преобладании одной из них и разном способе их связи у разных типов. В структуру А.л. включены притязания, саморегуляция и удовлетворенность (в отличие от диады притязания – достижения у К.Левина и Ф.Хоппе). Данная структура позволяет вскрыть особенности саморегуляции как совокупности процессов реализации притязаний и выявить механизм обратной связи удовлетворенности с притязаниями, обеспечивающий повышение или понижение их уровня и активности в целом.
А. л. проявляется в познании, в общении, в деятельности. Различие активности и деятельности заключается в том, что деятельность побуждается потребностью в предмете, а активность – личностной потребностью в деятельности, позитивным или негативным отношением к ней (В.Н.Мясищев).

Источник: Акмеологический словарь

Активность личности
от лат. activus – деятельный) – деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. А.Л. – вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность, наиболее отчетливо проявляющаяся в характере. Активность надситуативная (неадаптивная) – способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть которой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, который он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В.А. Петровским. А.Н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления. Активность познавательная – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. А.П. – вид психической активности, проявляющейся у животных в форме ориентировочного рефлекса, а у человека, кроме того, в формах непроизвольного внимания, любопытства, любознательности, творчества. Физиологической основой А. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А.П. – воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная – деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении общественных заданий. Активность социальная – родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. Реализуется в виде социальных полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Субъектом – носителем А.С. является человек, социальная группа и др. общности. Как общественное свойство личности, А.С. развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А.С. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А.С. зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика А.л. – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В А.л.воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А.л. – непримиримость ко всем проявлениям зла.
Возможность активности зависит от степени гражданской свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности.
В психологии А.л., обусловленная внутренними побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности – поведению, зависящему главным образом от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А.л.: послушный, исполнительный учащийся оценивается педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный».
В педагогической практике еще не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение учащимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что общественное поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познавательных задач, учащиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступительных экзаменах в вузах, когда условия экзаменационных задач, хотя и построенных только на материале школьной программы, требуют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и общественного сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой – безверие и цинизм.
В основе научно-технического и социального прогресса лежит А.л., что предъявляет специфические требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением ученика понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретации связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Творческая активность предполагает стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательных интересов. Стимулирование творческой А.л. требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном счете сознательное их усвоение.
Воспитание А.л. в процессе организации межличностных отношений и общественного поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутренными мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения.
Формальный актив класса лишь в том случае способен выполнить воспитательную роль лидера, когда он состоит из действительно активных учащихся, а не просто добросовестных учеников, которые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей. Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах учащихся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и общественной активности, когда каждый ученик принимает сознательное участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример педагога как организатора и активного гражданина.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.92 кб

Социальная активность личности и риски

Шамионов Раиль Мунирович
В статье обсуждается проблема риск-потенциала социальной активности личности; раскрыты характеристики инстанций личности с позиции риск-порождения и социальной активности; развивается авторский подход к изучению субъективной оценк
Читать PDF
295.26 кб

Мотивационная сфера личностной активности

С. А. Шавель
Рассматриваются социологические аспекты мотивации личностной активности, мотивационная сфера личности как система мотивов, понимание мотива как личностного смысла и побуждения, индуцированного стимулом.
Читать PDF
177.91 кб

Стереотипы психической активности личности

Берулава Г.А., Берулава М.М.
В статье излагаются основы теоретической концепции стереотипов психической активности. Рассматривается роль сферы бессознательно в функционировании стереотипных форм психической активности.
Читать PDF
225.96 кб

Социальная активность личности пожилых людей

Остапчук Н.В., Сурнина О.Е., Лебедева Е.В.
В статье приводятся данные эмпирических исследований, посвященные социальной активности личности пожилых людей, определены ведущие потребности в позднем возрасте и их взаимосвязь с деятельностью.
Читать PDF
344.14 кб

Генезис радикальной протестной активности личности

Гусейнов Александр Шамильевич
В статье в рамках субъектно-бытийного подхода рассматриваются причины радикальной протестной активности личности.
Читать PDF
219.19 кб

Творчество как способ и условие активности личности

Макарова Татьяна Алексеевна
Творчество рассматривается чаще всего безотносительно к субъекту, хотя реализация и развитие сущностных сил, его творческих способностей и является, по сути, основной целью и сущностью творчества, в данной статье предпринимается п
Читать PDF
337.06 кб

Уточненная модель инновационной активности личности

Терехова Татьяна Александровна, Попов Станислав Алексеевич
В статье представлена уточненная модель инновационной активности личности, призванная обеспечить большие предсказательные возможности по сравнению с концептуальной моделью, описанной в журнале «Психология в экономике и управлении»
Читать PDF
375.55 кб

Компетентность как потенциальная активность личности

Ильязова Марьям Даниловна
Рассматривается построение модели выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к результатам образования. Представлены результаты теоретического этапа исследования.
Читать PDF
255.12 кб

Концепция структуры инновационной активности личности

Терехова Татьяна Александровна
В статье выделена структура инновационной активности личности.
Читать PDF
138.56 кб

Субъектная активность как условие личностного здоровья

Сокольская Марина Вячеславовн
В статье анализируется уровневая структура психического здоровья человека и предлагается авторская концепция одного из уровней данной структуры личностного здоровья, описывается его интегративный критерий субъективное благополучие
Читать PDF
261.50 кб

К проблеме стереотипов психической активности личности

Берулава М.М.
Предложен новый методологический подход к анализу и исследованию стереотипных форм психической активности личности, актуализируемых через сферу бессознательного.
Читать PDF
356.34 кб

СУБЪЕКТНАЯ АКТИВНОСТЬ В СОВЛАДАЮЩЕМ ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ

Бехтер Анна Александровна, Филатова Олеся Анатольевна
В статье рассматривается совладающее поведение личности в контексте психологии субъекта и субъектной активности.
Читать PDF
89.57 кб

К вопросу о детерминации активности в развитии личности

Кубарев Вячеслав Сергеевич
В статье анализируется проблема детерминации активности в процессе развития личности. Рассматриваются типы активности, классифицируемые на основании их временного источника.
Читать PDF
2.71 мб

Учебная активность студента как фактор развития личности

Левина Мария Михайловна
Читать PDF
207.07 кб

Активность в структуре духовности личности студентов РУДН

Иващенко Александр Васильевич, Чхиквадзе Тинатин Владимировна
В статье рассматриваются особенности проявления компонентов духовности и роль активности в структуре духовности юношей и девушек, обучающихся в РУДН.

Похожие термины:

  • Активность личности креативная

    (от англ. create – создавать, творить) – творческие способности индивида, сущность которых определяется его потенциальной готовностью к принятию и выдвижению принципиально новых (как для определенн