Активизация процесса обучения
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса.
Активизация процесса обучения
совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности.
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Совершенствование методов учебной работы и организационных форм обучения, обеспечивающее повышение эффективности деятельности учащихся. В А. п. о. скрыты резервы «повышения производительности» педагогического труда. Индивидуальный подход к учащимся, связь аудиторной и внеаудиторной работы, повышение объема самостоятельной работы являются условиями А. п. о. Средства, способы А. п. о. разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного материала, от уровня подготовки и индивидуально-психологических особенностей учащихся, от ТСО, которые использует в своей работе преподаватель.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
АКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность учащихся во всех звеньях учебного процесса. В А.п.о. скрыты резервы повышения «производительности» педагогического труда. Необходимость А.п.о. диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. В последние годы проблема А.п.о. находит свое решение в практике работы лучших педагогов, коллективов ПУ. Ей посвящено много трудов дидактов, психологов, методистов.
Изучение основ наук в тесной связи с жизнью, с практикой, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом открывает широкие возможности А.п.о.
Труд учащихся в мастерских и на производстве, являясь не только средством приобретения трудовых навыков и умений, но и источником новых знаний, активизирует процесс обучения. Для этого в физический труд надо широко включать умственную деятельность, знакомить их с логикой трудовых операций, учить проводить анализ, планирование трудового задания и применять теоретические знания (см. Трудовоеобучение). А.п.о. предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащегося поиска нового, отбора данных, видоизменения привычных действий; инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и лишними данными, а также практические задачи, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем – пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На «легком», не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии (конечно, не провоцирующие учащегося на неверные ответы), обсуждение составленных самостоятельно задач, решений. Атмосфера коллективной творческой работы способствует А.п.о.
При изложении нового материала педагогом А.п.о. может быть достигнута постановкой учебных задач, в т.ч. и проблемного характера. Когда это возможно, учащиеся сами участвуют в построении гипотез, их проверке. Педагог обращает внимание учащихся на цели рассуждений и возможные затруднения. Опыты, демонстрации – не только иллюстрация к рассказу педагога, они могут носить «исследовательский» характер.
Педагог, например, спрашивает у учащегося, какой опыт следует поставить для выяснения сущности того или иного явления. И класс из предложенных вариантов выбирает самый убедительный. Или же, например, перейдя к новому разделу темы с учетом подготовленности учащегося, проделывает перед классом опыт, не поясняя и не комментируя его. Все пояснения и выводы делают сами ученики. Полезно описание того, как потребности общества выдвинули перед учеными ту или иную теоретическую проблему, каким путем они шли к ее решению. Если учащиеся располагают предварительными знаниями, можно использовать беседу как метод ведения урока.
А.п.о. достигается при таком построении урока, когда он не распадается на изолированные этапы, а представляет единый во всех элементах процесс. У передовых педагогов опрос тесно связывается с подготовкой и изложением нового материала.
Проверка усвоения учащимися материала происходит на основе выполнения новых (но аналогичных домашним) заданий. Вопросы для повторения требуют не простого воспроизведения фактов, а их сравнения, применения знаний в новых условиях, подбора примеров и задач с использованием местного материала и т.п. Следует максимально привлекать личный опыт школьников, обогащать, помогать переосмысливать его в свете новых знаний. На уроках надо заботиться о том, чтобы работала не только голова, но и руки: устные упражнения сменять письменными, восприятие наглядных пособий – их изготовлением, текстовые задачи – практическими. Однако нужно помнить, что чрезмерное напряжение внимания, вызванное частой сменой видов деятельности, может не оставить времени для размышления, оценки и обобщений.
Установление связи между различными темами, отдельными понятиями – одно из условий А.п.о. Полезны общие указания, обобщения, оформленные в виде сводок правил, схем, таблиц и т.п. Они позволяют объединить знания в единую систему. Если какой-либо факт не включен в круг осмысленно связанных между собой предметов (понятий), то он быстро забывается.
Правильное соотношение логического и эмоционального элементов имеет большое значение для А.п.о. Использование конкретной ситуации, затрагивающей эмоции учащихся, повышает их интерес и внимание к теме урока. Таковы вводные рассказы и беседы, имеющие интересную внешнюю фабулу, основывающиеся на личном опыте и знаниях учащихся и связанные с новым учебным материалом. Этой же цели служат оригинальные опыты, занимательные вопросы и т.д. По мере развития учащихся возбуждение интереса и внимания должно все больше основываться на внутренней логике предмета и практической значимости изучаемых вопросов.
Решение задачи А.п.о. неотделимо от повышения эффективности методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Как показывают экспериментальные данные, формирование у учащихся определенных умственных операций при работе с предлагаемым им учебным материалом сокращает время и силы, которых требует его усвоение. Так как при этом учащиеся овладевают все более совершенными способами усвоения, то дальнейшее обучение происходит у них еще быстрее и эффективнее. Индивидуальный подход к учащемуся, связь классной и внеклассной работы являются непременными условиями А.п.о.Средства и способы А.п.о. разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает педагог.
Лит.: Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. – М., 1961; Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962; Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М., 1959; Брунер Дж. Процесс обучения / Пер. с англ. с предисл. и под ред. А.Р. Лурия. – М., 1962.
М.Б. Волович, Л.М. Новиков
Изучение основ наук в тесной связи с жизнью, с практикой, соединение обучения с общественно полезным производительным трудом открывает широкие возможности А.п.о.
Труд учащихся в мастерских и на производстве, являясь не только средством приобретения трудовых навыков и умений, но и источником новых знаний, активизирует процесс обучения. Для этого в физический труд надо широко включать умственную деятельность, знакомить их с логикой трудовых операций, учить проводить анализ, планирование трудового задания и применять теоретические знания (см. Трудовоеобучение). А.п.о. предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащегося поиска нового, отбора данных, видоизменения привычных действий; инициативы, настойчивости. Особенно высокой активности требуют задачи с недостающими и лишними данными, а также практические задачи, в которых учащиеся на основе реальных действий с предметами должны сами определить нужные данные и лишь затем – пути решения. Задачи не должны быть слишком легкими. На «легком», не требующем напряжения ума, нельзя воспитать активность. Полезны вопросы, вызывающие противоположные мнения, дискуссии (конечно, не провоцирующие учащегося на неверные ответы), обсуждение составленных самостоятельно задач, решений. Атмосфера коллективной творческой работы способствует А.п.о.
При изложении нового материала педагогом А.п.о. может быть достигнута постановкой учебных задач, в т.ч. и проблемного характера. Когда это возможно, учащиеся сами участвуют в построении гипотез, их проверке. Педагог обращает внимание учащихся на цели рассуждений и возможные затруднения. Опыты, демонстрации – не только иллюстрация к рассказу педагога, они могут носить «исследовательский» характер.
Педагог, например, спрашивает у учащегося, какой опыт следует поставить для выяснения сущности того или иного явления. И класс из предложенных вариантов выбирает самый убедительный. Или же, например, перейдя к новому разделу темы с учетом подготовленности учащегося, проделывает перед классом опыт, не поясняя и не комментируя его. Все пояснения и выводы делают сами ученики. Полезно описание того, как потребности общества выдвинули перед учеными ту или иную теоретическую проблему, каким путем они шли к ее решению. Если учащиеся располагают предварительными знаниями, можно использовать беседу как метод ведения урока.
А.п.о. достигается при таком построении урока, когда он не распадается на изолированные этапы, а представляет единый во всех элементах процесс. У передовых педагогов опрос тесно связывается с подготовкой и изложением нового материала.
Проверка усвоения учащимися материала происходит на основе выполнения новых (но аналогичных домашним) заданий. Вопросы для повторения требуют не простого воспроизведения фактов, а их сравнения, применения знаний в новых условиях, подбора примеров и задач с использованием местного материала и т.п. Следует максимально привлекать личный опыт школьников, обогащать, помогать переосмысливать его в свете новых знаний. На уроках надо заботиться о том, чтобы работала не только голова, но и руки: устные упражнения сменять письменными, восприятие наглядных пособий – их изготовлением, текстовые задачи – практическими. Однако нужно помнить, что чрезмерное напряжение внимания, вызванное частой сменой видов деятельности, может не оставить времени для размышления, оценки и обобщений.
Установление связи между различными темами, отдельными понятиями – одно из условий А.п.о. Полезны общие указания, обобщения, оформленные в виде сводок правил, схем, таблиц и т.п. Они позволяют объединить знания в единую систему. Если какой-либо факт не включен в круг осмысленно связанных между собой предметов (понятий), то он быстро забывается.
Правильное соотношение логического и эмоционального элементов имеет большое значение для А.п.о. Использование конкретной ситуации, затрагивающей эмоции учащихся, повышает их интерес и внимание к теме урока. Таковы вводные рассказы и беседы, имеющие интересную внешнюю фабулу, основывающиеся на личном опыте и знаниях учащихся и связанные с новым учебным материалом. Этой же цели служат оригинальные опыты, занимательные вопросы и т.д. По мере развития учащихся возбуждение интереса и внимания должно все больше основываться на внутренней логике предмета и практической значимости изучаемых вопросов.
Решение задачи А.п.о. неотделимо от повышения эффективности методов обучения. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Как показывают экспериментальные данные, формирование у учащихся определенных умственных операций при работе с предлагаемым им учебным материалом сокращает время и силы, которых требует его усвоение. Так как при этом учащиеся овладевают все более совершенными способами усвоения, то дальнейшее обучение происходит у них еще быстрее и эффективнее. Индивидуальный подход к учащемуся, связь классной и внеклассной работы являются непременными условиями А.п.о.Средства и способы А.п.о. разнообразны. Их выбор зависит от характера учебного материала, дидактической цели урока, подготовленности класса, от технических средств, которыми располагает педагог.
Лит.: Ганелин Ш.И. Дидактический принцип сознательности. – М., 1961; Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. – М., 1962; Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. – М., 1959; Брунер Дж. Процесс обучения / Пер. с англ. с предисл. и под ред. А.Р. Лурия. – М., 1962.
М.Б. Волович, Л.М. Новиков
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.