АКСИОЛОГИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Аксиология
наука, исследующая философское учение о ценностях.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АКСИОЛОГИЯ
(в педагогике) – учение о природе человеческих ценностей: смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

АКСИОЛОГИЯ
(от греч. ценность и учение) - учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, группы, коллектива, общества.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Аксиология
(от греч. axios – ценный) – философское учение о ценностях; диалектический подход, основанный на признании объективного и исторического характера ценностей образования.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

АКСИОЛОГИЯ
(греч. axia ценность, logos учение) учение о системе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира; о связи различных ценностей между собой, а также с социокультурными факторами.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Аксиология
[гр. axia – ценность + logos – учение, слово] – 1) философское исследование природы ценностей; 2) философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связиразличных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

АКСИОЛОГИЯ
(гр. axia – ценность, logos – понятие, учение) – учение о ценностях как особая область вненаучного исследования и своеобразный способ видения мира, возникшее на рубеже ХIХ–ХХ вв. Природа и эволюция ценностей, причины их существования, роль в познании мира – предмет острых дискуссий между философами.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

АКСИОЛОГИЯ
(от греч. Аxia – ценность и logos - учение) – 1. Философское учение о ценностях и об оценках в этике, которая исследует, в частности, смысл человеческой жизни; 2.Педагогическое новое понятие, заимствованное из философии – учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

АКСИОЛОГИЯ
философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе к-рых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования.

Источник: Педагогический словарь

АКСИОЛОГИЯ
от греч. axios (ценность) и logos - слово, понятие) учение о ценностях образования, философская теория общезначимых принципов, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию человеческих поступков. (Григорьев В.И., Малинина С.В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика. - СПб., 2002. ) (Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. ) (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АКСИОЛОГИЯ
от греч. axia — ценность и logos — учение) — 1) фшос. учение о ценностях и об оценках в этике (этика ценностей), которое исследует, в частности, смысл человеческой жизни; ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта; 2) пед. новое понятие, заимствованное из философии—учение о природе человеческих ценностей: о смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности; 3) лингв, раздел социологии языка, изучающий систему оценок естественных языков и их элементов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Аксиология
гр. – ценное понятие) – это философское учение о природе, характере и закономерностях формирования жизненных ценностей человека. Ценности рассматриваются как идеалы, нормы деятельности и мотивация поступков. Так, ценностями могут быть: личностные качества (доброта, порядочность и др.), основы бытия (дом, семья, дети, работа, материальные блага, здоровье, образование и др.), факторы организации жизнедеятельности (мода, установки коллектива, сам коллектив, учебная успешность и др.). Ценности сами по себе не имеют реального выражения, у них есть лишь значение и смысл. В аксиологии рассматриваются несколько теорий ценностей, их разные классификации и интерпретации. Одна из них исследует теорию познания как науку о ценностях.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Аксиология
(от гр. axios – ценность + учение) раздел философии («теория ценностей»), рассматривающий природу ценностей, их сущность, структуру, роль ценностей в жизни личности, различных общественных групп и общества в целом. А. исследует место и значение ценностей в реальности, определяет структуру ценностного мира личности и общества, связь различных ценностей между собой, специфику взаимодействия с культурными факторами, со структурой личности. А. выделяет ценности социальные, моральные, научные, эстетические и т.д. Применительно к искусству следует вести речь о художественных ценностях, адекватном осмыслении их природы и специфики. Поскольку литература является искусством слова, литературоведы, опираясь на специфику этого вида искусства, развивают теорию литературной критики, которая понимается как система эстетической оценки литературных произведений, а также определяют наиболее общие закономерности эстетического восприятия этих произведений читателями, относящимся к различным социально-культурным группам. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.

АКСИОЛОГИЯ
(гр.άξία – ценность и λόγoς – слово, понятие) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. А. затрагивает ценностные доминанты мировоззрения человека, смыслы и цели его бытия. Это такое философское учение о бытии истинных ценностей, которое выступает основой целеполагающей и оценочной деятельности человека и позволяет ему вести творческое и гармоничное существование в мире. А. как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объекты разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача А. – показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности (Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М., 1986; Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Х.: Основа, 1991; Франк С. Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997; Халл К,, Линдсей Г. Теории личности. – М, 1997; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994). Е. А. Подольская

Источник: Глоссарий современного образования.

АКСИОЛОГИЯ
(от греч. аксиа - ценность) — философское учение о ценностях, об отношении ценностей к реальному бытию. В истории философии сложились три основных подхода к вопросу о природе и сущности ценностей. В соответствии с первым (натуралистическим), ценность есть объективное свойство предметов, присущее им безотносительно к воспринимающему ценность человеку. Сторонники второго подхода, напротив, исходят из того, что ценность предмета не присуща ему как таковому; она привносится в него субъектом, выражая субъективное отношение человека к объекту. Представители третьей точки зрения рассматривают ценность как особый мир, существующий идеально и независимо от сознания отдельного человека. Ценности не приписываются предметам произвольно, но они не проистекают и из самих предметов. Это особое измерение Универсума, которое и постигается особым образом — посредством иррациональной интуиции. Однако в любом случае человек не конструирует ценности произвольно. Они зависят от объективных, естественных свойств предметов, а главное от их функций, роли в общественно-исторической жизни людей. Общечеловеческие (в том числе природные), социальные и индивидуальные ценности задают координаты ценностного пространства человеческой жизни, вынуждают человека определиться в нём. Задача образования — способствовать гармонизации ценностных ориентаций учащегося. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
419.25 кб

Аксиология С. А. Франка и организационная культура вуза

Безгодов Дмитрий Николаевич
В качестве теоретической основы организационной культуры современного вуза предлагается рассмотреть теорию высших социальных ценностей С. Л. Франка.
Читать PDF
2.09 мб

Христианская аксиология в творчестве К. Д. Ушинского и Ф. М. Достоевского

Чуватова Н. Е.
Читать PDF
143.73 кб

Аксиология в воспитательной деятельности вуза

Калинина Елена Анатольевна
В статье выделены принципы воспитания в вузе, рассмотрены аксиологические приоритеты образования
Читать PDF
631.75 кб

Аксиология профессионально-педагогического образования

Чижакова Галина Ивановна
В статье с учетом аксиологической направленности образования раскрывается значимость ценностных ориентаций учителя как его субъекта, подчеркивается актуальность аксиологической функции образования, представлена и охарактеризована
Читать PDF
1.06 мб

Образная система современного медиатекста: аксиология вопроса

Ерофеева И. В.
В статье сформулированы особенности конструирования образной системы в пространстве современного метатекста СМИ.
Читать PDF
307.15 кб

Аксиология культуры в констексте образования

Гончаров Сергей Захарович
В статье выявлен ценностный инвариант культуры, на основе которого сделаны выводы для образования.
Читать PDF
486.78 кб

Этика и аксиология науки для аспирантов и соискателей

Викторук Е. Н.
В статье предлагается обзор ряда центральных тем в курсе по этике и аксиологии науки. Обосновывается актуальность данной проблематики в современной науке и подчеркивается важность ознакомления с ней молодых ученых.
Читать PDF
337.07 кб

Аксиология сокровенного в художественном образовании

Гончаров Сергей Захарович, Шуплецова Елена Жановна
Сокровенное являет себя как откровение о самом главном, о заветном и побуждает личность к осуществлению объективно лучшего. Значимость сокровенного в художественном образовании заключается в концентрации коренных ценностей.
Читать PDF
329.35 кб

Политика и аксиология образования: формирование мира ценностей средствами философии в современном те

Лазутина Т.В.
В статье рассматривается отечественное образование на уровне государственной значимости, где философия занимает высокое положение среди предметов гуманитарного цикла, оказывающих влияние на формирование политической картины мира.
Читать PDF
375.26 кб

Аксиология образования

Сидельник В.В.
В статье обосновывается положение о том, что основной ценностью образования является достижение личностью моральной, психологической и социальной зрелости.
Читать PDF
179.12 кб

Педагогическая аксиология в образовательном пространстве Чувашской республики

Мукин Владимир Антонович, Соколова Лариса Юрьевна
В статье рассматриваются теоретико-методологические основания педагогической аксиологии в образовательном пространстве Чувашской Республики. Кратко изложены три этапа её формирования.
Читать PDF
208.40 кб

Развитие познавательного интереса будущего дизайнера в контексте аксиологизации университетского обр

Шевченко О. Н.
Читать PDF
590.20 кб

Взаимосвязь аксиологии и инноватики в университетском образовании

Кирьякова А.
Читать PDF
244.39 кб

Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании

Каменская Валентина Георгиевна, Котова Светлана Аркадьевна
Читать PDF
199.49 кб

Интерес к человеку как аксиологическая доминанта педагогического взаимодействия

Кузнецова Екатерина Николаевна

Похожие термины:

  • АКСИОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    одна из разновидностей аксиологии, охватывающая такие ценности, которые отражены в воспитании и прививаются воспитанникам.
  • Аксиология методическая

    подраздел специального раздела общей педагогики (А. педагогическая), в котором осуществляется изучение системы ценностей, формирование которых является наиболее целесообразным в процессе литер
  • Аксиология чтения

    научная дисциплина, изучающая систему ценностей чтения как жизненно важного явления, как стратегии жизни каждого человека и цивилизационного развития общества; ценностная концепция чтения соци
  • Аксиологизация обучения

    систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения.
  • АКСИОЛОГИИ

    (от греч. axios – ценный и logos – учение) – учение о ценностях, теория ценностей. Общая аксиология занимается исследованием ценностей, их иерархией и системы ценностей. А. изучает моральные, эстетичес
  • АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

    методологический подход, позволяющий изучить явление с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворять потребности людей [91, с. 190].
  • Аксиологический подход в воспитании

    выявление ценностных оснований воспитания, ориентация его содержания на оптимальное сочетание общечеловеческих, национальных и личностных ценностей, понимаемых как образцы культурной, достойн