АКСЕЛЕРАЦИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АКСЕЛЕРАЦИЯ
ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями [80, c. 12].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АКСЕЛЕРАЦИЯ
процесс ускоренного соматического, полового и психического развития нового поколения детей по отношению к предыдущему.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Акселерация
(от лат. «акселерацио» – ускорение) – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Акселерация
(от лат. àcceleratio – ускорение) – ускорение темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Акселерация
от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, охватывающее различные анатомические и физиологические стороны организма.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

АКСЕЛЕРАЦИЯ
(от лат. acceleratio – ускорение). Ускоренное развитие детей, наблюдавшееся в последнее столетие. Его причины обусловлены действием целого ряда биологических и социальных факторов.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

АКСЕЛЕРАЦИЯ
ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

АКСЕЛЕРАЦИЯ
от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины 20 в.; представляет интерес для антропологии, психологии, педагогики, особенно в части обучения физиологически взрослых, но социально незрелых индивидов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Акселерация
(от лат. acceleratio – ускорение) – ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100 150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста); сократились в среднем на 1-2 года сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

Акселерация
лат. – ускорение) – так называется явление ускоренного физического и полового созревания детей, возникшее во второй половине XX столетия. Это выражается в превышении установленных средних норм веса, роста ребенка, в сокращении сроков полового созревания. При этом социальное взросление может происходить нормально и даже отставать, порождая инфантилизм. Акселерация происходит под влиянием биологических, экологических и социальных факторов. В школьной среде мальчиков и девочек, явно опережающих в физическом и половом развитии своих сверстников, часто дразнят акселератами. Изучением явления акселерации занимаются такие науки, как антропология, медицина, психология. В педагогике разрабатываются подходы к воспитанию таких детей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Акселерация
(от лат. acceleratio — ускорение) — резкое ускорение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков. Единой причины А. не существует. Играют роль улучшение питания, уменьшение заболеваемости инфекционными болезнями в детском возрасте, изменения напряженности магнитного поля Земли, электромагнитные загрязнения и т.д. В последнее десятилетие, в связи с низким уровнем здоровья населения, проявления акселерации у российских школьников стали отмечаться значительно реже. Физиологами все чаще отмечаются процессы децелерации и ретардации (остановка и обратное развитие размеров, массы тела, сопровождающиеся задержкой полового развития), при этом чаще всего у мальчиков. Учитывая разнонаправленность тенденций в изменении физического состояния учащихся, ученые затрудняются дать точные рекомендации по правильной организации учебного процесса в общеобразовательной школе.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Акселерация
ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине 19 века. Признаки акселерации появляются уже на стадии внутриутробного развития. За последнее столетие длина тела новорожденных увеличилась в среднем на 1 см, масса – на 100–300 г. Наблюдаются значительные изменения в тем пах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы акселерации растут: рост 4–7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масс а тела – на 0,5 кг. Ускоряется половое созревание подростков. Городские дети подвержены акселерации в несколько большей степени, чем сельские. В конце 20 в. от мечено замедление темпов акселерации. Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения акселерации, однако ни одна из них не признана исчерпывающей. Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием це лого комплекса социально-экономиче ских и природных условий жизни – улучшения питания; генетических из менений в результате активизации про цессов миграции и смешения населения; увеличения интенсивности внеш них раздражителей, стимулирующих нервную систему, и др.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АКСЕЛЕРАЦИЯ
акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение) – ускорение темпов индивидуального развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями; проявляется в ускорении роста и полового созревания. По сути дела речь идет главным образом о морфологической А.
А. и ее противоположность – ратардация (замедление) развития являются результатом определенных отношений организма с внешней средой. Среди причин А. указываются социально-экономические, климато-географические и генетические. В гипотезе конфликта организма со средой рассматривается комплексное влияние выше перечисленных причин, учитывается как генетическая, так и средовая обусловленность А. развития, признается социальная природа этого явления. Вместе с тем оказывается, что процессы роста и развития человека изменяются от поколения к поколению циклически – с периодами 11 и 50 лет, согласно циклам солнечной и геомагнитной активности.
Однако, как предполагают, цикличность космических влияний и проявлений генетической программы составляет лишь канву (фон) изменений. На них наслаивается действие социально-экономических факторов, состояния здоровья и др.
А. роста и развития – явление повсеместное, охватывающее различные страны и народы. В нашей стране наиболее высокие темпы А. наблюдались в послевоенный период – 50–60- е гг. XX в. Постепенно темпы А. снижались. С 1980 г. в разных регионах Российской Федерации наблюдается стабилизация, а в последние годы (90-е) даже ретардация роста и развития.
Лит.: Морфо-функциональные проявления акцелерации развития детского организма: Сб. научн. трудов/ Под ред. Л.А. Леоновой, Б.А. Никитюка. – М., 1979.
Л.А. Леонова

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

АКСЕЛЕРАЦИЯ
от лат. acceleratio - ускорение) — ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине 19 в. Признаки А. появляются уже на стадии внутриутробного развития. За последнее столетие длина тела новорожденных увеличилась в среднем на 1 см, масса - на 100-300 г. Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы А. растут: рост 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела - на 0,5 кг. Ускоряется половое созревание подростков. Городские дети подвержены А. в несколько большей степени, чем сельские. В конце 20 в. отмечено замедление темпов А. Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения А., однако ни одна из них не признана исчерпывающей. Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни - улучшения питания; генетических изменений в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличения интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и др. Имеются данные о т.н. психологической А., т.е. ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют об имевшейся ранее недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против "искусственной А.", когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования. Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые задачи. Существует также А. внутри одного поколения. В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития. В целом А. представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки. См. также Децеллерация

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Похожие термины:

  • АКСЕЛЕРАЦИЯ, акцелерация

    [лат. acceleratio – ускорение] – 1) резкое убыстрение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины XIX в. и особенно в последние десят