АКМЕОЛОГИЯ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АКМЕОЛОГИЯ
наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

АКМЕОЛОГИЯ
раздел психопедагогики взрослых, изучающий проблемы оптимизации и использования интеллектуально-творческих возможностей людей зрелого возраста.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АКМЕОЛОГИЯ
междисциплинарная область, изучающая закономерности профессионального роста, методы достижения наивысших результатов в творческой деятельности и практической жизни.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Акмеология
наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Акмеология
(греч. acme – пик, вершина, высшая степень чеголибо)-раздел психологии, исследующий закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого развития и долголетия человека.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Акмеология
наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности (АКМЭ - др. греч. - зенит жизни, время расцвета физических, умственных, творческих потенций человека. АКМЭ совпадает с пиком сексуальнной активности).

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Акмеология
(греч. akme – вершина, пик и лат. logos – наука, учение) – наука, изучающая закономерности и механизмы высших форм самореализации личности, достижении ею высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

АКМЕОЛОГИЯ
(от греч. akme – высшая степень, вершина) – комплексная наука о человеке, находящемся в периоде его зрелости, т. е. в наиболее продуктивном периоде его жизни; в более узком смысле раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Акмеология
наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, в профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути ("акмэ") и отхода от высших достижений.

Источник: Методологический словарь для стратегов

АКМЕОЛОГИЯ
наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

АКМЕОЛОГИЯ
(по древнегреческо-русскому словарю – akme– высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) – новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Предметом акмеологии являются закономерности развития и саморазвития зрелого человека; самореализация его творческого потенциала. Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Акмеология
наука, изучающая закономерности психического развития личности в период ее расцвета, высших («вершинных») достижений (акме), психологические механизмы самосовершенствования индивида и обретение им социальной и личностной зрелости. А. исследует также субъективные и объективные факторы, способствующие достижению вершин профессионализма.

Источник: Педагогическая психология

АКМЕОЛОГИЯ
(гр. akme – высшая ступень, вершина; logos – слово, понятие, мысль, учение) – наука о закономерностях и механизмах развития человека на ступени его зрелости, особенно при достижении им высшего уровня развития. В педагогике акмеология разрабатывается как наука о вершинах профессионального мастерства, интегрирующая всю систему психолого-педагогических знаний (Н. Кузьмина, Н. Максимова).

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

АКМЕОЛОГИЯ
наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин, изучающих феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Педагогическая акмеология — изучает закономерности развития человека, достижения сознательной деятельности, самореализации его творческого потенциала.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Акмеология
(от греч. acme — высшая ступень, вершина + logos — слово, понятие, мысль, учение) — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека, на ступени его духовной и социально-профессиональной зрелости при достижении наиболее высокого уровня развития. В педагогике А. разрабатывается как наука о вершинах профессионального мастерства, интегрирующая всю систему психолого-педагогических знаний.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Акмеология
от греческого acme - лик, вершина, высшая степень чего-либо) - междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека в зрелом возрасте (от 30 до 50 лет). Акмеологические инварианты воина представляют собой такие компоненты структуры профессионализма, которые обуславливают его активность, инициативу и творчество в достижении возможно более высоких результатов в воинском труде, но которые, как правило, ранее не были востребованы.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

АКМЕОЛОГИЯ
от греч. acme — пик, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Источник: Педагогический словарь

Акмеология
(от греч. acme — вершина, высшая ступень) — междисциплинарная область научного знания, изучающая закономерности развития человека в период зрелости (от 30 до 50 лет), а также проблемы создания предпосылок достижения профессионального и жизненного успеха, которые должны быть заложены задолго до достижения взрослости, что позволит максимально продуктивно способствовать наиболее полной реализации способностей человека. В педагогике А. разрабатывается как наука о способах достижения вершины профессионального мастерства (Н.В.Кузьмина, Н.Максимова и др.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Акмеология
[гр. акме... + logos – слово, речь, учение] – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в т.ч. совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах. Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и совершенства отдельные люди могут уже в подростковом возрасте, однако, наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеология юношества (учащихся) и взрослых (педагогов, руководителей). Понятие А. введено Н.А. Рыбниковым в 1928 г., использовано Б.Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. Как самостоятельная наука А. оформилась и признана официально ВАКом в начале 90-х годов ХХ века.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Акмеология
наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессион альной зрелости. Понятие «Акмеология» в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников в 1928 г., обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бода левым («Акмеология как учебная и научная дисциплина». М., 1993) и др. Основная область исследований акмеологии связа на с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии – профессионализм педагог ической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельн ости людей. Предмет акмеологии – объективн ые (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (та лант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономер ности в организации обучения специалистов. Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необхо димым для овладения ею, – с другой. Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факто ры, которые определяют качественные и количественные характеристики.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Акмеология
(от греч. acme – вершина, высшая ступень) – междисциплинарная область научного знания, изучающая закономерности развития человека в период зрелости, а также проблемы создания предпосылок достижения профессионального и жизненного успеха, которые должны быть заложены задолго до достижения взрослости, что позволит максимально продуктивно способствовать наиболее полной реализации способностей человека. А. – наука, изучающая феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности вершинных достижений. Предметом изучения науки А. являются условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности профессиональной деятельности. В педагогике А. разрабатывается как наука о способах достижения вершины профессионального мастерства. Понятие «А.» в научный оборот ввел Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости, или взрослости. Данная область знания возникла на пересечении психологии, педагогики, теории менеджмента и ряда других дисциплин. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств. (Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. Шуя: ШПГУ, 1995; Деркач А.А. Акмеология: Учебное пособие / Деркач А., Зазыкин В. СПб: Питер, 2003. Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. СПб: Питер, 2008.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

АКМЕОЛОГИЯ
наука о наивысших достижениях в области профессионального мастерства. Понятие А. впервые было введено Н. А. Рыбниковым в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии – психологии зрелости или взрослости. Б. Г. Ананьев в книге «Человек как предмет познания» указал место А. в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: «педагогика – А. – геронтология». Б. Г. Ананьев поставил задачу разработки А. как систематической психологической теории взрослости и зрелости. Он обратил внимание на игнорирование того факта, что фундаментальные разделы психологии связаны преимущественно с измерением различных характеристик и свойств взрослого человека. В настоящее время понимаемая как раздел возрастной психологии А. получает дальнейшее развитие. Так А. А. Бодалев определяет А., говоря о ее широком понимании, следующим образом: «А. – всесторонне освещает особенности .. важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии – ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие факторов, которое обусловливают индивидуальную картину зрелости». Совершенно иной научный статус А. приобретает как только ее областью становится не широкий спектр всевозможных характеристик зрелого человека как такового, а, прежде всего, – мастерство его профессиональной деятельности, его профессионализм, точки зрения которого А. привлекаются к рассмотрению и исследуются разные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровень владения ими и т. д. Понимаемая таким образом А. уже не может рассматриваться как раздел возрастной психологии, но выходит за рамки чисто психологической проблематики, обращаясь к результатам научных исследований, полученных в других областях знания, например, в социологии и педагогике, а также при изучении теории и технологии конкретных производственных видов профессиональной деятельности, и интегрируя их на основе применения собственных понятий, реализации собственного методологического основания, нацеленного на достижение специфических теоретических и практических целей, не свойственных тем отдельно взятым данным, которыми пользуется А. (Ситников А. П., Деркач А. А., Елишина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. – М.: Луч, 1994. –168 с.). И. В. Головнева

Источник: Глоссарий современного образования.

АКМЕОЛОГИЯ
от аkme - в переводе с древнегреческого - высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия - от греческого lоgos - учение) — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости. Понятие "А." в научный оборот ввел Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы А. как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым ("Человек как предмет познания", 1969) и развиты А.А. Бодалевым ("Акмеология как учебная и научная дисциплина", М., 1993) и др. Осн. область исследований А. связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект А. - профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей. Предмет А. - объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов. А. исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, - с другой. А. выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики "акме". Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. А. изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей А. является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств. — наука о механизмах, внутренних и внешних факторах прихода к наивысшим достижениям человека в его жизненном пути и, в частности, к профессиональной деятельности, проявлений в высшей точке траектории пути (акме) и отхода от высших достижений. (Орлов О.С. Образовательная программа и профессиональная деятельность педагога. - Великий Новгород, 2002. ) — интегральная наука, объединяющая научные знания о человеке и его знания о профессиях, о достижении человеком в процессе его производственной (в широком смысле) деятельности вершин профессонального совершенства. акмеологическая парадигма ориентирует преподавание на помощь субъекту учения в достижении вершины своих возможностей, в наиболее полной реализации им потенциала своей личности. (Педагогические теории, системы, технологии. Справочные материалы под ред. В.А. Фадеева. - Рязань, 1999. ) — наука о вершинах, о достижениях в жизнедеятельности и развитии человека. Акмеология образования исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. (Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. Книга для педагога. - СПб., 2002. ) — наука о развитиии зрелых людей под влиянием образования, достижения ими вершин жизнедеятельности, сохранения творческого долголетия под влиянием самообразования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АКМЕОЛОГИЯ
знание теоретико-практического типа, современная комплексная наука, взаимодействующая с гуманитарными, естественными, социальными, техническими науками, изучает специфические закономерности психического развития человека на этапе зрелости: поступательный и прогрессивно восходящий характер развития, направленность на высшие уровни оптимумы развития, обратное влияние личности на деятельность, возрастание целостности и интегрированности личности на этапе зрелости, роль феномена «акме» как многомерного психического состояния человека в поступательном развитии, становление способности зрелой личности действовать в меняющихся и неопределенных условиях, становление способности к максимальному использованию личностью своих ресурсов для оптимального соотнесения с социумом, усиление роли саморазвития у взрослого человека. А. выявляет особенности специализации становления психических функций в ходе профессионализации человека и особенности двухфазности психического развития. А. рассматривает личностную и профессиональную зрелость как высшие ступени социализации и профессионализации человека.
Основатель А. – Борис Герасимович Ананьев. Сформировал основную идею данной науки – изучение «вершин» жизни высших достижений личности. Развивая проблему человекознания, он поставил комплексную задачу изучения закономерностей, механизмов и феноменов, характеризующих процесс развития взрослого человека. Его учениками – А.А.Бодалевым, А.А.Деркачом, Н.В.Кузьминой и др. – была основана акмеология как новая комплексная область знания о человеке и его совершенствовании.
Предметом А. являются процессы и механизмы совершенствования личности и как индивидуальности в жизни, деятельности (профессии), общении, приводящие к наиболее оптимальному способу самореализации в жизни, к конструктивному, компетентному, высоко профессиональному осуществлению деятельности в качестве субъекта.
Предмет А. представлен в виде сложной модели, выявляющей изменение, развитие исходного состояния реального объекта («оригинала» – по терминологии Вартофского), его переход от «стартового» к идеальному, «вершинному» состоянию. Модель выявляет изменение способа организации объекта от наличного к более оптимальному уровню. Желательное идеальное целевое состояние или качество проектируется (А.А.Деркач) согласно теоретическим, методологическим, гуманистическим принципам и – одновременно – достигается практически заданным критериям, определяемым системой функционирования личности – в качестве участника и субъекта всех сфер социально и личной жизни, в том числе – профессиональной (руководителя, преподавателя и т.д.).
Специфика предмета состоит в нахождении наиболее оптимального способа функционирования личности и ее саморазвития в жизнедеятельности. Этот тип знания – ценностный, модельно-целевой, и вместе с тем – целепрактический. Тем самым доказывается самостоятельность предмета науки акмеологии, снимаются попытки свести ее к разделу психологии или прикладной технологии.
Методологическая модель предмета представляет собой интеграл наличного состояния (определенного на основе диагностики), способа его практического преобразования и идеального «вершинного» качества и раскрывается путем применения принципа моделирования сложных (одновременно реальных и идеальных) целевых объектов.
Акмеологическая наука интегральна; ее интегральность задана ценностным и практическим критерием – «необходимостью оптимизации», который определил целесмысловое «заимствование» понятий и исходных положений из других областей знаний по принципу необходимого и достаточного.
В данной науке практически ориентированные составляющие задают систему критериев-вопросов, проблем исследования, т.е. выполняя функцию теорий и гипотез. Структура исследования в А. строится на встречных направлениях – с одной стороны, практико-социального запроса, с другой стороны теории – предметной модели, задающей необходимость развития личности, оптимизации ее деятельности, при всех условиях.
Система акмеологии как типа знания уникальна по своей семантике: она подтверждает правомерность идеи о смысловых системах. Однако семантизм акмеологической системы заключается не в ее языковом характере, а в существовании определенного «гештальта», функционально-смысловой, ценностной и целевой связанности ее составляющих. В этом значение возникновения акмеологии для общей методологии и логики науки.

Источник: Акмеологический словарь

АКМЕОЛОГИЯ
(по древнегреческо-русскому словарю – akme – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора) – новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке. Предметом акмеологии являются закономерности развития и саморазвития зрелого человека; самореализация творческого потенциала и развития творческой готовности к предстоящей деятельности; факторы, объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин; закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности; самообразование, самоорганизация и самоконтроль; закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.
Таким образом, акмеология исследует целостного человека как субъекта творческой, учебно-познавательной, профессиональной (в том числе преподавательской) и управленческой деятельности.
Зрелость – самый долгий период в жизни человека после юности вплоть до увядания, завершения творческой деятельности, выхода на пенсию. Признаками зрелости являются: способность человека создавать свою семью, материально обеспечивать ее и себя, самостоятельно принимать решения о выборе профессии и учебного заведения; о наилучших способах ее осуществления. Акмеология рассматривает зрелость как способность к самосовершенствованию (физическому, нравственному, психическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоконтроля, самокоррекции и самореорганизации человеком собственной деятельности.
В науковедении разделяют науки на первичные, имеющие свой самостоятельный предмет, и вторичные, возникающие на стыке наук. С этой точки зрения акмеология – первичная наука, имеющая свой самостоятельный предмет исследования – саморазвитие зрелого человека средствами самообразования и образования.
Кроме того, в науковедении выделяют науки фундаментальные, исследующие законы природы, общества и человеческого мышления, и прикладные, создающие новые изобретения и технологии, т.е. то, чего в природе не существует. С этой точки зрения акмеология – наука одновременно и фундаментальная (т.е. исследующая объективные закономерности самодвижения, саморегуляции, самоконтроля зрелых людей на пути к вершинам жизни) и прикладная (создающая новые технологии воспитания, обучения, коррекции и реорганизации деятельности человека на протяжении его биографии).
При этом жизнь рассматривается не просто как время от рождения до смерти или как бытие в движении и развитии, но и как духовный и материальный след, оставляемый одним человеком в жизни других людей, общества и родины в виде продуктов собственного творчества (по А.Ф. Лосеву).
Акмеология проводит сравнительные исследования профессиональной деятельности, рассматривает процесс деятельности как решение (интуитивное, сознательное, сверхсознательное) бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач. Акмеологов интересует прежде всего продуктивная (или результативная) деятельность. Вводятся понятия: уровень деятельности, вершины деятельности, условия, факторы и стимулы продуктивной деятельности в отличие от непродуктивной и малопродуктивной.
Предметом профессиональной акмеологии (акмеологии профессиональной деятельности) являются зависимости между уровнем результатов деятельности, с одной стороны, и способами решения задач, с другой, а также факторы (объективные, субъективно- объективные, субъ- ективные), обеспечивающие тот или иной уровень результатов.Объективные факторы достижения вершин профессионализма связаны, прежде всего, с условиями среды, семейной и профессиональной, в которой живет и работает человек, которую в большой степени он создает сам, внося в нее свой ум, свою духовность, изобретательность и творчество. Зрелый человек тем и отличается от незрелого, что он активно сам создает свою среду (содержит в чистоте, украшает, организует во времени и пространстве). Объективно-субъективные факторы связаны с межличностными отношениями и взаимоотношениями, складывающимися в учебной группе, на курсе, факультете и непосредственно на занятиях между преподавателями и учащимися. Они могут быть более или менее благоприятными для каждого отдельного учащегося.
Предметом акмеологии профессионального образования являются факторы, влияющие на стабильность – нестабильность учебных групп, стимулирующие или разрушающие учебно- познавательную активность учащихся. В акмеологии в качестве важнейших факторов самодвижения к вершинам жизни и профессионализма рассматривается наличие (или отсутствие) творческой атмосферы в коллективе, результаты, к которым стремятся, методы анализа результатов и участия в их анализе членов коллектива, распределение ролей в этих целях.
Предметом акмеологии профессионального образования является также моделирование высоко-, средне- и малопродуктивной деятельности, связанной с решением профессиональных задач. Применяется оно при обучении основам мастерства в профессиональной деятельности. Систематические наблюдения на фоне высокопродуктивных образцов, средне- и малопродуктивных, обостряют чувствительность обучаемых к ошибкам, как бы «набивают глаз и руку». В моделировании могут принимать участие учащиеся. Это учит принятию решений: что из опыта следует взять в профессиональную копилку ценностей.
Акмеологические стратегии обучения, совершенствования, коррекции и самореорганизации профессиональной деятельности строятся на основе предварительно выявленных моделей деятельности.
Акмеология тесно связана с другими науками. Эта новая междисциплинарная область знания создана преподавателями всего того комплекса научных знаний, который представлен в виде учебных предметов в общеобразовательной, профессионально- технической и высшей школе. Но выход на междисциплинарные исследования был подготовлен логикой развития акмеологических идей в психологии и педагогике.
Поэтому важно рассмотреть связи акмеологии с другими науками в той последовательности, в какой вызревало определение предмета.
Акмеология и философия. Понятия вершин духа, мысли, человеческого гения, интуитивного познания, потенций и тенденций развития человека мы находим в истории философии.
Истинные вершины науки, искусства, литературы оцениваются лишь в пятом измерении: время продолжения жизни после смерти в книгах, изобретениях, научных концепциях, произведениях архитектуры, музыки, живописи, которые служат все новым и новым поколениям людей. Акмеология связана с историей не только общества, но и конкретных областей культуры, искусства, науки, техники, образования.
Акмеология тесно связана с психологией труда. Объектом изучения психологии труда является не только сама трудовая деятельность, но и особенности личности трудящегося, в част-ности, его профессиональные способности, общественно- историческая и конкретная производственная среда, в которой осуществляется трудовая деятельность, межличностные отношения в труде, и предметы, орудия и продукты труда, и методы производственного обучения.
Акмеология и социальная психология. В образовательных системах и на производствах деятельность осуществляется в коллективах, групповых и индивидуальных формах, взаимодействие в которых является предметом социальной психологии. Однако социальная психология исследует эти процессы безотносительно к проблемам профессионализма и безотносительно к уровням продуктивности профессиональных групп и коллективов. Акмеология опирается на методологические и методические подходы, выработанные в социальной психологии, но с позиций собственного предмета исследования, ранее очерченного.Акмеология и педагогика. Акмеология не просто связана с педагогикой, но первоначально формировалась в ее лоне, расширяя рамки ее предмета, систему ее методов. Сформировались направления: акмеология профессионально-технического образования, акмеология среднего специального образования, акмеология высшего образования, акмеология совершенствования и коррекции профессиональной деятельности. Педагогика формулирует требования к преподавателям, которым нужно соответствовать. Однако она не учитывает, что творчество преподавателя начинается с момента осознания личной ответственности за результаты, а следовательно, и за те решения, которые он принимает на пути к этим результатам.
Известно, что методика преподавания конкретных учебных дисциплин вынесена за скобки педагогики. В отличие от нее в акмеологии понятие «средство образовательного воздействия» является важнейшим. В руках преподавателя таким средством являются его наука и учебный предмет, который он преподает. Поэтому важнейшим фактором достижения вершин профессионализма в любом виде сложной деятельности, требующей специального образования, является компетентность. Формирование профессиональной направленности, развитие способностей к профессиональной деятельности, стимулирование образования профессиональной компетентности – важнейшие акмеологические проблемы. Собственно акмеологическая проблема состоит в том, чтобы понять, почему одни достигают вершин, другие нет, как свертывается, реконструируется, схематизируется человеком сообщаемая ему учебная и научная информация, как он накапливает фонд новых психологических знаний, позволяющих ему превратить свой предмет в инструмент образовательного воздействия и нового творческого поиска на пути к новым достижениям.
Акмеология и генетика. Исследуя проблемы самореализации творческого потенциала, акмеология вступает в связи с генетикой, проблемами наследственного, врожденного и приобретенного задатков и энергопотенциала человека. Гении – это реальные вершины человечества, проверенные историей.
Однако чтобы выявленные факторы достижения вершин гениями поставить на службу обучения будущих специалистов, необходимо исследовать «условные вершины» – т. е. реальных специалистов, достигающих более высоких результатов по сравнению с их коллегами. А это уже предмет акмеологии, которая опирается на достижения всех других наук о человеке и связана с ними теснейшим образом. Исследования и разработки профессиональной акмеологии направлены на создание акмеологических образовательных технологий, обеспечивающих подготовку зрелого человека к успешной самореализации в изменяющихся условиях реальной жизни.
Лит.: Ананьев Б.Г. О природе современного человекознания. – М., 1977; Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – М., 1993; Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. – Л., 1967; Кузьмина Н.В. Акмеология – наука о факторах достижения вершин профессионализма // Проблемы повышения профессионализма преподавателя. – Усть-Каменогорск; Л. 1989; Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А.А. Деркача, А.А. Бодалева и др. – М., 1996; Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. – СПб., 1996.
Н.В. Кузьмина
 

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
181.67 кб

Обоснование проекта «Ноосферная педагогическая акмеология» в контексте учения Тейяра де Шардена

Чапаев Николай Кузьмич, Акимова Ольга Борисовна, Верещагина Ирина Павловна
Целью данного исследования является попытка идентификации ноосферной педагогической акмеологии как отрасли современного гуманитарного знания.
Читать PDF
295.61 кб

Педагогика, андрагогика, акмеология: вопросы преем- ственности и взаимосвязи

Дудина Маргарита Николаевна
Автор статьи рассматривает проблему преемственности и взаимосвязи педагогики, андрагогики и акмеологии в условиях непрерывного образования в контексте социокультурных трансформаций.
Читать PDF
337.25 кб

Акмеология управленческих компетенций: контекстность и концептуализация как факторы развития управле

Кудрявцева Елена Игоревна, Голянич Валерий Михайлович
Исследуется вопрос развития управленческих компетенций в различных программах корпоративного и внешнего обучения.
Читать PDF
80.96 кб

Акмеология и современные проблемы воспитания

Бодалев Алексей Александрович
Читать PDF
517.92 кб

Акмеология как средство повышения качества подготовки специалиста по общественным связям

Варфоломеева Любовь Евгеньевна
Читать PDF
942.50 кб

Акмеология учащегося и учителя

Глинский А. С.
На основании акмеологического подхода рассматриваются важнейшие составляющие, формы и методы обеспечения высокой эффективности учебного процесса, профессионального становления специалиста.
Читать PDF
70.77 кб

Военная акмеология: состояние, пути развития

Михайловский Виктор Григорьевич
Представлены результаты разработки организационно-педагогического комплекса для военных высших учебных заведений, за создание и внедрение которого авторы были удостоены Премии Президента РФ в области образования.
Читать PDF
473.33 кб

Современный взгляд на акмеологию и новая концепция курса «Психология развития, акмеология»

Полозова Татьяна Анатольевна
Автором подробно рассматриваются место, роль и задачи современной акмеологии и психологии развития в новой социокультурной ситуации.
Читать PDF
248.06 кб

Акмеология в контексте проблем качества образования: теория зрелости в формировании профессионально-

Михайлова Алла Григорьевна
Исследуется актуальная проблема повышения качества высшего образования создание эффективных условий для обеспечения личностно-профессионального роста будущих специалистов-инженеров, развития их возможности самостоятельно решать жи
Читать PDF
361.10 кб

Акмеология в формировании профессионально-творческих способностей будущего инженера условиях высших

Михайлова Алла Григорьевна
Автор исследует одну из актуальнейших проблем современного образования формирование личности будущего инженера с профессионально-творческими способностями в контексте существующего разрыва между образованием и производством.
Читать PDF
122.04 кб

Интеграция психологии и акмеологии в профессиональной подготовке будущих учителей

Зобнина Т. В.
Читать PDF
51.07 кб

Актуальные проблемы современной акмеологии

Симакова Т. А.
Читать PDF
281.76 кб

Акмеолог детского чтения: к вопросу о тьюторстве в читательском развитии

Фирсова Татьяна Геннадьевна
На основе данных социологических и психолого-педагогических опросов граждан России, результатов образовательной программы PISA – 2009 констатируется ситуация кризиса чтения, понижения уровня читательской культуры и читательской ко
Читать PDF
7.59 мб

Авторская система деятельности препо- давателя в свете социальной синергетики и акмеологии качества

Кузьмина Н.В., Дубровина Л.И., Иноземцева В.Е.
Читать PDF
81.91 кб

Категории педагогической акмеологии как основа исследования профессионализма педагога

Абдалина Лариса Васильевна

Похожие термины:

  • Акмеология чтения

    интегрированная научная дисциплина о закономерностях достижения личностью вершин на каждом этапе читательского развития в онтогенезе с учетом накопленного читателеведческого знания в филоген
  • АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИО­НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    новая объединяющая психологию и акмеологию научно-практическая область. А. и п.п.д.г.с. разрабатывает теоретически и решает практически вопросы: 1) профессиональной подготовки кадров государствен
  • Акмеология и теория развития

    в предмете акмеологии изучение механизмов развития занимает ключевое место, так как только естественное и организованное изменение человека, формирование механизмов развития предопределяет во
  • АКМЕОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    Акмеология тесно связана с такими социальными науками, как философия, история, культурология, социология, экономика, политология, конфликтология, педагогика и экология. Линия взаимодействия акме
  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ

    одно из направлений акмеологической науки, изучающей закономерности, условия и факторы, обеспечивающие высший уровень достижений человека в педагогической деятельности.
  • Акмеология управления

    это область акмеологии, обращенная к изучению явлений высшего мастерства в управленческой деятельности, его становления и увядания, а также высших проявлений человека в управленческой деятельно
  • АКМЕОЛОГИЯ ВОЕННАЯ

    научное и прикладное направление акмеологии, развивающееся на стыке общественных, гуманитарных, естественных, и военно-технических наук, которое изучает феноменологию и особенности индивидуаль
  • АКМЕОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ

    отрасль акмеологии, объектом которой является профессиональная деятельность юриста, а предметом – факторы, способствующие совершенствованию его профессионального мастерства. Основные задачи А
  • АКМЕОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

    научное направление, объектом которого является человек- специалист, профессионал в динамике его саморазвития и самосовершенствования в процессе профессиональной деятельности и жизни. Предмет
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ

    (от греческого «акме» – вершина) – психология зрелого возраста, наука о кризисах взрослости и способах их преодоления; в узком смысле акмеология понимается как наука о самоактуализации человека.
  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТА­ЦИИ

    определение предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок акмеологии, представляющее собой особую проектировочную задачу. От ее решения в известной мере зависят пути
  • ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ АКМЕОЛОГИИ

    рассматривается в системе связей «индивид», «индивидуальность», «субъект», исследуется преимущественно как личность взрослого человека, достигшего самореализации, зрелости, оптимума своего раз
  • МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИ

    от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных
  • РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ

    представляет собой три основных этапа. 1. Имплицитный – развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем
  • Акмеологическое чтение

    методика развития и саморазвития читателя в рамках междисциплинарного подхода NBICS (нано, био, инфо, когнито, социо) – конвергентной теории и технологии.
  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЯ

    основополагающие принципы, структура, логическая организация, методы и средства познания в акмеологии. 1. Общеметодологические принципы акмеологии, выработанные на рубеже ХХI в., имеют ориентирую
  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

    оформляют основные противоречия между внешней и внутренней детерминацией личности, субъекта, между личностной и социально-профессиональной детерминациями, между заданностью, алгоритмизированн
  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

    заключаются в: - определении ее предмета и его дифференциации от смежных наук; - систематизации специфических понятий и раскрытии их акмеологического смысла и содержания; - соотнесении индивидуал
  • АКМЕОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    классифицируются на: - обозначающие высшие стадии, уровни, качества развития и их характеристик: «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «мастерство», «культура» и само «акме»; - выражающ
  • Предмет акмеологии

    1) (по А. А. Бодалеву) – «закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Ступень зрелости человека и так