АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ

Найдено 1 определение
АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ
раздел частной риторики, в котором изучаются теория и практика образцовой лекторской речи в высшей школе. А.к. начало складываться в России с появлением первого университета и академической научной школы. Его основателем по праву можно считать М.В. Ломоносова, написавшего о «публичных речах» в академическом собрании в своём «Кратком руководстве к красноречию». О публичном красноречии самого Ломоносова вспоминает Н.И. Новиков: «Слог Ломоносова был великолепен, чист, твёрд, громок и приятен, нрав он имел весёлый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять весёлые шутки». Д.И. Фонвизин также отмечал «великое его красноречие». Традиции А.к. развиваются в университетском образовании России и фиксируются в воспоминаниях о лекциях и творческих биографиях выдающихся учёных, описание личностей которых, как правило, включает описание характера их речи. Такие воспоминания имеются о многих заслуживающих внимания учёных-педагогах. Так, А.И. Герцен вспоминает о Т.М. Грановском: «Господин Грановский читает довольно тихо, орган его беден, но как богато искупается этот физический недостаток прекрасным языком, огнём, связующим речь, полнотою мысли и полнотою любви, которые очевидны не только в словах, но и в самой благородной наружности доцента!... Главный характер чтений Грановского: чрезвычайно развитая человечность, сочувствие, раскрытое ко всему живому, сильному, поэтическому, — сочувствие, готовое на всё отозваться; любовь широкая и всеобъемлющая, любовь к возникающему, которое он радостно приветствует, и любовь к умирающему, которое он хоронит со слезами» (цит. по кн. [Этюды 1974: 11–12]).
Подобные выразительные воспоминания, ярко рисующие образы ораторов русского А.к., находим в мемуарах студентов и преподавателей русской высшей школы во все периоды её существования — и это первый основной источник для складывающейся теории русского А.к. Такие материалы имеются о филологах И.И. Срезневском, Ф.И. Буслаеве, историках С.С. Соловьёве, В.О. Ключевском; в XX в. находим воспоминания о филологах-академиках А.А. Шахматове, Л.В. Щербе, В.В. Виноградове [Русское и славянское языкознание 1980]. В сущности, каждая научная школа в любой области знания так или иначе описывает и характеризует речь своих лидеров, выдающихся представителей, давая характеристику личности учёного и его речи.
Вторым источником по праву должны считаться сами речи профессоров и преподавателей русской высшей школы. Первым таким изданием стали «Речи профессоров Московского университета», опубликованные С.П. Шевырёвым. Публикации лекций свидетельствуют обычно не только о составе знаний или теоретических научных сведениях, которые излагает учёный, но также показывают читателю индивидуальный стиль научного изложения, которым обладает, как правило, любой выдающийся представитель науки в своей области. Кстати, лекции выдающихся учёных обычно стенографически записывались, а затем издавались — таким образом для потомства сохранились многие выдающиеся произведения научной лекторской словесности, напр., «Чтения о словесности» профессора И.И. Давыдова 1837 года в 4-х тт., лекции Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Потебни.
В настоящее время А.к. может рассматриваться как один из видов или жанров педагогического общения, включающий также особенности диалогового общения со слушателями. Речь лектора теперь нередко сопровождается использованием технических средств, но это никак не отменяет потребности в сохранении лучших традиций русского А.к., которое всегда состояло в передаче подлинного научного знания в привлекательной для аудитории устно-речевой форме.
Лит.: Аннушкин В.И. Учебная риторика // Риторика. Вводный курс, М., 2008; Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. ПСС. Т. VII, М., 1952; Русское и славянское языкознание в России середины XVIII—XIX вв. Л., 1980; Чихачёв В.И. Лекторское красноречие русских учёных XIX века. М., 1987; Этюды о лекторах. М., 1974.
В.И. Аннушкин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
118.69 кб

«Основы риторики» в 9-м классе: «Академическое красноречие»

Андреева И. М.
Автор делится опытом решения обучающих, развивающих, воспитательных задач, приводит технологическую карту урока, формирует умение академического красноречия в курсе «Основы риторики» в 9-м классе.
Читать PDF
186.61 кб

Обучение академическому красноречию на занятиях по риторике в вузе

Л. А. Власова
Статья посвящена методическому аспекту преподавания педагогической риторики в вузе.