АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Академический университет
первое в России светское высшее учебное заведение при Петербургской академии наук. Основан в 1724 году Петром I. Занятия начались в 1726 году. Первоначально факультетов и кафедр в академическом университете не было, занятия велись нерегулярно, содержание их определялось специальностями читавших лекции академиков. Новый устав 1747 года провозгласил самостоятельность академического университета, который делился на классы (кафедры): математический, физический, гуманитарный. В 1758–1765 академический университет возглавлял М.В. Ломоносов (преподавал с 1742). При нем были организованы факультеты: философский, юридический, медицинский. К концу 18 в. университет практически прекратил существование.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
первое в России светское высшее учебное заведение при Петербургской АН. Осн. в 1724 г. Петром I. Занятия начались в 1726 г. первоначально факультетов и кафедр в А.у. не было, занятия велись нерегулярно, содержание их определялось специальностями читавших лекции академиков. Новый устав 1747 г. провозгласил самостоятельность А.у., который делился на классы (кафедры): математический, физический, гуманитарный. Лучшие студенты по окочании университета переводились в адъюнкты (см.Адъюнктура), получали степень магистра. В 1758-65 гг. А.у. возглавлял М.В. Ломоносов (преподавал с 1742 г.). При нем были организованы факультеты: философский, юридический, медицинский; занятия велись на 3 курсах - от общего образования (младший курс) к узкой специализации (старший курс). К концу 18 в. университет практически прекратил свое существование.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
первое светское высш. уч. заведение в России. Ведет историю со времени учреждения АН в Петербуге (1724). Уставом академикам вменялось в обязанность чтение публичных лекций и обучение студентов. Начавшиеся с 1726 занятия велись нерегулярно; ф-тов и кафедр в А. у. не было: содержание образования в т. н. классах определялось специальностями читавших лекции академиков. Сохранились уч. планы (с 1726) и списки студентов (за 1726—33). Первое время студентов было немного и почти все иностранцы. Позже в А. у. стали переводить лучших учеников из Славяно-греко-латинской академии и др. духовных уч. заведений. Новый устав 1747 провозгласил самостоятельность А. у., к-рый делился на классы (кафедры): матем., физич., гуманитарный. Лучшие студенты по окончании ун-та переводились в адъюнкты АН, получали степень магистра, было учреждено 30 стипендий. В период ректорства С. П. Крашенинникова (1750—55) были организованы регулярные занятия, введены экзамены, налажена связь с академической гимназией (впервые 8 гимназистов были переведены в ун-т). В 1758—65 А. у. возглавлял М. В. Ломоносов (преподавал с 1742), много сил отдавший превращению его в подлинную высш. школу для «природных россиян». Его деятельность способствовала демократизации состава студентов, совершенствованию и регулярной публикации уч. планов, улучшению качества преподавания (добился увеличения суммы ассигнований в 1,5 раза). Были организованы ф-ты: филос., юрид., медицинский; занятия велись на 3 курсах — от общего образования (мл. курс) к узкой специализации (ст. курс). Ломоносов воспитал в А. у. крупных деятелей отеч. науки: И. И. Лепехина, Н. И. Попова; А. А. Барсов и H. H. Поповский стали первыми профессорами Московского ун-та. Его попытки преобразовать А. у. в полноправный Петерб. ун-т не встретили поддержки в правительств. кругах. Не был издан особый акт верховной власти с перечислением привилегий, а также не состоялось инаугурации ун-та, считавшейся непременным условием признания данного ун-та среди др. европ. ун-тов. После смерти Ломоносова деятельность А. у. постепенно угасла (по свидетельству Е. Р. Дашковой, в 1783 в нем занимались всего 2 студента). Известно, что в 1784 из средств АН было назначено пособие четырем рус. профессорам за чтение лекций студентам, гимназистам и посторонним слушателям. В современнной науч. лит-ре существует точка зрения, не разделяемая всеми исследователями, о прямой преемственности между А. у. и Петербургским ун-том 19 в.
Лит.: Толстой Д. А., Академич. ун-т в XVIII столетии, СПБ, 1885; Кулябко Е. С., М. В. Ломоносов и уч. деятельность Петерб. АН, М. — Л., 1962; ее же, Замечат. питомцы Академич. ун-та, Л., 1977; Марго лис Ю. Д., Т и ш-кин Г. А., Отечеству на пользу, а россиянам во славу, Л., 1988. Л. В. Кошман.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.70 мб

Академическая гимназия университета

Галанов А. П.
Читать PDF
462.37 кб

Академическая культура российского университета

Ермилова Алена Васильевна, Маштакова Анна Юрьевна
Цель статьи заключается в выявлении особенностей современной академической культуры российского университета.
Читать PDF
190.57 кб

Университетская автономия и академическая свобода

Никольский B.
Читать PDF
147.65 кб

Реформы Петра i и первый Академический университет

Се Сюэфэн , Чжан Юйэ
Читать PDF
160.45 кб

Академический университет для интеллектуальной экономики

Ганчеренок Игорь
В соответствии с разработанной в НАН Беларуси стратегией «Наука и технологии: 2018-2040», ключевым фактором перспективной модели развития государства выступает кадровый потенциал.
Читать PDF
151.85 кб

Язык академической мобильности в техническом университете

Полякова Татьяна Юрьевна
В статье описывается участие кафедры иностранных языков МАДИ в выполнении Темпус-проекта "Innovative Language Curricula in Technical Universities (ILAN)", обосновывается потребность в разработке программ и учебно-методического ком
Читать PDF
205.46 кб

«Академическая свобода» как язык самоописания университета

Никольский Владимир Святославович
Статья посвящена осмыслению идеи академической свободы в меняющемся социокультурном контексте. Предложен ряд аргументов в поддержку принципа академической свободы.
Читать PDF
1.71 мб

Академическая культура современного российского университета

Сизова И.Л.
Вступительное слово научного руководителя проекта Российского гуманитарного научного фонда № 14-33-01001 «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного универси
Читать PDF
392.61 кб

Современный университет: корпоративная и академическая культура

Прохоров Андрей Васильевич
The present article is devoted to the issues of correlation between corporate and academic cultures of a modern university. Different points of view on the problem of structuring corporate and academic cultures are touched upon.
Читать PDF
134.38 кб

Российские ученые в немецком университете: академическая карьера

Жарий Ирина Александровна
Статья анализирует карьерные и профессиональные перспективы российских ученых в немецком университете.
Читать PDF
671.72 кб

О продвижении университета на международном академическом «Рынке»

Милек Олеся Викторовна, Шмерлинг Дмитрий Семенович
В статье рассматриваются недостатки развития российских университетов, проявляющиеся на рынке международного образования.
Читать PDF
99.68 кб

Университеты в России и в Америке: различия академических конвенций

Кузьминов Ярослав Иванович, Юдкевич Мария Марковна
Данная работа написана авторами по следам поездки по целому ряду ведущих университетов США, в ходе которой состоялись встречи с американскими коллегами специалистами в области экономики и социологии образования.
Читать PDF
186.20 кб

Академическое сопротивление в университете: попытка концептуализаци

Корбут Андрей Михайлович
Статья посвящена анализу феномена и понятия «академическое сопротивление».
Читать PDF
3.06 мб

Университетские комплексы как академические и социокультурные центры

Сухарев А. И.
Читать PDF
391.45 кб

Академический феодализм, университетская революция и фигура философа

Нехаев Андрей Викторович
Анализируется роль и значение фигуры философа и философского факультета в период «университетской революции» первой половины XIX в. Особое внимание уделяется влиянию идей представителей трансцендентализма (И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.