АКАДЕМИЧЕСКИЙ бой

Найдено 1 определение
"АКАДЕМИЧЕСКИЙ бой"
вид учебной деятельности в 1920-е годы, в период применения «бригадно-лабораторного метода».
О Петрограде в середине 1920-х гг.: «Где-то ближе к весне происходило последнее учебное мероприятие, которое я могу припомнить: академический бой. Мне это кажется единственным интересным изобретением “бригадно-лабораторного метода”, и мне жалко, что вместе со всем методом впоследствии выбросили из школьной жизни и академические бои. Заключался он в следующем: два параллельных класса выбирали из своей среды по четыре-пять лучших учеников из разных бригад. В большом классе собирались все девятиклассники в роли “болельщиков”, а по двум торцовым концам большого стола сидели “бойцы”. Каждая команда должна была по очереди задавать трудные вопросы противоположной команде по программе всех школьных предметов. За вполне исчерпывающий и ясный ответ, данный одним из членов команды, вся команда получала два очка, за не вполне исчерпывающий – очко. Если представитель команды не мог ответить или ответил не полностью, ответ должен был дать представитель спрашивающей команды, иначе та теряла, соответственно, очко или два очка. Выигрывала команда, набравшая наибольшее число очков. Академический бой должен был содействовать повторению программы перед выпускным экзаменом и учил ясно выражать свои мысли в публичном выступлении; в какой мере он оправдывал свое назначение, я не знаю, но, во всяком случае, это было очень интересно, и при этом не только “командам”, но и болельщикам, которые кипели и волновались, как на футболе. Победа нашего класса была обеспечена, потому что по математике и физике, да и по литературе мы имели такого непобедимого бойца, как Сережа Лозинский, по находчивости не было равных Оське Финкельштейну, а я и Димка Войташевский тоже могли не посрамить нашего класса. (Дьяконов, 1995, 215).
О школах 1920-х – 1930-х гг.: «…В школах проводились “академические бои” между учениками и класссами… “Академические бои” проводились так: в двух школах отбирались лучшие ученики шестых-седьмых классов. В присутствии др. учеников преподаватели задавали им вопросы по разл. предметам, и они должны были на них по очереди отвечать. За ответы ставили баллы. Кто больше баллов наберет – тот победитель. Победителей награждали ценным подарком (книгой, например). Наиболее выдающихся учеников переводили в “образцово-показательную” школу» (Андреевский, 2003, 311–312).
О начале 1930-х гг.: «…Не всё осталось в практике школы. Некоторые формы борьбы за знания, возникшие в начале 1930-х гг., не выдержали испытания временем и были отвергнуты жизнью (“академические бои”, “чёрные и красные доски”, сборы “кандидатов на второй год” и т. п.)» (Очерки, 1980, 325)

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.