АХУНДОВ Мирза Фатали

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АХУНДОВ Мирза Фатали (1812-1878)
азербайджанский писатель, просветитель. Основоположник азербайджанской реалистической прозы и драматургии. Предложил (1857) проект азербайджанского алфавита на основе латинской графики; в предисловии к проекту изложил свои педагогические взгляды.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

АХУНДОВ Мирза Фатали
30.6(12.7). 1812, Нуха, ныне г. Шеки, Азербайджан, — 26.2(10.3).1878, Тбилиси], азерб. писатель, просветитель. Основоположник азерб. реалистич. прозы и драматургии. Учился в Гяндже; брал частные уроки у Вазеха. В 1833 учился в уездном уч-ще в Нухе. В 1834—76 состоял на воен. службе; был переводчиком в канцелярии наместника на Кавказе. Одновременно в 1836—40 преподавал азерб. яз. в Тбилисском уездном уч-ще. А. испытал Значит. влияние демокр. идей рус. и зап.-европ. мыслителей 18—19 вв. Просветительские мотивы звучат во мн. худож. произведениях А. В публицистике и переписке неоднократно обращался к проблемам образования и воспитания. Считал грамотность важнейшим средством борьбы против суеверий и невежества. Был сторонником всеобщего обучения детей в возрасте 9—15 лет. По мнению А., в уч. планы школ необходимо включать помимо обучения грамоте также музыку, пение, рисование. Цель воспитания видел в подготовке сознат. граждан, патриотов своей страны, обладающих науч. знаниями, свободных от предрассудков. Выступал за светскую школу. Для облегчения обучения грамоте предложил (1857) проект азерб. алфавита на основе лат. графики и пропагандировал перевод азерб. письменности на эту основу. В предисловии к проекту изложил свои пед. взгляды. Разрабатывал учебник родного языка по звуковому методу (не окончен).
Соч.: на азерб. яз.-Произведения, т. 1 — 3, Баку, 1958—62; в рус. пер. — Избр. филос. произв., Баку, 1982; Избранное, Ми982.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия