АГРЕССИЯ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агрессия
(лат. аggressio – нападение) – физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

АГРЕССИЯ
(от лат. aggressio – нападение) – поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или с угрозой таковой; разрушительное воздействие на группу.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

АГРЕССИЯ
индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы [81, c. 20].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

АГРЕССИЯ
деструктивное поведение человека, средство достижения какой-либо цели, форма реализации или психической разрядки, причиняющее физический или моральный вред другим людям, противоречащее общественным нормам и правилам поведения, вызывающее у них состояние напряженности, страха, подавленности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Агрессия
лат. агрессио - нападение) - любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. В психологии агрессия трактуется либо как результат внутренне присущей человеку агрессивности, либо как результат фрустрации, либо как продукт процесса обучения, либо как следствие недостаточной или неудачной социализации.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Агрессия
целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой либо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

АГРЕССИЯ
от лат. aggredi—нападать)—целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-нибудь цели, как способ психической разрядки, как форма самореализации и самоутверждения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

АГРЕССИЯ
целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.

Источник: Педагогический словарь

Агрессия
лат. – незаконность) – тип поведения человека, группы людей или государства, характеризующийся нанесением какого-либо вреда, ущерба или даже уничтожением не только другой стороны, но, возможно, и себя. Поэтому различают аутоагрессию и экстраагрессию. В основе агрессии, как типа поведения, может лежать агоналъный дух, охвативший отдельного человека, правительства или целые народы (реваншизм), или фрустрация как физиологический аффект. Последнее присуще отдельным людям или небольшим сообществам. Агрессия может также быть сформирована всем ходом образования и воспитания человека. Лица, виновные в планировании, подготовке и осуществлении агрессии, несут моральную, уголовную или административную ответственность перед объектом агрессии, своим коллективом или обществом.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Агрессия
отлат. aggredi - нападать) - 1) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т.д.; 2) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д. Агрессия объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная Агрессия), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. Выделяются следующие виды Агрессии: 1) физическая Агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта; 2) вербальная Агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань); 3) прямая Агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная Агрессия - действия, направленные окольным путем на другое лицо - злобные сплетни, шутки и т.п., а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т.п.; 5) аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве; 6) враждебная Агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту Агрессии; 7) инструментальная Агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

АГРЕССИЯ
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).
Выделяются следующие виды А.: 1) физическая А. (нападение) – использование физической силы против др. лица или объекта; 2) вербальная А. – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая А. – непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта; 4) косвенная А. – действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения к.-л. цели; 6) враждебная А. – выражается в действиях, имеющих целью причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия – А., проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А., имеющая цель защиты др. от чьихто агрессивных действий.
Агрессивное поведение – одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения к.-л. значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Основные теоретические подходы к исследованию А. следующие: этиологический, психоаналитический, фрустрационнный и бихевиористский.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

АГРЕССИЯ
специфическая реакция одной особи того или иного животного по отношению к другой особи своего или какого-либо другого вида, целью чего является отстаивание животными своих жизненно важных интересов. Согласно взглядам крупнейшего современного этолога и философа Конрада Лоренца (1903-1989), агрессия представляет собой системное свойство, возникшее и сформировавшееся в процессе эволюции видов под селекционным давлением факторов естественного отбора и служащее целям выживания и сохранения того или иного вида. Такая форма инстинктивного поведения, проявляющаяся как внутривидовое (т.е. направленное против собратьев по виду) соперничество у животных и человека, часто носит ритуальные формы демонстративного нападения и преследования противника, приводя к его запугиванию, что заканчивается бескровно демонстративным актом подчинения соперника. В ряде случаев (особенно среди видов, не принадлежащих к отряду хищных) проявления внутривидовой агрессии могут заканчиваться физическими травмами и даже смертью одного из соперников. Существует и межвидовая агрессия (например, агрессия хищника против жертвы), которая выполняет важную функцию эволюционного соревнования, в результате чего вырабатываются и постоянно совершенствуются биологические свойства соответствующих видов. «Наступательные» функции хищника и «оборонительные» способности жертвы играют роль обратных связей, служащих целям взаимоприспособляемости и взаимосоответствия этих элементов общей и взаимообусловленной системы «хищник жертва», процесс сохранения устойчивости которой имеет характер автоколебаний их численности вокруг некоторого среднего оптимального для каждого вида квазиравновесного состояния, экологически выгодного для обоих членов этой системы. Межвидовая агрессия имеет и обратное направление, проявляющееся в случаях групповой контратаки видов-жертв, особенно обладающих высокоразвитой общественной организацией и устойчивыми формами коллективного поведения против одинокого хищника, — так наз. моббинг, или травля, что также, согласно современной этологии животных, считается видосохраняющей функцией системного характера. Внутривидовая агрессия, также как и межвидовая, служит цели сохранения и усовершенствования вида. Во-первых, её роль важна для процесса внутри когда большинство самок в той или иной популяции достается самому приспособленному в данных условиях обитания сильному и агрессивному самцу, обеспечивающему появление наиболее жизнеспособного потомства, во-вторых, она позволяет оптимально решать экологически важные проблемы межпопуляционного соперничества за жизненное пространство в биосфере, способствуя более равномерному и оптимальному распределению сообществ в сфере их обитания (биотопе), популяционного отбора, в результате чего популяции животных одного и того же вида, усваивая механизм распознавания «свой-чужой», как бы отталкиваются друг от друга на необходимую дистанцию, сохраняя при помощи ритуалов, выработанных в процессе эволюции, состояние «мирного сосуществования». Именно в таком как бы «автоматическом» поддержании в среднем более или менее равномерного распределения в среде обитания членов популяции каждого вида состоит важная видосохраняющая функция внутривидовой агрессии, полная утрата которой стала бы невыгодной для вида. При этом внутри самих популяций складываются и развиваются формы ранговых отношений, формирующих иерархические уровни старшинства, а также возникают основы для внутривидовой кооперации и сотрудничества, которые создают соответствующие обратные связи, необходимые для сохранения структурной организованности данной системы и её динамической устойчивости в достаточно широких пределах изменения условий существования в среде обитания. На важную роль взаимопомощи и кооперации в естественном отборе впервые обратил внимание выдающийся русский мыслитель П.А. Кропоткин. Такая интегративная трактовка естественного отбора стала важной вехой на пути к синергетическому пониманию закономерностей эволюционного процесса. Будучи объективным системным свойством, присущим всем животным и устанавливающим важные параметры порядка в экосистеме, внутривидовая агрессия и внутрипопуляционная кооперация, закрепившиеся в процессе естественного отбора в геноме человека как формы инстинктивного поведения, в случае ослабления или исчезновения других факторов селекционного давления и из-за отсутствия прямых каналов использования (например, защита от других хищных видов), могут, по заключению К. Лоренца, компенсироваться путем переноса в социальную сферу и проявляться в виде бытовой и социальной агрессивности. Как показывает история развития цивилизаций, вытесненная и сдерживаемая нормами морали скрытая агрессивность далее может становиться причиной политически, религиозно, национально и т.п. окрашенного агрессивного общественного поведения людей в массовом масштабе. Примером тому, в частности, может служить так наз. антиглобалистское движение, которое в определенном смысле можно трактовать как крупномасштабное проявление внутривидовой агрессии, основанное на конфликте, порожденном социально-экономическим неравенством как отдельных стран, так и целых регионов, а также деструктивная ориентация ортодоксальных исламистов и террористов. Обращая внимание на глубокую связь и объективную обусловленность социальных форм поведения человека, в частности, отдельных агрессивных проявлений индивидов и коллективных тенденций, эволюционно-биологическим наследием, запечатленным в его геноме, К. Лоренц отмечает, что та пагубная избыточная агрессивность, которая сегодня, как злое наследство, сидит в крови у нас, людей, является результатом внутривидового отбора, влиявшего на наших предков десятки тысяч лет на протяжении всего палеолита. Едва лишь люди продвинулись настолько, что, будучи вооружены, одеты и социально организованы, смогли в какой-то степени преодолеть внешние опасности, как тотчас в игру вступил пагубный внутривидовой отбор. Отныне движущим фактором отбора стала война, которую вели соседние группы людей, а война должна была до крайности развить все так называемые воинские доблести. К сожалению, они ещё и сегодня кажутся многим весьма заманчивым идеалом. Таким образом, поскольку на современной стадии развития человечества почти все факторы естественного отбора или полностью упразднены обществом, или существенно ослаблены, многие чисто инстинктивные формы агрессивного поведения не корректируются эволюционно выработанными механизмами торможения и запрета, как например, у хищных видов, то для сохранения траектории стабильного существования человечества как биологического вида требуется переход к новой культурной парадигме, к системе социальных, культурных и воспитательных обратных связей, которые необходимо вырабатывать и внедрять на всех социальных уровнях человеческого сообщества. Это должно привести к ослаблению агрессивных тенденций или, по крайней мере, найти им общественно приемлемый выход, — направить энергию социального напряжения в относительно безопасное русло. Ряд известных специалистов по моделированию глобальных процессов считают, что такого рода паллиативные решения вряд ли обеспечат долговременную стабильность общества в глобальном масштабе. Противоречия, порожденные тем фактом, что «всего на всех не хватит», что экологически чистые продукты и все достижения цивилизации станут прерогативой малой части населения земного шара, будут постоянно подпитывать энергией агрессивное поведение огромных масс людей, не принадлежащих к так наз. «золотому миллиарду» — населению сверхразвитых стран, — считает академик Н.Н. Моисеев. По этой линии произойдет раскол человечества («цивилизационные разломы»), и это приведет к включению защитных механизмов стран «золотого миллиарда» в виде нового тоталитаризма. Литература: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. - М., 1998; Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994; Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. - М., 1998. А. С. Каменев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
449.66 кб

Вербальная агрессия подростков как объект социально-педагогической профилактики

Перхайло Неля Антоновна
Рассмотрена проблема вербальной агрессии в социально-педагогическом процессе. Указано, что это требует специальной подготовки будущих педагогов умений строить эффективную коммуникацию.
Читать PDF
408.79 кб

Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностного взаимодействия в системе «Учитель

Чеккуева З.Н.
В статье излагается авторский подход к исследованию речевой агрессии педагога как деструктивного фактора межличностного взаимодействия в системе «учитель ученик».
Читать PDF
163.64 кб

Воспитание духовно-нравственных качеств личности младших подростков как условие преодоления агрессив

Мерзлякова Ж.В.
Одна из основных задач нашего исследования найти способ преодоления агрессивности младших подростков.
Читать PDF
342.76 кб

Технологии снижения уровня агрессивного поведения младших подростков

Матушак (Присяжная) Алла Федоровна, Богданович-яз Беата Ирена
Проблема агрессивного поведения младших подростков является причиной ухудшения микроклимата в классе и снижения академических успехов учеников.
Читать PDF
173.83 кб

Модель коррекционно-педагогической работы педагога по снижению агрессивного поведения детей дошкольн

Джахпараева Джамиля Юсуповна
В статье представлена модель коррекционно-педагогической работы педагога по снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста, обучения ребенка приемлемым способам выражения своего гнева.
Читать PDF
81.30 кб

Речевая реакция на агрессивное поведение собеседника

Белецкая О.
Читать PDF
186.97 кб

Организация коррекционной работы с агрессивными детьми в условиях интегрированного образования

Читать PDF
2.45 мб

Психолого-педагогические аспекты агрессии и ее коррекция при помощи биологической обратной связи

Нисневич Раиса Моисеевна
Читать PDF
145.18 кб

Способы коррекции причин проявления агрессивного поведения у подростков

Кадыраджиева Альбина Калсыновна
В статье представлен анализ причин проявления агрессии подростков, особенности проявления агрессивного поведения в семье и других социальных средах, а также значимость позиции родителей в проявлении агрессии, место коррекции в сни
Читать PDF
221.43 кб

Готовность преподавателя к коррекции агрессивного поведения у курсантов вузов МВД России

Карабаш Дмитрий Васильевич
В статье рассматриваются общие вопросы готовности преподавателя вуза к педагогической деятельности со студентами, проявляющими агрессивное поведение. Исследуется структура профессиональной готовности.
Читать PDF
109.22 кб

Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Суббота И.Ю., Иванова В.А.
В статье уделено внимание актуальной проблеме детской агрессивности. Рассмотрены частные методы арт-терапии как наиболее эффективные в работе специалистов дошкольного образовательного учреждения.
Читать PDF
1,003.04 кб

Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи и

Селиванова Елена Анатольевна, Кувайцева Екатерина Юрьевна
В связи с тем, что агрессивность всегда характеризовала человечество, вопросы, связанные с агрессивными проявлениями у детей и взрослых, актуальны и для психолого-педагогической науки.
Читать PDF
314.79 кб

Особенности агрессивного поведения школьников разной этнической принадлежности в условиях постконфли

Ирина В. Абакумова, Зинаида И. Брижак, Зарема В. Масаева
В статье представлено научно-теоретическое изучение этнических особенностей создания психологической безопасности образовательной среды в условиях постконфликтного региона.
Читать PDF
222.31 кб

Профессиональная компетенция как готовность преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного по

Карабаш Дмитрий Васильевич
В статье исследуется структура профессиональной готовности преподавателя к профилактике и коррекции агрессивного поведения курсантов.
Читать PDF
910.62 кб

Технология коррекционной работы по профилактике и устранению агрессивного поведения у дошкольников с

Верхоламочкина Надежда Геннадьевна
В статье представлена технология коррекционной работы с дошкольниками с патологией речи. Предложенная технология направлена на профилактику и преодоление агрессивного поведения детей этой нозологической группы.

Похожие термины:

  • Вербальная агрессия

    лат. – словесная) – словесная агрессия, нанесение обид, оскорблений, душевных болей словом. Делается это через сквернословие, обвинения, сплетни и грубый тон разговора. Вербальная агрессия не мене
  • Агрессия агрессивное поведение

    [лат. agressio – нападение] враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим; одна из реакций живого существа на фрустрацию потребностей, на конфликт. По своей направленн
  • РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ

    такое речевое поведение, которое нацелено на причинение вреда (психологического, эмоционального) человеку, группе людей или обществу в целом. Проблема агрессии давно и активно исследуется в социо
  • Агрессивная семья

    это тип семьи, большинство членов которой имеют агрессивность как качество личности и поведения. Члены такой семьи, при взаимной поддержке и поощрении, наносят вред или ущерб людям и прежде всего
  • АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

    (от лат. нападать) - действия, имеющие целью причинение морального или физического ущерба другим людям.
  • Агрессивность

    1) свойство быть агрессивным (враждебным, наступательным); 2) тенденция к проявлению агрессии.
  • АГРЕССИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

    деструктивные действия, выступающие как средство достижения какойлибо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как
  • АГРЕССИВНЫЙ ИНСТИНКТ

    влечения, направленные на причинение вреда и страданий или на разрушение (введено 3. Фрейдом).
  • ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОСАДИСТСКОЕ

    нападение на обидчиков или случайных лиц, нанесение побоев, «вымещение злобы», разрушительные действия, без учета ситуации. Садистское – поведение ребенка, подростка, когда причинение боли или вр
  • АГРЕССИВНОСТЬ (враждебность)

    поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, вред.
  • ДЕТИ АГРЕССИВНЫЕ

    дети, в поведении которых нередко проявляются приступы злости, ярости, склонность к насилию, дракам.
  • Агрессивный

    качество личности, выражающее ее склонность к насильственным действиям, суждениям, желаниям. А. может быть чертой характера, если приобретается в результате дурного воспитания и проявляется усто
  • Агрессивный учитель

    это учитель, имеющий агрессивный тип поведения и отношений к учащимся. Такой учитель груб, склонен к унижениям и оскорблениям детей, необъективен в оценке их личностных качеств и результатов учен
  • Социализация агрессии

    процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражения их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.
  • Агрессины

    [см. агрессия] – вещества, выделяющиеся в результате жизнедеятельности или при распаде болезнетворных бактерий и способствующие их размножению в теле хозяина. А. подавляют механизмы противоинфек