КОНФЛИКТ
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Источник: Методологический словарь для стратегов
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Источник: Педагогический словарь
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
Конфликт внутриличностный — столкновение в характере человека примерно равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, влечений и т.п.; разлад мысли и чувства.
Конфликт межличностный — трудно разрешимое противоречие между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия, нарушающее их нормальное взаимодействие.
Конфликт социальный — тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций. К.с. подразделяются на межличностные, личностно-групповые, внутри- и межколлективные, корпоративные, партийные, классовые, этнические, региональные и т.п.
Конфликтология — теория разрешения конфликтов межличностного характера в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса, искусство спора, ведения переговоров.
Конфликтная ситуация — ситуация открытого противоборства, участники которой отстаивают свои, несовпадающие с другими цели, интересы и объекты конфликта.
Инцидент — начальный этап в динамике открытого конфликта, характеризующийся прямым противоборством сторон.
Эволюция конфликта — процесс постепенного развития конфликта от простых к более сложным формам.
Эскалация конфликта — нарастание остроты и размаха конфликтных действий, обусловленное обострением противоречий между оппонентами.
Медиатор — посредник в конфликте.
Медиация — посредничество в конфликте третьей, не участвующей в нем стороны
Внутриличностный К. — столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. п. у одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п. Если внутри-личностный К. носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижении результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Такого рода К. нередки в детском и особенно в подростковом возрасте, когда произвольность поведения еще недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутр. тенденциями. Педагогу следует проявлять повышенное внимание к отклонениям в поведении детей, поскольку симптомы неблагополучия могут довольно явно свидетельствовать о его причинах, т.е. внутр. К. всегда проявляется внешне. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие из его внутр. тенденций вошли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку пли утвердить ее на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями.
Межличностный К. — ситуация взаимодействия людей, при к-рой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, к-рая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Противоречие в межличностных отношениях — явление естественное, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых людей, чьи интересы, взгляды, склонности и настроения полностью совпадают. Несовпадение мнений, оценок и т. п. может быть разрешено в доброжелательном споре, в к-ром обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в К. В пед. практике, вопреки провозглашавшемуся ранее мнению, имеется ряд оснований для возникновения К. В личности растущего человека происходят определенные изменения, к-рые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьезные изменения могут происходить с коллективом, членом к-рого является ребенок. Т. о., в уч.-воспитат. процессе возможно несовпадение личных целей, задач, пед. методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к К. между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познават. интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицат. отношения к школе, порождает активное внутр. торможение у ребенка, к-рое может быть расценено как умственная отсталость. Такой К. иногда провоцирует ребенка на поиски иной среды общения, в к-рой удовлетворяется потребность к защищенности, ощущении своей полноценности.
К. между отд. детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой К. он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребенка, консолидации сил коллектива.
Возможно возникновение межгруппового К., когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.
К. в своем развитии проходит неск. этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны след, варианты психолого-пед. коррекции К.: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных «судей», переключение внимания, «взрыв», отделение деловой и эмоциональной сторон К., отсрочка.
Лит.: Драгунова Т. В., Проблема конфликта в подростковом возрасте, ВП, 1972, №2;Кичанова И. М., Конфликт: за или против, М., 1978; Бородкин ф. М., Коряк H. M., Внимание: конфликт!, Новосиб., 1983; Конфликты в шк. возрасте: пути их преодоления и предупреждения, М., 1986; P о я к А. А., Психол. конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка, М., 1988.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
По уровню развития К. в психологии выделяются следующие его виды: внутриличностный К. – столкновение разнонаправленных интересов, влечений, потребностей, мотивов у одного и того же человека (например, гамлетовское «быть или не быть»); межличностный К., вызванный несовпадением целей или несовместимостью ценностей и норм индивидов, оказавшихся в конфликтной ситуации; межгрупповой К. – столкновение социальных групп различного характера, чьи групповые, профессиональные, предпринимательские и другие интересы и намерения оказываются несовместимыми в условиях совместной деятельности. В социальной психологии особо выделяется вид К., возникающего как реакция на социально-политическую проблему: К. межнациональные, военные, связанные с национально-освободительным движением, борьбой социальных групп за свои права.
Как динамичный социально-психологический процесс К. характеризуется определенными периодами протекания: предконфликтный период, во время которого возникает разногласие на почве расхождения взглядов, мнений, интересов сторон; собственно К., когда первоначальное «соперничество» сменяется взаимным противоборством участников К.; разрешение К., проявляющееся в достижении цели одной или обеими сторонами.
Способы разрешения К. по степени эффективности подразделяются на конструктивные, паллиативные и деструктивные. Конструктивное разрешение К. – существенное разграничение внешнего повода и истинной причины возникновения противостояния, определение деловой объективной зоны, учет идейно-нравственной и психологической основы, личностных особенностей членов группы, коллектива, вовлеченных в К. Паллиативное разрешение К. ведет лишь к его затуханию, но не разрешает противоречия, приведшего к конфликтной ситуации, не излечивает коллектив от опасности углубления конфронтации. Деструктивное разрешение по существу снимает только момент конфликтной ситуации, оставляя ее участников в стрессовой ситуации, иногда надолго разобщающей членов социальной группы. Наличие и характер разрешения К. зависит от зрелости и степени сплоченности коллектива, от направленности воспитательной работы по предупреждению конфликтных ситуаций.
Столкновение мнений, позиций и возникновение конфликтных ситуаций неизбежны в условиях взаимодействия и межличностного общения. Поэтому педагогическая задача состоит не столько в том, чтобы исключить возможность К., сколько в том, чтобы помочь коллективу овладеть методами разрешения возникающих противоречий, проведения обоснованного обсуждения проблемы, проявления взаимоуважения и терпимости к мнению других в споре.Спор, по определению конфликтологии, – это характеристика обсуждения проблемы, способ ее конкретного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя или опровергая мнение собеседника, стремится к установлению истины. Но споры могут протекать в различной форме, и от этого зависит характер разрешения К.:
эвристический вариант – одна из сторон, не настаивая на своем подходе к проблеме, использует методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняя к своему мнению;
логический – основан на жестком анализе и аргументации с использованием правил формальной логики;
софистический – стороны стремятся добиться победы, используя любые доводы, не заботясь о логике своих суждений;
авторитарный – опираясь на авторитеты или используя свой, навязывают свою точку зрения;
критикующий – акцент внимания только на недостатках, слабых местах оппонента, при этом не предлагается позитивный подход;
демагогический – спор ведется не ради поиска истины, а с целью увести от проблемы;
прагматический – одна или обе стороны ведут спор не ради истины, а с целью решения своих прагматических, возможно, меркантильных целей.
Продуктивными формами ведения спора являются диспуты и дискуссии, так как они чаще всего ведут к конструктивному соглашению, коллективному поиску истины. В отличие от них цель полемического спора – одержать победу над противником во что бы то ни стало, так как в основе его – конфронтация, столкновение принципиально противоположных мнений.
Существенное значение для подготовки коллектива к продуктивному ведению диалога в споре имеет раскрытие принципов конструктивной критики, формирование правильного отношения к критике.
Лит.: Краткий словарь по социологии. – М., 1988; Кичанова И.М. Конфликт: за или против. – М., 1978; Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: Практическое руководство по конфликтологии для предпринимателей, широкого круга читателей. – М., 1992; Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. – М., 1993; Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992; Швальбе Б.Х. Личность, карьера, успех. – М., 1992.
И.И. Зарецкая
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.