ФРУСТРАЦИЯ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ФРУСТРАЦИЯ
расстройство, срыв, крушение планов, намерений; состояние, возникающее при разочаровании, неосуществлении значимой для себя цели.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ФРУСТРАЦИЯ
эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Фрустрация
отлат. frustratio - обман, неудача) - психологическое состояние, возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Фрустрация
психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

ФРУСТРАЦИЯ
психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и др. отрицательными переживаниями.

Источник: Педагогический словарь

ФРУСТРАЦИЯ
состояние переживания неудачи, чувство тревога, возникающее при наличии реальных или мнимых препятствий на пути достижения некоторой цели, одна из форм психологического стресса, связанная с устойчивостью эмоционального реагирования на жизненные трудности, снижением способности адекватной оценки ситуации и ее возможных последствий.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Фрустрация
психическое состояние военнослужащего, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи Ф. можно рассматривать как одну из форм психического стресса. Для командира изучение Ф. приобретает значение в связи с актуальной задачей формирования устойчивости военнослужащих к воздействию неблагоприятных служебных и жизненных факторов.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Фрустрация
[лат. frustratio – обман, неудача, тщетная надежда] – 1) психологическое состояние, возникающее в ситуации крушения надежд, разочарования, неосуществления значимой для человека цели, потребности. Проявляется в гнетущем напряжении, тревожности, подавленности, чувстве безысходности. Реакцией на Ф. может быть уход в мир грез и фантазии, агрессивность в поведении и т.п.; 2) мед. состояние подавленности, возникающее как результат прерванного полового акта.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Фрустрация
острое эффективное состояние, нарушение равновесия, связанное с переживанием напряжения, расстройства, вызываемого неудовлетворенностью потребности индивида, объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, препятствиями на Пути к достижению поставленной цели. Разрядка в процессе Ф. - агрессивные реакции, неагрессивные реакции: бегство реальное или психическое, регрессия, подавление. Положительные реакции на Ф,: преодоление или обход препятствия, осуществление компенсирующего действия, отказ от намеченной цели.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

ФРУСТРАЦИЯ
от лат. frustratio — обман, неудача) — психол. состояние подавленности, тревоги, возникающее в результате крушения надежд, разочарования, невозможности осуществления значимой цели; нередко вызывает уход в мир грез и фантазий (ср. Эскапизм) или агрессивность в поведении. Сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражимостью, чувством вины. Фрустрационная толерантность (устойчивость) формируется в процессе становления личности и выработки ею устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности, способности к предвидению благоприятного выхода из фрустрационной ситуации.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ФРУСТРАЦИЯ
(от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство). Психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению целей, удовлетворению потребностей. Чаще всего реакцией на состояние Ф. является раздражительность или гнев, переходящий в аффект. Ситуации и состояния Ф. часто возникают в учебно-воспитательном процессе. Причиной Ф. могут быть неудачи в усвоении учебного материала, высказанное преподавателем порицание. На занятиях важно учитывать индивидуально-психологические особенности личности учащегося (например, относится ли обучающийся к числу интровертов – экстравертов), проявлять тактичное и объективное отношение к учащимся. Устойчивость к Ф. связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ФРУСТРАЦИЯ
(лат. frustraziо – обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в ситуациях конфликта, когда, напр, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень Ф. приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.
Возникновение Ф. обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности. Ф. у детей возникает в виде переживаемого «чувства крушения», когда целенаправленное действие наталкивается на препятствие. Причиной Ф. может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые Ф. ведут к формированию отрицат. черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости, комплексу неполноценности.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

ФРУСТРАЦИЯ
от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство)— психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. В отличие от Ф., внутренние преграды на пути удовлетворения потребностей (например, возникающие в результате борьбы мотивов) описываются как внутриличностный конфликт. Сила Ф. зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Чаще всего реакцией на состояние Ф. является раздражительность или гнев, переходящий в аффект. Возможен "уход" от реальной ситуации в область фантазий, грез. Иногда происходит т.н. регрессия - переход к более примитивным формам поведения. Возникновение Ф. не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний человека неизбежно приводят к невозможности решить те задачи, которые он перед собой опрометчиво ставит. Появляются неуверенность в себе, в своих силах, стремление уклониться от любых проблем; ведущим становится мотив избегания неудачи. Ситуации и состояния Ф. часто возникают в учебно-воспитательном процессе. Причиной Ф. могут быть неудачи в усвоении учебного материала, высказанное учителем порицание, наказание ребенка родителями в форме лишения ребенка ч.-л. очень желательного, и др. Частая или длительная Ф. может привести к негативным изменениям в характере ребенка, к возникновению неврозов, к закреплению форм агрессивного поведения. Использование в воспитании фрустрирующих приемов должно быть редким и обдуманным. Устойчивость к Ф. связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни. Поэтому решающим фактором в повышении устойчивости ребенка к Ф. являются формирование у него системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли и эмоций.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ФРУСТРАЦИЯ
от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство), психич. состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми). на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей. Термин «Ф » употребляется иногда для обозначения непо-средств. внеш. обстоятельств, препятствующих достижениям («фрустриру-ющая ситуация»). В отличие от Ф., внутренние преграды на пути удовлетворения потребности (напр., возникающие в результате борьбы мотивов). описываются как внутриличностный конфликт.
Сила Ф. зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. Чаще всего реакцией на состояние Ф. является возникновение внутр. тенденции к агрессивности, к-рая либо сдерживается, проступая в виде раздражительности, либо открыто прорывается в виде гнева и может повлечь за собой аффект. Возможен «уход» от реальной ситуации в область фантазий, грез, когда внутр. напряжение частично снимается за счет воображаемого успеха (что, однако, лишь отдаляет человека от решения его проблем). Иногда происходит т. н. регрессия - переход к более примитивным формам поведения.
Возникновение Ф. не только обусловлено объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний человека неизбежно приводят к невозможности решить те задачи, к-рые он перед собой опрометчиво ставит. Неразрешимость возникающих проблем может резко понизить самооценку и уровень притязаний, причем до уровня гораздо ниже адекватного Появляются неуверенность в себе, в своих силах, стремление уклоняться от любых проблем, ведущим становится мотив избегания неудачи
Ситуации и состояния Ф довольно часто возникают при взаимодействии людей, вт ч в уч. -воспитат. процессе Типичный пример фрустрирующего воздействия - запрет учителя или родительское наказание в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного и привлекательного Причиной Ф могут быть также неудачи в усвоении уч материала, в налаживании общения со взрослыми и сверстниками Частая или длительная Ф может привести к негативным изменениям в характере ребенка, к возникновению неврозов детских, к закреплению агрессивных форм поведения Отмечается, что дети, строго наказываемые дома, обнаруживают большую агрессивность и жестокость, чем дети, родители к-рых придерживаются более мягких форм воздействия В то же время нечеткость и непоследовательность требований воспитателя могут дезорганизовать поведение ребенка и вызвать Ф Использование в воспитании фрустрирующих приемов должно быть редким и обдуманным Полезнее дополнять или заменять эти воздействия такими, к-рые ставят ребенка перед необходимостью собств. решения и дают надежные опоры для самостоят.выбора
Устойчивость к Ф связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности В то же время она выше у тех людей, к-рым свойственны высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутр. психич. гармония, творческое отношение к жизни Поэтому решающим фактором в повышении устойчивости ребенка к Ф являются формирование у него системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли и эмоций

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено книг по теме — 1