РАЙНИС Ян

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

РАЙНИС (Rainis) ЯН (псевдоним; настоящие имя и фамилия Янис Плиекшанс) (1865-1929)
латышский писатель, общественный деятель. С 90-х гг. 19 в. идеолог движения латышской демократической интеллигенции. В 1926-28 министр просвещения Латвии, руководитель (с 1926) Общества культурных связей с Советской Россией. В трактате "Человек будущего" (1897-98) наметил воспитательную программу, исходившую из гуманистических общественных ценностей и идеала труженика. Один из составителей программы для народной школы, принятой на 1-м съезде учителей Латвии (1905). Создал комиссию по школьной реформе, цель которой видел в преемственности всех ступеней образования. Содействовал открытию школ для проживающих в Латвии поляков, русских, белорусов, евреев с преподаванием на родном языке. В 1927 организовал первую в Латвии среднюю школу для рабочих.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

РАЙНИС Ян
псевд.; наст, имя и фам. Янис Плиекшанс). [30.8(11.9).1865, хутор Варславаны, Дунавская волость Курляндской губ., ныне на терр. Латв. Республики, — 12.9.1929, Майори, похоронен в Риге], латыш, писатель, обществ, деятель. Окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та (1888). Работал юристом в Вильнюсе и Елгаве. С 90-х гг. 19 в. идеолог движения латыш, демокр. интеллигенции «Яуна страва» («Нового течения»). Ред. (1891—95). газ. «Диенас лапа» («Ежедневный листок»). В 1897—1903 жил в ссылке в Пскове и Слободском (Вятская губ.). С 1905 в эмиграции в Швейцарии. Вернулся в Латвию в 1920. Избирался деп. Латв. Сейма; был министром просвещения (1926—28). Рук. (с 1926). Об-ва культурных связей с Сов. Россией.
В публицистике выступал за демократизацию системы образования, введение в школах бесплатного обучения на родном языке. Считал просвещение действенным средством изменения несправедливого обществ, уклада. Позже в заметках «Рефлексии» писал, что распространение образования невозможно в условиях самодержавия и что желаемые изменения обществ, сознания и морали произойдут лишь со сменой социального строя. В трактате «Человек будущего» (1897—98). наметил воспитат. программу, исходившую из гуманистич. обществ, ценностей и идеала труженика, добросовестного и образованного, волевого и целеустремленного. Большое значение придавал самообразованию и самовоспитанию. Один из составителей программы для нар. школы, принятой на 1-м съезде учителей Латвии (1905), организовал опытную работу педагогов по этой программе. В 1927 создал комиссию по шк. реформе, цель к-рой видел в обеспечении преемственности всех ступеней образования, последоват. изучении шк. курсов естествознания и рус. языка и в усилении эстетич. и физич. воспитания. Содействовал открытию школ для проживавших в Латвии поляков, русских, белорус-сов, евреев с преподаванием на родном языке. В 1927 организовал первую в Латвии ср. школу для рабочих; поддерживал деятельность рабочих клубов. Автор мн. стихотворений и пьес для детей. В полной мере творческое наследие Р. стало известно после выхода в свет академич. собрания его сочинений в 1986.
Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1—3, Р., 1954; Соч., т. 1—2, М., 1955.
Лит.: Кару л с А. Я., Демократизация нар. образования, «УЗ Латв. ун-та», 1967, т. 84, в. 111; Райнис в школе. [Сб. статей], Р., 1965 (на латыш, и рус. яз.). А. Я. Каруле.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия