ПУНКТУАЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПУНКТУАЦИЯ (от лат. punctum - точка)
1. часть грамматики, совокупность правил постановки знаков препинания в письменной речи; 2. расстановка знаков препинания в соответствии с этими правилами. Система П. обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистическими особенностями. Обучение П. в школах Рос. Федерации начинается уже в 1-м классе. Учащиеся знакомятся с логическим ударением, интонацией, с правилами употребления знаков препинания. На заключительной стадии начального обучения знания учащихся по синтаксису и П. приводятся в некоторую систему. На занятиях по русскому языку при изучении морфологии и орфографии работа над П. продолжается в практическом плане; систематический курс П. изучается параллельно.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ПУНКТУАЦИЯ
(от лат. punctum – точка). 1. Собрание правил постановки знаков препинания. 2. Расстановка знаков препинания в тексте, одно из составных умений техники письма. Обучение П. в школах РФ начинается с 1-го класса. Учащиеся получают представление о логическом ударении, интонации, знакомятся с правилами употребления знаков препинания. На занятиях по русскому языку в старших классах приобретенные ранее знания, навыки и умения систематизируются на занятиях по синтаксису, при изучении морфологии и орфографии. На занятиях по русскому языку со студентами-иностранцами П. как самостоятельный аспект обучения не выделяется. С правилами П. учащиеся знакомятся в ходе занятий по практике языка. Первое достаточно полное описание русской П. было дано в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова (1755). Заметное влияние на П. оказала деятельность русских языковедов: в XIX в. – Я. К. Грота («Русское правописание», 22 издания (1885–1916), в XX в. – А. Б. Шапиро («Основы русской пунктуации», 1955). После реформы правописания 1956 г. появляется ряд справочников. Описание П. русского языка нашло воплощение в «Справочнике по пунктуации» Д. Э. Розенталя (1984), в работе Н. С. Валгиной «Русская пунктуация: принципы и назначение» (1979) и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ПУНКТУАЦИЯ
позднелат. punctuatio, от лат. punctum — точка), 1) часть грамматики, совокупность правил постановки знаков препинания в письменной речи; 2) расстановка знаков препинания в соответствии с этими правилами. Система совр. рус. П. складывалась с 18 в. на основе достижений в разработке теоретич. вопросов грамматики, в частности теории синтаксиса. Система П. обладает гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие варианты, связанные не только со смысловой стороной письменного текста, но и с его стилистич. особенностями.
В рус. П. выделились 3 осн. направления: логическое, синтаксическое и интонационное. Теоретиком логического, или смыслового, направления был Ф. И. Буслаев, к-рый считал, что « знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему». В отеч. русистике смысловое понимание основ рус. П. нашло выражение в работах С. И. Абакумова и А. Б. Шапиро. Синтаксич. направление в теории П., получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания в первую очередь делают наглядным синтаксич. строй речи, выделяют отд. предложения и их части. Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы (Л. В. Щерба), что в большинстве случаев отражают не грамматическое, а декламационно-психол. расчленение речи (А. М. Пешковский). Несмотря на расхождение во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции П. как важного средства оформления письменной речи: знаки препинания указывают на ее смысловое членение. Вместе с тем в Значит. степени рус. П. строится на синтаксич. основе, а в ряде случаев связана также с интонацией (особенно при чтении диктуемого текста).
Обучение П. в школах Рос. Федерации начинается уже в 1-м классе, когда учащиеся знакомятся с предложением. Затем они овладевают логич. ударением, интонацией не только повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений, но и интонацией прямой речи; знакомятся с правилами употребления точки, вопросит, знака и запятой и пр. На заключит. стадии нач. обучения знания учащихся по синтаксису и П. приводятся в нек-рую систему. При изучении П. в нач. классах обращается внимание на выразительность чтения, на соответствие между интонацией и П. и пр. На уроках русского языка при изучении морфологии и орфографии работа над П. продолжается в практич. плане; сисТематич. курс П. изучается параллельно.
Для выработки навыка постановки знаков препинания необходимо при изучении морфологии и орфографии систематически повторять (с нек-рым углублением) сведения по П., полученные учащимися ранее. При изучении синтаксиса учитель должен связывать изучение П. с наблюдением над паузами и интонацией. Знаки П. — это не только показатели грамматич. структуры предложения, но и знаки выразительности речи. Необходимо научить детей правильно ставить знаки и «читать» их. Выработке навыков «чтения» знаков препинания способствует интонационно-смысловой анализ текста. Выбор нужного знака требует одновременно знания пунктуационного правила и умения производить логико-синтаксич. анализ предложений. Эти умения вырабатываются при систематич. использовании пунктуационных знаков в процессе письма.
Для развития пунктуационных навыков применяются: пунктуационный разбор — объяснение уже расставленных знаков препинания в специально подобранных отрывках или отд. предложениях, сопровождаемое синтаксич. анализом; установление смысловых отношений между отд. членами и составом простых и сложных предложений; письмо заученного наизусть с предварит. разбором П.; расстановка знаков препинания в специально подготовленном тексте и т. д. Изложения, диктанты разных типов, сочинения помогают учащимся глубже осмыслить необходимость употребления тех или иных синтаксич. конструкций и пунктуационных знаков.
Лит.: Ломизов А. Ф., Обучение пунктуации в ср. школе, М., 1975; Блинов Г. И., Методика пунктуации в школе, М., 1978; Рамзаева Т. Г., Львов М. Р., Методика обучения рус. языку в нач. классах, М., 1979; Совершенствование методов обучения рус. языку, М., 1981.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
309.82 кб

Обучение пунктуации в связи с изучением синтаксиса простого предложения

Бабушкин Сергей Матвеевич, Егодурова Виктория Макаровна
В статье рассматривается методика обучения пунктуации в связи с изучением синтаксиса простого предложения. Авторы раскрывают ход эксперимента в 7 классе Кижингинской школы Республики Бурятия, посвященного типам предложений.
Читать PDF
164.22 кб

Возможности использования работы над явлением авторской пунктуации для повышения пунктуационной грам

Васильева Мария Александровна
В статье рассматривается проблема методического освоения пунктуационных понятий в школьной практике.
Читать PDF
239.28 кб

Обучение русской пунктуации

Магомед-Касумов Грозбек Магомедрасулович
Статья посвящена обучению русской пунктуации в национальной школе. Знание теоретических основ русской пунктуации способствует выработке у учащихся пунктуационных навыков.
Читать PDF
87.62 кб

Обучение пунктуации иностранного языка

Борзенкова А.А., Котеняткина И.Б.
Статья посвящена изучению системы пунктуации на занятиях по иностранному языку. Несмотря на то, что пунктуация является неотъемлемой частью системы любого языка, она часто «остается за кадром» при изучении иностранного языка.
Читать PDF
130.46 кб

Система упражнений в коррекционной работе по орфографии и пунктуации в 10-11 классах

Малявина Т.П.
В статье представлена система упражнений, а также подробно рассмотрены приемы работы по орфографии и пунктуации на завершающем этапе обучения русскому правописанию (10-11-й классы), направленные на организацию продуктивной коррекц
Читать PDF
2.77 мб

Особенности пунктуации вьетнамского языка и ее влияние на формирование пунктуационной грамотности ин

Ярица Людмила Ивановна, Ле Тхи Ким Нган .
Рассматривается вопрос пунктуационной грамотности иностранных студентов при обучении неродному (русскому) языку, о влиянии пунктуационной системы родного (вьетнамского) языка на обучение иностранных студентов.
Читать PDF
1.93 мб

РОЛЬ ПУНКТУАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ

Жердева Оксана Николаевна
Статья посвящена обсуждению вопроса обучения пунктуации студентов, анализу часто встречающихся пунктуационных ошибок.
Читать PDF
223.15 кб

Формирование пунктуационной компетентности у учащихся старших классов белорусской школы при изучении

Смирнова Лариса Вячеславовна
В статье обоснованы педагогические условия формирования у учащихся старших классов белорусской школы пунктуационной компетентности при изучении русского языка.
Читать PDF
1.94 мб

К ВОПРОСУ О ПУНКТУАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ АНГЛИЙСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Абубакарова Елена Викторовна
Расширение международного сотрудничества в различных сферах жизнедеятельности современного общества способствует укреплению роли английского языка.
Читать PDF
423.17 кб

Пунктуационные действия: умения или навыки?

Булохов Виктор Яковлевич
В статье проводится мысль о том, что пунктуационные действия это не навыки, а умения. Память руки и органов зрения здесь не играют существенной роли, поэтому устные упражнения должны преобладать над письменными.
Читать PDF
331.09 кб

Формирование основ синтаксического анализа и пунктуационных навыков в 1–2-м классах начальной школы

Курышева М. В.
Статья носит методический характер и освещает некоторые сложные и спорные вопросы обучения синтаксическому анализу в начальной школе.
Читать PDF
324.88 кб

Предупреждение пунктуационных ошибок в предложениях, осложненных сравнительными оборотами и однородн

Ашимова А.Ф.
В статье рассматриваются основные правила по предупреждению ошибок на письме у учащихся.

Похожие термины:

  • АВТОРСКАЯ ПУНКТУАЦИЯ

    1. Регламентированные и нерегламентированные знаки препинания в авторской рукописи; 2. Особенности пунктуационного оформления текстов того или иного писателя, имеющие индивидуальный характер (на
  • ПУНКТУАЦИОННЫЕ НОРМЫ

    совокупность правил пунктуации, которые регламентируют на письме употребление или неупотребление определённых знаков препинания в предложении и тексте. Так, в предложении Пушкин — поэт П.н. явля
  • ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ

    нарушения норм пунктуации, которые происходят в результате неиспользования или неправильного использования пишущим необходимого знака препинания. П.о. противопоставляются Пунктуационной норме