Конкретизация

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Конкретизация
логически организуемый процесс переходе от абстракции к более «конкретным» вариантам содержания исходной мысли (см. логическую форму систематического уточнения)

Источник: Методологический словарь для стратегов

Конкретизация
от лат. concretus — сгущенный, уплотненный) — возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более определенного, наглядного раскрытия содержания.

Источник: Исследовательская деятельность

КОНКРЕТИЗАЦИЯ
от лат. concretes — сгущенный, уплотненный) — возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более определенного, наглядного раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном; когда просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний. В обучении конкретизация — один из методических приемов объяснения нового материала.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

КОНКРЕТИЗАЦИЯ
от лат. concretus - сгущенный, сложившийся) — включение изучаемого явления (понятия, события и т.п.) в многообразие действительных связей и отношений; один из приемов познания. К. в единстве с абстракцией дает обобщенное знание и позволяет увидеть за общими положениями конкретные факты, а конкретные факты понять как единичные проявления их общего основания, которые лишь в этих частных фактах находят свое выражение. К. осуществляется в чувственно-наглядной или словесной форме. Наглядными средствами К. выступают таблицы, предметы и др.; словесно-отвлеченная форма К. осуществляется путем пояснений. В обучении К. чаще используется при разъяснении нового материала. Применение различных форм и средств К. в процессе обучения зависит от характера изучаемого материала. Вместе с абстракцией и обобщением К. - необходимое условие формирования теоретического мышления учащихся.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КОНКРЕТИЗАЦИЯ
процесс, противоположный абстрагированию, то есть нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего и сложного. Человек первоначально образует различные абстракции, а затем на их основе посредством конкретизации воспроизводит эту целостность (мысленное конкретное), но уже на качественно ином уровне познания конкретного. Поэтому диалектика выделяет в процессе познания в координатах «абстрагирование
- конкретизация» два процесса восхождения: восхождение от конкретного к абстрактному и затем процесс восхождения от абстрактного к новому конкретному (Г. Гегель). Диалектика теоретического мышления и состоит в единстве абстрагирования, создания различных абстракций и конкретизации, движения к конкретному и воспроизведение его. (См. также мышление). Конкретизация – один из теоретических методов-операций, присущий любой деятельности, в т.ч. образовательной деятельности обучающегося и педагогической деятельности. Литература: [19].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

КОНКРЕТИЗАЦИЯ
от лат. concretus- сгущенный, уплотненный, сложившийся), включение изучаемого явления (понятия, события и т. п.) через абстрактное понятие в многообразие действит. связей и отношений; один из приемов познания. В отличие от абстракции К. предполагает воссоздание возможно полного знания о реальном предмете.
Применение К. в обучении основывается на единстве конкретного и абстрактного в познании. С помощью К. раскрывается содержание науч. абстракций путем включения их в систему соответствующих реальных фактов и отношений. В силу этого знание, содержащееся в абстрактном понятии в сокращенном виде, становится полным конкретным знанием, сохраняя при этом обобщенную форму. К. отличается от иллюстрации и примера, к-рые поясняют к.-л. правило применительно к частному отд. случаю.
К. осуществляется в чувственно-наглядной или словесной форме. В качестве наглядных средств К. выступают предметы, таблицы и др. Напр., представить характерные особенности к.-л. местности помогает топографич. план этой местности, физич. карта или просто картина. Словесно-отвлеченная форма К. осуществляется путем пояснений.
В обучении К. — один из метод. приемов, используемых при разъяснении нового материала. Так, для усвоения учащимися нового понятия, напр. подлежащего, очевидно, недостаточно сообщения о его существенном признаке (подлежащее — это слово или слова, к-рые указывают, о чем говорится в предложении, предмет мысли). Нужно организовать работу учащихся по усвоению этого признака на материале всех типичных грам-матич. форм, к-рыми может быть выражено подлежащее, — имени существительного, глагола в неопределенной форме и т. д. Такое варьирование всех типичных форм, а не умножение конкретных примеров на к.-л. одну или неск. форм обеспечивает К. понятия «подлежащее». К. в единстве с абстракцией позволяет учащимся увидеть за общими положениями конкретные факты, а конкретные факты понять как единичные проявления их общего основания, к-рые лишь в этих частных фактах находят свое выражение. Напр., в курсе истории учащиеся знакомятся с социальными революциями разных типов (бурж., социалистическими и др.). Исторически-конкретное понимание изучаемой революции требует абстрактного знания осн. черт, обязательных для революции каждого типа, знания движущих сил и целей революции. Увидеть типичные черты в своеобразной для каждой революции форме — значит. конкретизировать абстрактное понятие революции.
Применение разл. форм и средств К. в процессе обучения зависит от характера изучаемого материала. Так, в биологии целесообразно использовать картины, изображающие жизнь растений и животных, экскурсии, практич. работы самих учащихся. При изучении истории наряду с привлечением иллюстраций на ист. темы большое значение приобретает К. в словесной форме. Грамматика требует преим. словесно-понятийной К. Использование в шк. обучении разл. средств К. зависит также от познават. возможностей учащихся, от их возраста. Словесное пояснение ист. событий, вполне достаточное для ст. школьников, может оказаться недоступным для младших. Тогда следует воспользоваться наглядными средствами, представляющими типические конкретные формы какого-то абстрактного понятия. С увеличением знаний, с обогащением жизненного опыта достигается все большая независимость от чувственно-наглядных форм К. В конечном счете процесс К., выбор ее способов и средств зависят от организации уч. деятельности в целом, от того, реализует она формирование у учащихся мышление эмпирич. или теоретич. типа. В эмпирич. мышлении К. выступает в форме наглядных примеров, частных случаев и реализует принцип наглядности в обучении. Формирование теоретич. мышления предполагает вслед за выделением в результате анализа генетически исходного (основного, всеобщего) отношения нек-рой предметной системы К. путем выведения и объяснения его особенных и единичных проявлений (с помощью моделирования, схематизации, применения др. знаково-символических, а также наглядных средств).
Понимание обучения как активного процесса требует, чтобы средства К. использовались учащимися в их собств. действиях с уч. материалом при решении разл. задач, выполнении упражнений и в др. самостоят. работах. Так, в физике абстрактное понятие о давлении твердых тел конкретизируется в процессе решения специально подобранных задач, напр. при подсчете давления, оказываемого человеком на землю, когда он имеет разную площадь опоры (в одном случае стоит на снегу на лыжах, в другом — в ботинках). Разные результаты подсчета в этих случаях убеждают учащихся в том, что давление — это отношение между всей давящей силой и площадью опоры.
Вместе с абстракцией и обобщением К. — необходимое условие формирования теоретич. мышления учащихся.
Лит.: К а б а нов а — M с л л с p E. H., Психология формирования знаний и навыков у школьников, М., 1962; Талызина Н. Ф., Управление процессом усвоения знаний, М., 1975; Давыдов В. В., Маркова А. К., Развитие мышления в шк. возрасте, в кн.: Принцип развития в психологии, М., 1978; Леонтьев А. Н., Психол. вопросы сознательности учения, в его кн.: Избр. психол. произв., т. 1, М., 1983; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986, гл. 4; СалминаН. Г., Знак и символ в обучении, М., 1988.
А. Н. Ждан.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
349.82 кб

Конкретизация направленности физической подготовки отдельных категорий военнослужащих Военно-Воздушн

Дмитриев Григорий Геннадьевич, Пугачев Игорь Юрьевич, Блаженко Сергей Иванович
В работе на основе глубокого профессиографического и ретроспективного анализа изучены и представлены положения конкретизации направленности физической подготовки отдельных категорий военнослужащих Военно-воздушных сил РФ.
Читать PDF
296.43 кб

Конкретизация цели обучения деловому английскому языку в неязыковых вузах экономического профиля

Тарнопольский Олег Борисович
Делается попытка рационально конкретизировать и ограничить цели обучения деловому английскому языку в неязыковых вузах экономического профиля с тем, чтобы сделать эти цели оптимально достижимыми в существующих условиях преподавани
Читать PDF
280.24 кб

Конкретизация задач проектирования цифровых ресурсов иноязычного образования для становления лингвис

Никитина Елена Юрьевна, Тихонова Анастасия Леонидовна
В статье конкретизируются задачи проектирования цифровых ресурсов иноязычного образования, предназначенных для становления лингвистической компетенции будущих учителей иностранного языка.
Читать PDF
270.03 кб

Конкретизация целевого компонента как методическое условие повышения эффективности начальной професс

Крылова Е. М.
В статье рассмотрен целевой компонент начальной профессиональной подготовки курсантов. Проанализированы цель и задачи обучения. Автором предложен и обоснован новый способ реализации цели начальной профессиональной подготовки.
Читать PDF
3.06 мб

Ситуационный подход как конкретизация личностно-ориентированной парадигмы профессионального образова

Макарова О.А., Ковардакова М.А.
В статье рассматривается вопрос о необходимости смены классической образовательной парадигмы на личностно-ориентированную. Формулируются сущностные черты приоритетных методологических подходов в профессиональном образовании.
Читать PDF
51.27 мб

Конкретизация направлений развития школьного образования в современном обществе

Султанова Татьяна Анатольевна
В статье раскрываются современные направления развития школьного образования в контексте мировых модернизационных процессов.
Читать PDF
263.07 кб

О конкретизации целей обучения в условиях инновационного образовательного процесса

Бутакова Ольга Алексеевна
В статье обсуждается сущность педагогической инновации, ее функция в современном образовательном процессе, ее роль в становлении личностных качеств обучающихся. Предлагаются новые пути организации образовательного процесса.
Читать PDF
368.57 кб

Этика успеха: от идейно-нравственной доктрины - к проектно-ориентированной конкретизации в ценностях

Бакштановский Владимир Иосифович
Проблематизация этики успеха в двух ее форматах идейно-нравственной доктрины и проектно-ориентированной конкретизации актуализирована ситуацией кризиса ценности успеха.
Читать PDF
1.13 мб

Контекстный подход в системе приоритетных подходов, обеспечивающих реализацию и конкретизацию личнос

Яковлева Ирина Геннадьевна
Статья посвящена проблеме разработки и реализации контекстного подхода к подготовке специалистов в учреждениях среднего профессионального образования.

Похожие термины: