Гордость
Гордость
категория, отражающая высокую оценку человеком своих или чьих- либо достижений, осознание своего соответствия высоким моральным ценностям.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Гордость
1) чувство, отражающее высокую оценку человеком воих или чужих достижений или заслуг, осознание их соответствия ценностям и образцам; 2) моральное чувство, отражающее уважение человека к себе, собственное достоинство и независимость.
ГОРДОСТЬ
1) чувство, к-рое отражает высокую оценку человеком своих или чужих (др. человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравств. ценностям и образцам; регулятивная роль Г. определяется тем, что она ориентирует человека на эти ценности и образцы; 2) моральное чувство, отражающее собств. достоинство, самоуважение и независимость личности. В случае утраты человеком критич. отношения к себе Г. переходит в самомнение, самоуверенность, чванство, высокомерие и др. качества, оборачивается гордыней — непомерной Г. Р. г. Апресян.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
Гордость
нравственное качество личности, проявляющееся, с одной стороны, как чувство собственного достоинства, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам. С другой стороны, это качество выражается как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство, а для просвещенного человека – это еще познавательная всеядность. Полярность значений «гордости» – явление редкое для нравственных качеств личности. В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой. При воспитании детей следует помнить об этой двойственной природе гордости. Воспитывая гордость за семью, школу, профессию, можно сформировать чувство исключительности, неуважения к другим. Гордыня является пороком, человеческим грехом, осуждаемым православной верой.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГОРДОСТЬ
черта характера, выражающаяся в чрезвычайно высокой оценке человеком собственных достоинств. Г. может трактоваться и как добродетель, и как порок. Этические аспекты порочной Г. получили раскрытие в древнегреческой трагедии. Аристотель в своей теории пороков и добродетелей затрагивает сугубо нравственные проявления порочной Г., связанные с завышенной самооценкой. В восточно-христианской аскетической литературе Г. и предшествующее ей тщеславие венчают список восьми порочных помыслов и понимаются как две последовательные стадии стремления к собственному возвеличению. В отличие от противостоящей им добродетели "смирения", эти пороки характеризует непреодолимая потребность в показе, во-первых, своего превосходства над ближними и, во-вторых, независимости от Божеств. Гордый человек не признает слабости своей греховной природы и воспринимает себя как безусловное бытие, он стремится к полному "уничижению" ближнего или к ничем не ограничиваемому господству над ним. Поворот к антропоцентризму, секуляризации представлений о месте человека в мире, определявших с эпохи Возрождения облик европейской философии, привели к складыванию новоевропейской позитивной трактовки Г. Согласно этой трактовке, Г. стала пониматься как один из синонимов человеческого достоинства, самоуважения, независимости.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря