Гедонизм

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гедонизм
[греч. hedone – удовольствие) – система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высшим благом и критерием человеческого поведения.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

ГЕДОНИЗМ
этико-психологическое учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ГЕДОНИЗМ
(греч. hedone наслаждение) этическое учение, а также система взглядов и убеждений, образ жизни, считающие наслаждение высшим благом и критерием человеческого поведения и сводящие к нему все многообразие моральных требований.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ГЕДОНИЗМ
установка на наслаждение как на высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований. Для гедонизма чувство наслаждения считается путеводной звездой в лабиринте нравственных переживаний человека.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

ГЕДОНИЗМ
этико-психол. учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.

Источник: Педагогический словарь

Гедонизм
гр. – наслаждение) – этическое учение, утверждающее смыслом человеческой жизнедеятельности получение наслаждения, физического и духовного, и принятие всего того, что ведет к нему. Всю систему моральных норм и требований гедонизм сводит к получению радостей, удовольствий, к удовлетворению своих желаний, от силы и количества которых определяется качество жизни человека. Стремление к наслаждению в этом учении рассматривается как врожденное человеческое свойство и как движущая сила развития. В жизни гедонизм проявляется как мировоззренческая позиция конкретного человека, какого-либо сообщества и даже народа. Следование этим взглядам побуждает человека к созданию комфортной среды для себя («Красиво жить не запретишь), способствует появлению отрицательных нравственных черт (сребролюбия, властолюбия, корыстолюбия, чревоугодия), снижает способность человека к выживанию в экстремальных ситуациях. Вместе с тем, гедонизм может способствовать творчеству, увлеченности наукой и профессиональной деятельностью. На основе этого учения вырос особый тип гедонистической культуры.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Гедонизм
тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения, гедонизм берёт начало от Аристиппа Киренского. В учениях Киренского гедонизм складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у Киренского обнаруживается двойственность гедонизма как практического учения. С одной стороны, в той мере, в какой гедонизм утверждал самоценность личности, в нём очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами. Гедонизм оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя гедонизм, Аристотель высказал следующие аргументы: а) удовольствие само по себе не есть собственно благо; б) не всякое удовольствие достойно избрания; в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником. Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации гедонизма, которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души. В христианской средневековой традиции идеям гедонизма не было места, и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

ГЕДОНИЗМ
от греч. hedone - наслаждение) 1. тип этических учений, в которых все моральные определения (понятия добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). Как тип этического учения Г. берет начало от Аристиппа Киренского. В учениях киренаиков Г. складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу. Именно у киренаиков обнаруживается двойственность Г. как практического учения: с одной стороны, в той мере, в какой Г. утверждал самоценность личности, в нем очевидны гуманистические черты (вполне проявившиеся в учениях эпикуреизма, эвдемонизма, утилитаризма), с другой стороны, в той мере, в какой предполагалось, что удовольствие является высшей ценностью и его получение допустимо любыми средствами, Г. оказывался возможной основой для апологии зла и аморализма. Критикуя Г., Аристотель высказал следующие аргументы: а) удовольствие само по себе не есть собственно благо, б) не всякое удовольствие достойно избрания, в) существуют некоторые удовольствия, достойные избрания сами по себе, различающиеся при этом видом или источником. Это положение предопределило ту модуляцию в аргументации Г., которая получила развитие в эвдемонизме. Таков Г. Эпикура, который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души (см.Эпикуреизм). В христианской средневековой традиции идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников. В новоевропейской мысли 17-18 вв. идеи Г., с одной стороны, оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Юм, К.А. Гельвеций), и эта традиция находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, а с другой - со временем перемещаются в контексты рационалистического перфекционизма и социальной организации, в одном случае, и утопии аморальной вседозволенности, в другом, которые, в конечном счете, привели к кризису Г. как философского мировоззрения. К. Маркс, З. Фрейд и другие с разных позиций сформулировали относительно наслаждения как практически-поведенческого и объяснительно-теоретического принципа положения, концептуально оформившие этот кризис. В марксизме - в порядке социально-философской критики Г. - было показано, что не наслаждения и страдания определяют деятельность человека, которая носит социальный характер, а, наоборот, социальные связи человека, в рамках которых разворачивается его деятельность, задают способ и содержание наслаждений. Фрейд с психологической точки зрения показал, что удовольствие, будучи исходным, не может быть универсальным принципом поведения общественного индивида. В свете такой критики Г. уже не мог восприниматься как теоретически серьезный и достоверный этический принцип. Удовольствие становится предметом специального рассмотрения частных наук, например психологии или теории потребления. 2. Система нравственных установок, согласно которым добро есть наслаждение, а зло - страдание.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ГЕДОНИЗМ
от греч. hedone -наслаждение), этич. учение, а также система взглядов и образ жизни, считающие наслаждение высш. благом и критерием человеческого поведения и сводящие к нему все многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривалось как осн. движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его действия. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму. Возник в Др. Греции в учении Аристиппа (4 в. до н. э.), считавшего, что добром является все, что доставляет человеку наслаждение. Его последователи исходили из того, что любое наслаждение и действие, ведущее к нему, оправданы. наиб. известен своим обоснованием Эпикур (3 в. до н. э.), учивший, что лишь естественные и необходимые удовольствия достойны, поскольку они не разрушают внутр. невозмутимость души. В эпоху Возрождения идеи Г. развивались в духе гуманистич. этики и утверждали ценность человека во всех его жизненных проявлениях (напр., в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»). Для просветителей 18 в. Г. был одним из средств борьбы с религиозно-догматич. мировоззрением. В дальнейшем Г. нашел наиб. полное выражение в утилитаризме.
Т. осн. на стремлении человека получить наслаждение. Как целостное отношение к миру Г. может принимать разл. формы и содержание. Гедонистич. мировоззрение строится на утверждении, что наслаждение — непременная предпосылка моральности, т. к. нельзя требовать добродетели от человека страдающего, желания к-рого не удовлетворены; счастье заключается в легкости и безмятежности существования и т. п. Принятие наслаждения в качестве высш. цели, как правило, связано с отрицанием регулирующих обществ. норм, препятствующих получению макс, наслаждения. Гедо-ник стремится получить наслаждение любой ценой, что неизбежно ведет к разнузданности. При этом меняется восприятие личностью окружающего мира: человек осознает себя лишь через наслаждение, а сам объект наслаждения превращает в предмет утоления страсти. В крайнем проявлении страсть может утоляться за счет страдания др. человека, поэтому одно из предельных воплощений Г. — садизм.
Гедонистич. характер человека может обнаружиться в жажде власти, в хамстве (наслаждение здесь доставляет сознание собств. исключительности и возможность безнаказанно унизить др. человека). Вместе с тем стремление к наслаждению может быть возвышенно и удовлетворено в утонченном общении, творчестве. Обращение к Г. может означать несогласие, протест человека против тех социальных структур, в к-рые он оказался включенным помимо своей воли. Однако, как правило, такой вызов обществу выливается в квиетизм, в малодушный уход от действительности.
В большой степени Г. характерен для отроческого и юношеского возраста, гл. обр. в силу социального статуса молодежи, в большинстве своем еще не обремененной семьей. Кроме того, у молодых людей в связи с их возрастными, психол. особенностями стремление к наслаждению в меньшей степени, чем у взрослых, вступает в противоречие с реальностью, существенно его ограничивающей. Долго сохраняющееся Гедонистич. мировосприятие может свидетельствовать об инфантилизме личности, эгоистич. сконцентрированности на себе. Г. нередко провоцируется социальным устройством общества, не дающим развивать гражд. активность молодежи или не предоставляющим ей возможностей для удовлетворения потребностей, в т. ч. в сфере досуга.
P Г Апресян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
252.67 кб

Гедонизация игровой культуры молодежи: что может противопоставить этому современное образование?

Репринцева Е. А.
Reprintseva Y.A. Hedonization of the youth's game culture: is there anything the modern education can oppose to it?
Читать PDF
252.67 кб

Гедонизация игровой культуры молодежи: что может противопоставить этому современное образование?

Репринцева Е. А.
Reprintseva Y.A. Hedonization of the youth's game culture: is there anything the modern education can oppose to it?