БРОДСКИЙ Николай Леонтьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

БРОДСКИЙ Николай Леонтьевич (1881-1951)
литературовед, действительный член АПН РСФСР (1947). Вел научно-педагогическую работу в МГУ, МГПИ и других вузах Москвы; с 1941 в Институте мировой литературы им. М. Горького. Соавтор книги для занятий родным языком "Наш мир" (1908; 10 изд., 1923), хрестоматий. Автор научно-популярных биографий М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, работ о Д.И. Фонвизине, В.Г. Белинском, Н.А. Добролюбове, И.С. Тургеневе и др., историко- литературных комментариев к произведениям русских писателей и поэтов.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

БРОДСКИЙ Николай Леонтьевич
15(27).11.1881, Ярославль, — 5.6.1951, Москва], литературовед, д. ч. АПН РСФСР (1947), дер филол. наук, проф. (1926). Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та (1904), преподавал в Екатерино-славском коммерч. уч-ще. Вел науч.-пед. работу в МГУ (1918—23, 1943—51), Инду стр. пед. ин-те им. К. Либкнехта (1926—29), МГПИ (1933—41). С 1941 в Ин-те мировой лит-ры им. А. М. Горького. Соавтор книги для занятий родным языком «Наш мир» (1908, 1918—2310), «Ист.-лит. хрестоматии» (ч. 1—4, 1914), а также хрестоматий «Родной язык во второй ступени» (1926) и «Рус. лит-ра» для ст. кл. (1934). Участвовал в составлении программ по лит-ре для ср. школ (1941) и пед. ин-тов (1947). Автор науч.-популярных биографий М. Ю. Лермонтова (т. 1, 1945), А. С. Пушкина (1937), работ о Д. И. Фонвизине, В. Г. Белинском, Н. А. Добролюбове, И. С. Тургеневе и др. (многие из к-рых создавались как пособия для ср. школы). Особое место в метод. наследии Б. принадлежит ист.-лит. комментариям, адресованным учителю: к стих. Лермонтова «Бородино» (1948), романам Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1933) и Пушкина «Евгений Онегин» . В понимании Б. жанр уч. комментирования предполагал точное филол. толкование худож. текста (от слова к образу) путем воссоздания деталей обществ. эпохи и лит. контекста, через рассмотрение эволюции характеров героев и выявление своеобразия худож. манеры автора. Успешное развитие этого метода в щк. практике способствовало, по убеждению Б., формированию у уч-ся культуры чтения и понимания худож. произведений. Соч.: Рус. лпт-ра. Хрестоматия для 9 кл., М., 1956 (соавт.); Рус. лит-ра. Хрестоматия для 8 кл. ср. школы, M. (соавт.).
Лит.: Н. Л — Бродский. [Некролог], ЛШ, 1951, № 5. Д. А. Ермаков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия