МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства в межкурсовой период. ( В.И. Зверева)

Источник: Терминологический словарь современного педагога

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
это деятельность по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса. ( Н.В. Немова).

Источник: Терминологический словарь современного педагога

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
в образовании Российской Федерации – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цель методической работы – освоение преподавателем наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения студентов.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства педагогов школы. ( М.М. Поташник)

Источник: Терминологический словарь современного педагога

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
это особый вид педагогической и исследовательской деятельности как самих учителей так и руководителей школы, который не нужно путать или отождествлять ни с деятельностью по управлению школой, ни с инновационной деятельностью по разработке и введению новшеств с педагогической – по обучению и воспитанию школьников.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Методическая работа
в образовательных учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом. Методическая работа осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей в образовательных учреждениях РФ. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса, содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований, органично соединяется с повседневной практикой педагога.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом. М. р. осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Основные направления, содержания и формы М. р. определяет педагогический совет учебно-образовательного учреждения (Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Ррдкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 528 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// илwww.edu.ru; http:// www.dictionary.fio.ru). В. И. Галака

Источник: Глоссарий современного образования.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
подсистема системы непрерывного образования педагогов – учителей, преподавателей, воспитателей, тьюторов и т. д. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания обучающихся; повышение уровня общепедагогической, психологической и методической подготовленности педагога к организации и ведению педагогического процесса; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Основные направления, содержание и формы методической работы определяет педагогический (или ученый) совет образовательного учреждения. Как правило, непосредственным руководителем методической работы является заместитель директора (проректор) по учебной, учебно-воспитательной работе. Из опытных руководителей подразделений, педагогов в образовательном учреждении формируется методический (научно-методический) совет – координационный центр методической работы и рабочий орган педагогического (ученого) совета. В образовательных учреждениях создаются методические объединения (комиссии) по учебным предметам и циклам предметов, по виду воспитательной работы (классных руководителей, кураторов и др.). В рамках объединений организуются семинары, конференции, педагогические чтения, индивидуальные и групповые консультации, собеседования и т. п., а также наставничество. Одна из основных форм методической работы – посещение открытых уроков, лекций и т. п. и внеклассных занятий с последующим педагогическим анализом и коллективным обсуждением. При планировании содержания методической работы особое внимание уделяется индивидуальным результатам деятельности педагогов, качественному составу педагогического коллектива, особенностям кадровой ситуации в образовательном учреждении, а также сложившимся в нём традициям. Одна из важных особенностей методической работы – её творческий характер. Поддержанию духа творчества способствуют совместная разработка конкретной методической проблемы, избранной педагогическим коллективом, организационнодеятельностные и деловые игры с моделированием различных психолого-педагогических ситуаций, школы передового опыта. Методическая работа организуется с учётом возможности для педагогов ознакомиться с опытом коллег-педагогов на занятиях в институтах (академиях) повышения квалификации (институтах усовершенствования учителей, региональных институтах развития образования) и других учреждениях повышения квалификации. Литература: [56].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
в образоват. учреждениях Рос. Федерации, часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели М. р.: освоение наиб. рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактич. и метод. подготовленности педагога к организации и ведению уч.-воспитат. работы; обмен опытом между членами пед. коллектива, выявление и пропаганда актуального пед. опыта. М. р. ориентирована на достижение и поддержание высокого качества уч.-воспитат. процесса в школе. Она осуществляется в течение уч. года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков пед. анализа, теоретич. и эксперим. исследований.
Осн. направления, содержание и формы М. р. определяет пед. совет уч. заведения. Как правило, непосредств. руководителем М. р. является заместитель директора по уч.-воспитат. работе. Из опытных учителей, классных руководителей и др. педагогов в школе формируется метод. совет — координац. центр М. р. и рабочий орган пед. совета. В плане М. р. применительно к условиям конкретной школы получают отражение актуальные социально-пед. проблемы и программные требования. М. р. организуется с учетом возможности для учителей непосредственно ознакомиться с опытом коллег-педагогов на занятиях в институтах усовершенствования учителей, др. учреждениях повышения квалификации.
При планировании содержания М. р. особое внимание уделяется индивидуальным результатам деятельности педагогов, качеств, составу пед. коллектива, особенностям кадровой ситуации в образовал1, учреждении, а также сложившимся в нем традициям и формам М. р.
В городских и крупных сел. школах создаются метод. объединения (комиссии) по предметам и циклам предметов (естеств.-матем., обществоведческому и др.), по виду воспитат. работы (классных руководителей и др.). Такие объединения могут быть общешкольными или — в необходимых случаях — дифференцированными по ступеням обучения. Работа педагогов в объединениях направлена на обеспечение постоянного единства воспитат. работы в школе и на практич. решение проблем межпредметных связей, выработку единых пед. требований к изучению близких и смежных тем, к применению терминологии уч. предметов, к расчетам и оформлению задач и т. п.
В рамках объединений организуются семинары, конференции, пед. чтения, индивидуальные и групповые консультации, собеседования и т. п., а также наставничество. Одна из осн. форм М. р. — посещение открытых уроков и внеклассных занятий с последующим пед. анализом и коллективным обсуждением (работа педагога оценивается не только в частнометодическом, но и в обще дидактическом и идейно-воспитательном аспектах).
Одна из важных особенностей М. р. — ее творческий характер. Поддержанию духа творчества способствуют совместная разработка конкретной метод. проблемы, избранной пед. коллективом, организа-ционно-деятельностные и деловые игры с моделированием разл. психолого-пед. ситуаций, школы передового опыта. Формы М. р. в конкретных условиях имеют разную эффективность (в т. ч. и для каждого педагога), но в совокупности они дополняют друг друга, разнообразят проф. общение коллег.
В планировании и организации коллективных метод. мероприятий, проводящихся в течение рабочего дня учителей, важное значение имеет тщательный выбор времени и сроков, к-рые должны быть приемлемы для всех участников М. р. и не нарушать установленного внутр. распорядка. Необходим также учет времени, требующегося на индивидуальную подготовку к метод. занятиям. В школе создаются метод. кабинеты и уголки, в к-рых подбираются и систематизируются Тематич. разработки, поурочные планы лучших педагогов, устраиваются выставки. Руководители метод. объединений, учителя-методисты подбирают лит-ру по отд. темам, выступают с обзорами новинок этой лит-ры; организуют библиографич. картотеки и т. п.
При необходимости в школе созывается оперативное метод. совещание, на к-ром педагоги знакомятся с официальными метод. документами или обсуждают неотложные вопросы организации уроков и воспитат. работы.
Учителя малокомплектных школ работают, как правило, в межшкольных метод. объединениях, создаваемых органами образования на базе опорных школ.
Лит.: Горская Г. И., Чуpакова Р. Г., Организация уч.-воспитат. процесса в школе, M. M. M. Поташник.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
основанная на достижениях науки и педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, а в конечном счете на рост уровня образованности, развитости и воспитанности учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования.
М.р. проводится в целях развития образовательной системы «образовательное учреждение начального профессионального образования» и включает в себя комплекс мероприятий по созданию условий инженерно-педагогическим работникам для работы в соответствии с задачами, стоящими перед профессиональной школой по повышению качества профессионального образования.
Основными задачами М.р. являются:
выявление потребностей педагогических работников в услугах методической службы; разработка конкретных мероприятий по обеспечению необходимых условий педагогическим коллективам для работы в новых социально-педагогических условиях;
разработка нового содержания и форм М.р. в условиях инновационной деятельности учебного заведения с учетом интересов практических работников;
разработка программ развития образовательного учреждения в целях создания учебного заведения нового типа;
отказ от жесткого централизованного планирования внедрения передового педагогического опыта; использование этого опыта на диагностической основе с учетом интересов и возможностей каждого учебного заведения и профессиональной подготовки каждого педагога. Оперативное тиражирование материалов педагогического опыта;
создание сети экспериментальных площадок, авторских школ, широкой сети региональных и всероссийских школ передового опыта.
Содержание работы методической службы носит комплексный характер и включает четыре направления деятельности: технологическое, педагогическое, научное и управленческое.
Технологическое – анализ на диагностической основе педагогической деятельности инженерно-педагогических работников, феноменологическое и нормативное описаниепедагогического труда преподавателей и мастеров производственного обучения, доведение педагогического опыта до уровня педагогической технологии.
Педагогическое – оказание практической помощи педагогическим работникам в совершенствовании педагогического мастерства, повышении квалификации, развитии творческой инициативы и самообразования. Определение средств согласования индивидуальных позиций педагогических работников и консолидация всего педагогического коллектива в рамках цели образовательного учреждения в условиях внедрения образовательных стандартов в практику работы конкретного учебного заведения. Консультационная помощь преподавателям и мастерам производственного обучения в разработке научно-методического обеспечения образовательных стандартов.
Управленческое – создание педагогического коллектива, способного к инновационным преобразованиям учебно-воспитательного процесса в условиях реализации требований государственного стандарта; создание информационного банка данных учебной документации, научной, учебной и учебно-методической литературы; организация работы по разработке комплекса методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; организация педагогических чтений, постоянно действующих семинаров, конкурсов профессионального мастерства; организация и руководство работой педагогического (методического) кабинета – центра методической работы образовательного учреждения по повышению качества профессионального образования.
Научное – организация опытно-экспериментальной работы по апробации новых идей, концепций, программ развития образовательного учреждения; организация экспериментальных площадок по изучению и апробированию учебно-программной документации в условиях стандартизации профессионального образования; оказание помощи научным организациям в проведении экспериментальной работы в области психологии, педагогики, новых технологий профессионального обучения, проводимой на базе образовательного учреждения; проведение научно-практических конференций; оказание помощи администрации образовательного учреждения в работе по мониторингу (отслеживанию) введения образовательных стандартов в практику работы учебного заведения.
Организационно-содержательные условия практической деятельности М.р.: наличие банка информации, доступного для педагогов;
создание системы экспертных услуг, дающих возможность получить квалифицированную оценку деятельности или ее отдельных этапов;
наличие консультативной помощи;
существование координационного центра, обеспечивающего как взаимодействие педагогов, занимающихся близкими проблемами, так и взаимосвязь научного исследования с педагогической практикой учебного заведения.
Основные требования к постановке цели и задачи М.р.:
соответствие цели и задачи методической службы конечным результатам учебной и производственной деятельности педагогического коллектива;
взаимосвязь основных направлений деятельности учебно-методической организации с содержанием методической работы образовательных учреждений по повышению качества профессионального образования, развитию педагогического творчества и повышению квалификации в новых социально-педагогических условиях;
взаимосвязь содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания учащихся в условиях стандартизации профессионального образования;
учет особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных учреждениях, национальных особенностей, традиций, профессиональной квалификации и подготовленности педагогических работников.Исходя из проблем, стоящих перед профессиональной школой по повышению качества профессионального образования, потребностей основных заказчиков в методических услугах, основными целями М.р. в новых социально-педагогических условиях могут быть следующие:
создание необходимых условий педагогическим работникам образовательных учреждений для подготовки конкурентоспособного рабочего в условиях рынка труда;
создание системы методических услуг в соответствии с потребностями основных заказчиков (управленцы, педагоги, наука) по основным проблемам реформирования профессиональной школы;
развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогических работников;
трансляция результатов научных исследований и педагогического опыта в практику работы образовательных учреждений;
создание условий научно-практической работы педагогов в условиях инновационной деятельности учебного заведения;
создание единого информационного банка, обеспечение педагогов необходимой учебно- программной документацией, научной, учебной и методической литературой.
Планирование М.р. в образовательном учреждении начального профессионального образования осуществляется на диагностической основе и оформляется в виде Единого плана методической работы на учебный год.
Единый план М.р. – самостоятельный раздел Плана работы образовательного учреждения, включающий конкретные мероприятия в соответствии с основными направлениями методической работы (см. Коллективные и индивидуальные формы методической работы) в новых социально-педагогических условиях с определением конкретных исполнителей и сроков исполнения.
Цель планирования заключается в выработке единства действий руководителей, педагогических и методических работников в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом образовательного учреждения в условиях реформирования начального профессионального образования.
Основные задачи планирования:
обеспечение выполнения решений федеральных и региональных органов управлений образованием (профессиональным образованием) по вопросам развития профессионального образования;
определение главных, узловых направлений в деятельности педагогического коллектива по вопросам обучения и воспитания учащихся;
определение конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;
воспитание ответственности у членов коллектива. Основные этапы разработки Единого плана М.р.:
– ознакомление с основными постановлениями и решениями государственных органов образования (профессионального образования), с документами региональных органов по основным проблемам профессионального образования;
изучение научных и методических рекомендаций по планируемым вопросам;
маркетинг образовательных услуг; выявление потребностей педагогических работников в услугах методической службы;анализ недостатков содержания Единого плана методической работы за прошедший год; изучение эффективности работы методической службы за прошедший год;
распределение работы по подготовке проекта разделов плана среди членов педагогического коллектива, ответственных за определенные участки деятельности;
коллективное обсуждение отдельных разделов плана членами педагогического коллектива;
рассмотрение проекта плана работы на методических комиссиях (объединениях) и утверждение его на заседании педагогического совета.
Лит.: Методическая служба профессионального образования. Типовые положения. – М., 1993; Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Как создать методическую службу нового типа: Методические рекомендации для методиста-технолога педагогического труда. – М., 1995; В помощь методическому работнику профессионального образования. – М., 1997; Олифиренко Т.И. Планирование работы учебно-методической организации профессионального образования в новых социально-педагогических условиях: Методические рекомендации. – М., 1994; Олифиренко Т.И. Содержание и организация методической работы в профессиональном учебном заведении. – М., 1994.
Т.И. Олифиренко

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
549.24 кб

Система методической работы школы

Нургожина Анар Амандыковна
В статье анализируется система методической работы школы, ее цели, задачи, формы проведения.
Читать PDF
280.56 кб

Организация учебно-методической работы

Бурцева Е.
Читать PDF
578.36 кб

Организация и содержание методической работы

Квагинидзе В. С., Мурзина О. В., Дудник Н. А.
Представлены основные этапы организации методической работы преподавателей, дан анализ основных форм методической работы в образовательном учреждении.
Читать PDF
13.87 мб

Совершенствование методической работы в школе

Аккуратная Анастасия Александровна
в данной статье исследователем представлены и охарактеризованы основные пути повышения методического объединения учителей начальных классов в образовательной организации.
Читать PDF
195.79 кб

К вопросу организации методической работы вуза

Плаксина Ольга Андреевна, Матвеева Татьяна Анатольевна
В статье рассматривается методическая составляющая организации вузовского обучения. Авторами проведены исследование и анализ существующих в вузах страны методических систем.
Читать PDF
252.92 кб

Направления научно-методической работы в лицее

Пронина Л.Н.
В период модернизации российского образования научно-методическая работа в лицее (одном из типов инновационных общеобразовательных учреждений) становится важным фактором.
Читать PDF
674.55 кб

Главное направление — учебно-методическая работа

Лемешевская Елизавета Петровна, Горяев Юрий Аркадьевич
В статье, посвященной 75-летнему юбилею института, обобщен опыт учебно-методической работы ВУЗа. Представлены сведения об организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Читать PDF
630.37 кб

Методическая работа в образовательном учреждении

Буров Константин Сергеевич
В статье рассмотрены различные аспекты организации методической работы в образовательном учреждении: определены ее цели, задачи и формы организации в свете модернизации современного образования.
Читать PDF
2.91 мб

Реформирование методической работы в высшей школе

Соловова Наталья Валентиновна
В статье анализируется современное состояние методической работы в системе высшего профессионального образования, представлены сведения о целях, задачах и приоритетных функциях системы методической работы в вузе.
Читать PDF
107.38 кб

Научно-методическая работа: условия эффективности

Шакуто Елена Александровна
Организация научно-методической работы в колледже сегодня не воспринимается как дань времени, она является необходимым и важным условием эволюционного развития образовательного учреждения.
Читать PDF
111.56 кб

Оценивание эффективности методической работы в ДОУ

Яковлева Г. В.
В статье рассмотрена актуальная проблема современной образовательной практики организация оценивания эффективности методической работы в условиях инноваций.
Читать PDF
5.56 мб

Из опыта организаций. I-но-методической работы в РУО

Гордина С. В., Марчукова О. Н.
Читать PDF
398.05 кб

ФГОС и управление учебно-методической работой в вузе

Гоник Игорь Леонидович, Подлеснов Владислав Николаевич, Андросюк Евгения Романовна, Фетисов Александр Викторович
Проанализирована структура управления методической работой в университете с учетом уровневой подготовки студентов.
Читать PDF
457.05 кб

Методические основы организации логопедической работы

Карпушкина Е. А.
В статье дается обоснование методического подхода к коррекционнопедагогической работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Опора в логопедической работе на теорию П. Я.
Читать PDF
297.26 кб

Направления совершенствования методической работы вуза

Голдобина М.В.
В статье приведены основные вопросы совершенствования методической работы вуза как главного фактора конкурентоспособности и организации учебного процесса и всей учебной деятельности образовательных организаций на рынке образовател

Похожие термины: