педагогическая технология

Найдено 42 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Педагогическая технология
совокупность знаний о способах и средствах осуществления педагогического процесса.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Педагогическая технология
это организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической парадигмой.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

Педагогическая технология
последовательное, непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, этапов состояний педагогического процесса и действия его участников.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Педагогическая технология
научно обоснованное, специальным образом организованное обучение для достижения конкретной, реально выполнимой цели обучения, воспитания и развития обучаемого.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Технология педагогическая
[технология + педагогика] – искусство практической реализации научных знаний о педагогических явлениях, процессах обучения, воспитания и целенаправленного развития.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Педагогическая технология
научно обоснованный и апробированный на практике набор операций по формированию, развитию и контролю знаний, умений, навыков, отношений в соответствии с заявленными целями.

Источник: Словарь-справочник работника системы дополнительного образования детей

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
отвечает на вопросы, связанные с методами обучения и воспитания человека,формирования личности, со средствами обучения, необходимыми для достижения планируемых результатов.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Технология педагогическая
система методов, приемов способов средств моделирования, проектирования, применения и оценки совместной деятельности педагога и обучаемых, направленная на формирование личности с заданными качествами.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Педагогическая технология
это совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического взаимодействия, – ту сторону работы педагога, которая составляет ремесло педагогической профессии.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Педагогическая технология
системный подход создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Источник: Педагогический глоссарий

Педагогическая технология
отработанная система операций и действий, с наибольшей вероятностью обеспечивающая получение искомых результатов, алгоритм педагогического процесса, используемый в типовых ситуациях (см. также раздел «Теория обучения»).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Педагогическая технология
способ организации деятельности педагога и обучающихся, предполагающий достижение заранее поставленных диагностичных (измеримых) целей; способ систематического планирования, применения и оценивания всего процесса обучения.

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке

Педагогическая технология
последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Педагогическая технология
это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

Источник: Словарь по технологиям обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективной формы образования.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

педагогическая технология
системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации научного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов.

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Технология педагогическая
(образовательная) – обоснованная в рамках определенной педагогической концепции модель совместной деятельности субъектов педагогического процесса, характеризующаяся целевыми установками, алгоритмом (последовательностью) действий, специфическими средствами, воспроизводимостью в сходных условиях.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединенная единой концептуальной основой, целями и задачами образования, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития воспитанников. См. КРИТЕРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Педагогическая технология
это научнопедагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личностям ребенка, входящего в культуру (Н. Е. Щербакова).

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Педагогическая технология
(см. технология): (1) – отрасль педагогической науки, исследующая совокупность средств и методов проектирования и практической реализации целесообразно управляемых педагогических систем и условий их функционирования; (2) – научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Технология педагогическая
компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму.

Источник: Словарь по технологиям обучения

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
от греч. techne мастерство, искусство + logos слово, речь). Направление в современной дидактике, занимающееся проблемами применения технических средств в учебном процессе, а также вопросами совершенствования структуры и повышения эффективности учебного процесса. В этом отношении задачи п.т. и общедидактические функции лингводидактических тестов (собственно обучающая, развивающая, учебно-информационная и др.) совпадают.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

Технология педагогическая
в основном рассматривается с двух позиций: как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального достижения педагогической цели - исследовательский (теоретический) подход; как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом) - практико-ориентированный подход. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Педагогическая технология
это последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определенных действий его участников – педагогов и обучающихся; последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, организационных форм и средств осуществления педагогического процесса и т. д.).

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология – это не только использование технических средств в обучении (таково было первоначальное понимание педагогической технологии), но и содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса, а именно: выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность посредством конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. Это совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального и/или профессионального опыта в процессе обучения.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Технология педагогическая
организационно-процессуальная часть педагогической науки, разрабатывающей условия оптимального взаимодействия содержания и форм обучения, его средств и условий, а также учителя и учащихся, направленных на достижение общих дидактических целей. Педагогические технологии предлагают проект учебно-воспитательного процесса, который определяет содержание и структуру учебно-воспитательной деятельности самих учащихся (Г. Костюк). Можно выделить следующие признаки педагогической технологии: а) стандартизацию содержания образования; б) высший уровень организации педагогического процесса; в) сведение мастерства учителя в процессе обучения к минимуму, различая при этом три аспекта технологической деятельности: научный, процессуально-описательный и процессуально-деятельностный, дают им различные определения и классификации. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Педагогическая технология
совокупность средств и методов воспитания из ведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
В 60–70-х гг. понятие «Педагогическая технология» ассоциировалось главным образом с методикой применения технических средств обучения. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические провесы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие технических средств обучения.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

Педагогическая технология
система последовательных, взаимосвязанных между собой действий учителя и учащегося по целенаправленному развитию посредством усвоения учебного материала. Педагогическая технология – это всегда технология развития личности. Ее признаки: цикличная повторяемость этапов, целенаправленность, стандартизированность, вероятностный характер, устойчивость и диагностируемость результата. Педтехнология, в конечном итоге, есть последовательное и непрерывное движение этапов, состояний педпроцесса, состояние смены педситуаций. Педагогическая технология нередко называется образовательной, хотя на самом деле несколько шире ее: педагогическая включает в себя и воспитательную, и образовательную, и управленческую (в сфере образования), и клубно-кружковую и генную технологию, предназначенную для совершенствования личности, ее роста и развития педагогическими средствами.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответ ствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных, поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие технических средств обучения). С дидактической точки зрения педагогическая технология – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Педагогическая технология
[гр. techne – искусство, мастерство + логия + педагогика] – букв. интеграция, сущностное объединение теории (науки) и искусства обучения, воспитания и целенаправленного развития (т.е. образования) подрастающего человека. В такой интеграции и заключается (по Я.А. Коменскому) высшее предназначение «Великой Дидактики», а вслед за этим и дидактики вообще. При этом арсенал педагогических, образовательных средств разрабатывается и обосновывается педагогикой-наукой, а реализация этих средств в виде оптимальных алгоритмов (линейных и нелинейных), ориентированных на различные психосоматические типы обучаемых, различные образовательные ситуации и типы образовательных заведений – это проблема педагогики как искусства. Системное овладение педагогической наукой и педагогическим искусством (в их единстве и целостности) характеризует педагогическое мастерство и отдельного педагога, и педагогических коллективов.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Технология педагогическая
процессуальная часть педагогической культуры, имеющая собственные компоненты (цель, условия, содержание, средства, результат). Различают традиционное и гуманистическое понимание Т.П.: в традиционной педагогике преобладает технократический подход — Т.П. как точно установленная последовательность применения методов, способов и приемов педагогической деятельности, направленная на достижение заданного результата — необходимых качеств обученности и воспитанности; в гуманистической педагогике Т.П. является целостной моделью (гибким алгоритмом) реализации педагогической концепции, обеспечивающей “выход на личность” посредством создания культуросообразной среды личностного развития, организации смыслопоисковой деятельности и оказания педагогической поддержки самоорганизации личности. Здесь технологичность возможна на уровне общего подхода, плана действий, а не жесткого распределения шагов и шажков учителя.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
1) совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса. (Б.Т. Лихачев); 2) это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. (В.М. Монахов); 3) это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); 4) это содержательная техника реализации учебного процесса. (В.П. Беспалько); 5) есть область исследования теории и практики в рамках системы образования, имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специальных и потенциально воспроизводимых педагогических результатов. (Митчелл).

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Педагогическая технология
совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; это организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев); содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько); описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков); продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов); системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин); научно обоснованная система методов, способов, приемов и технических средств, обеспечивающая обучение с заданными показателями определенной категории учащихся данному предмету в условиях, учитывающих временные и финансово-экономические ограничения (В.А.Чошанов).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Направление в современной дидактике, касающееся исследований в области: а) применения технических средств обучения в учебном процессе, б) совершенствования структуры и повышения эффективности учебного процесса (см. технология обучения). Термин «П. т.» получил распространение в отечественной лингводидактической литературе в 60-е гг XX в. в связи с развитием программированного обучения и первоначально трактовался как обучение с использованием технических средств. В 70-е гг. толкование понятия расширилось и к нему стали относить фактически все основные проблемы дидактики, направленные на совершенствование учебного процесса. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих этого термина: технология обучения (technology of teaching) как совокупность приемов работы учителя, обеспечивающая достижение поставленной цели обучения и составляющая основу его научной организации труда и технология в обучении (technology in teaching), т. е. использование технических средств в обучении. Многие исследователи рассматривают педагогические технологии с позиции научной организации труда, педагога (Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин). В методике преподавания языков к современным технологиям обучения относят, в частности, метод проектов (проектная технология), обучение в сотрудничестве, центрированный на ученике подход, использование технических средств обучения, использование языкового портфеля.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Технология педагогическая
(от нем. Technologic < греч. techne — искусство, мастерство + logos — наука, учение) — 1) направление в педагогической науке, занимающееся конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, разработкой и процедурным воплощением компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат; 2) компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор способа операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму; 3) научно-педагогическая дисциплина, которая изучает систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления педагогической деятельности. Данная научная дисциплина тесно связана с теорией и методикой воспитания, а также с педагогической этикой. Поскольку традиционно технология ассоциируется с регламентацией, этот термин в педагогике долго не использовался. Статус официального существования Т. п. обрела в нашей стране в 60-е гг. X X в., когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. Практическая Т.п. реализуется через технологию педагогического общения, педагогической оценки, педагогического требования, педагогического создания и разрешения конфликта, педагогического информативного воздействия (речевого и демонстрационного) и др. Владение Т.п. обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением — переводом воспитанника на позицию субъекта. Уровень овладения Т. п. может быть элементарным (освоены ключевые операции основных слагаемых Т.п.) и профессиональным (педагог свободно владеет палитрой педагогических операций по всем слагаемым Т.п.).

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Педагогическая технология
Г.К.Селевко: «В нашем понимании педагогическая технология являетсясодержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников). Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами. 1. научным:педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2. процессуально-описательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3. процессуально-действенным:осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения». А также …совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). …содержательнаятехникареализации учебного процесса (В.П.Беспалько). …описаниепроцесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). …искусство, мастерство, умение, совокупность методовобработки, изменения состояния (В.М.Шепель). …составнаяпроцессуальная частьдидактической системы (М.Чошанов) …продуманная во всех деталяхмодельсовместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). …системный методсоздания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). …означаетсистемную совокупность и порядок функционированиявсех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

Источник: Педагогический глоссарий

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Т. п. предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
- Т. п. – относительно новое понятие педагогической науки. В 60–70-х гг. XX в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие Т. п. получило более широкий смысл и прилагается к большому кругу образовательных процессов, рассматривается в педагогических системах различного уровня: национальных и региональных учебных заведений или групп учащихся. Практически оно наиболее широко используется при описании педагогических систем учреждений общего и профессионального образования.
- В любой педагогической системе Т. п. – понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. Если дидактическая задача выражает цели обучения и воспитания, то Т. п. – пути и средства их достижения. При этом в структуре дидактической задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие преобразованию, выступают как цели обучения и воспитания в конкретных условиях (содержание образования).
- С дидактической точки зрения проектирование Т. п. – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам. В основе таких описаний лежат теоретические представления о педагогических явлениях, опирающихся на достоверные исследовательские данные. На основе диагностического целеполагания разрабатываются стандарты образовательные (т. е. фактически – содержания обучения), учебные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей. В проектировании содержания обучения Т. п. придает большое значение методикам наглядного представления учебного материала, в т. ч. учебных элементов, подлежащих усвоению. Для выбора дидактического процесса в Т. п. используются особые понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на определенную психологическую теорию усвоения знаний, принятую в данной Т. п. От совершенства теории усвоения зависит скорость и некоторые другие показатели качества обучения. Однако выдвинутые психологами гипотезы усвоения не доведены до инструментального уровня, как того требует Т. п. Для построения управляемого дидактического процесса разработана обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения: ориентировки (формирования представления о целях и задачах усвоения предмета, о логической структуре курса и т. п.: осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих методических приемов изучения), исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и др.), контроля и корректирования.
- Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В.Давыдов. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – 608 с. – Т. 1: А–М. – 1993. – С. 126–127). М. В. Удовенко

Источник: Глоссарий современного образования.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи (см. также технология). Любой учитель, преподаватель и т. д., готовясь к очередному учебному занятию или внеучебному мероприятию, ставит определенные педагогические задачи. А для их реализации планирует (проектирует) конкретные формы (урок, лекция, семинар и т. п.), конкретные методы, конкретные средства (учебник, презентации, модели и т. п.) с учетом имеющихся условий проведения занятий. При этом любой педагог имеет представления о возможной оценке качества будущего результата. Таким образом, все это подпадает под современное определение технологии. Каждый педагог ежедневно реализует педагогические технологии: под каждую педагогическую задачу своя технология. Но дело в том, что принципиальную новизну несет в себе новый, так называемый «технологический подход» в проектировании и реализации педагогических систем. Его еще можно назвать «проектно-технологическим подходом». Педагогическим проектированием, если говорить коротко, называют предварительную разработку деталей педагогических систем. Благодаря проектированию та или другая педагогическая система становится как бы технологичной. Главное отличие проектирования любой педагогической системы от обычного, традиционно принятого планирования учебно-воспитательной работы заключается в том, чтобы самым детальным образом задать образовательные цели педагогической системы на диагностической основе. Это означает вполне определенное, однозначное описание целей, задание способов их выявления, измерения и оценки степени их реализации. Проектирование педагогической системы предполагает возможность с помощью разработанных диагностических процедур систематического на каждом учебном занятии контроля и оценки достижения этих детально спроектированных образовательных целей. Следующая задача проектирования педагогической системы – это построение на основе педагогической системы соответствующих педагогических технологий. Основная идея технологического подхода заключается в том, чтобы детально спроектировать педагогический процесс во всех его составляющих компонентах – содержании, формах, методах воспитания и преподавания, в средствах обучения и т. д. таким образом, чтобы «гарантированно»7 (точнее, более или менее приемлемо) получить требуемый результат – достижение запроектированных образовательных целей. Как уже говорилось, каждая конкретная педагогическая задача реализуется своей технологией. В то же время рассматриваются типовые (общие) педагогические технологии как обобщенные описания тех или иных подходов в построении педагогических систем, как своего рода «конструкторы», из элементов которых строятся конкретные технологии. Типовых педагогических технологий может быть много: в зависимости от назначения педагогических систем, от исходных научных, педагогических, дидактических, методических концепций, от целевых установок разработчиков и т. д. Также возможно множество классификаций типовых педагогических технологий:
- по направленности педагогического процесса: воспитывающие, обучающие, развивающие;
- по характеру содержания образования: светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональные и др.;
- по формам организации: индивидуальные и групповые, лекционные и урочные, учебные и внеучебные и др.;
- по используемым средствам: текстовые, информационные и телекоммуникационные и др.;
- и другие классификации (см. Рис. 19). Таким образом, «педагогическая технология» является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач в современных условиях.

Литература: [36].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. П.т. предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. В 60-70-х гг. понятие "П.т." ассоциировалось гл.о. с методикой применения технических средств обучения (ТСО). В этом смысле оно до сих пор используется во мн. зарубежных публикациях; в США издается специальный научный журнал "Educational Technology". П.т. состоит из предписаний способов деятельности (дидактические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО). С дидактической точки зрения П.т. - это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам. В П.т. наиболее сложным является вопрос об описании личностных качеств учащихся. На всех стадиях педагогического процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в т.н. диагностичных понятиях. Методика диагностичного описания опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена некоторой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентированных тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения и качество его усвоения. На основе диагностичного целеполагания разрабатываются образовательные стандарты (см.Стандарты образовательные) - т.е. фактически содержание обучения, образовательные программы и учебники, а также строятся дидактические процессы, гарантирующие достижение заданных целей. Технология обучения представляет собой вариативную составляющую П.т. Выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений. Для выбора способа деятельности в П.т. используются понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности учащихся) опирается на психологическую теорию усвоения знаний, принятую в данной П.т. Для построения управляемого дидактического процесса разработана обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов обучения: ориентировки (формирование представления о целях и задачах усвоения предмета; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих приемов изучения), исполнения (изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и пр.), контроля и корректирования. Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся для достижения поставленной цели. Для достижения конкретной цели обучения применяется определенный алгоритм управления. При выборе способа управления дидактическим процессом решается вопрос и об оптимальных для соответствующих целей ТСО. Особая проблема в П.т. - целенаправленный выбор организационных форм обучения. — совокупность знаний о способах и средствах эффективной организации учебной деятельности, которые ведут к гарантированным и качественным изменениям в личности учащихся. Это третье (одно из четырех) научное направление, разработанное профессором А.З. Рахимовым. (Юбилейный справочник, посвященный 70-летию профессора, академика Рахимова Ахмета Закиевича. - Уфа, 2004. , 28) См. также Рахимов А.З.,Стандарты образовательные .5

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Педагогическая технология
Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. С 1966 года в Англии раз в два года проходят конференции, по материалам которых выпускаются книги «Aspects of Educational Technology». Этот же термин используется и в американских педагогических журналах. В 70-е годы понятие «педагогическая технология» расширилось, к нему начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса. Технология (от греческого techne — искусство, мастерство, умения и логия — наука) — совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. Педагогическая технология — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. Лондон — Нью-Йорк, 1978. С. 258 (на англ, яз.) Цит. по Кларин М. В). В данной работе под педагогической технологией будет пониматься набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Цели должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии отдельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму. Свобода педагога возможна и необходима в том диапазоне действий, которые приводят к достижению целей. Поскольку на реализацию технологии влияют множество переменных, связанных как с особенностями педагогов, так и с особенностями учащихся, и условий, в которых протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может быть исключено. Оно предполагается в любой технологии на уровне отдельных операций, действий. Рассматривая психологический аспект школьной педагогической технологии, необходимо определить: 1. Ц — цели обучения и воспитания, их психологическую структуру; психические материалы, конструкции. 2. О — набор операций по достижению этих целей. Операции могут рассматриваться на физическом и психологическом уровнях. 3. К — психологические характеристики коммуникаторов (педагогов), реализующих эти цели выбранными для них операциями. 4. Р — психологические характеристики реципиентов (учащихся), участвующих в акте коммуникации с определенными целями, при взаимодействии с конкретными коммуникаторами и осуществляющих определенные операции по выполнению учебно-воспитательных задач. 5. СР — средства, используемые при выполнении определенных операций. 6. ПР — принципы обучения и воспитания, согласно которым конструируются цели обучения и воспитания, подбираются и реализуются операции по достижению этих целей. Технология — это функция (Ц, О, К, Р, СР, ПР). В педагогической технологии можно выделить следующие функциональные компоненты деятельности педагогов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Н. В.Кузьмина). Таким образом, педагогические технологии учителя будут складываться из операций по накоплению знаний, по проектированию целей обучения и воспитания, по организации учебно-воспитательного процесса, по передаче знаний от коммуникатора (педагога) реципиентам (учащимся). Гностический компонент включает в себя познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания, изучение самого себя, учащихся, принципов и технологий, проведения обучающих и воспитывающих занятии. Гностический компонент предполагает также набор операций по анализу эффективности своей деятельности. Эта задача является одной из важнейших при овладении на этапе познания педагогической деятельностью. Проектировочный компонент включает в себя проектирование дальних целей (перспектив), операций, средств. Проектирование должно осуществляться с учетом половых различий. Конструктивный компонент предполагает набор операций по подготовке предстоящего занятия. Коммуникативный компонент включает в себя набор операций вербального и невербального взаимодействия с учащимися. Организаторский компонент предполагает набор операций по подготовке и проведению занятий с учащимися. Два последних компонента тесно связаны друг с другом. Существуют различные классификации технологий. Для данной работы необходимо различать как минимум два типа технологий: педагогические и психологические. *В педагогических технологиях операции и действия физически ощутимы. Психологические технологии носят скрытый характер: это психические операции и действия в психике конкретного человека. Однако провести четкую границу между ними довольно трудно. Иногда классификация технологий на психологические и педагогические осуществляется по тому, в какой из наук они применяются. Однако такая классификация не соответствует требованиям к классификациям. Если операция разрабатывалась и применялась в одной науке, а стала применяться в другой, то к какой науке ее относить? Очень часто технологии разрабатываются на стыке двух наук и дать однозначную их отнесенность весьма затруднительно. Педагогические технологии могут быть классифицированы также следующим образом: технологии обучения, воспитания, развития, диагностики. Технологии обучения можно разбить на технологии обучения и самообучения (учения). Под технологиями обучения понимается набор операций по формированию знаний, умений, навыков (рис. 5). Технологии воспитания — это набор операций по целенаправленному формированию относительно устойчивых и постоянных высокообобщенных отношений (рис. 5). Технологии развития тесно связаны с технологиями обучения. Психическое развитие — это формирование умственных умений, это прирост каких-то операций в психике человеке (рис 5). Но при формировании предметных умений тоже идет прирост психических умений, без этого они не могут сформироваться. Таким образом, там, где происходит формирование умений, всегда наблюдается психическое развитие. Однако если при обучении конечным продуктом являются знания, предметные умения, навыки, то при развитии идет замер сформированности умственных умений. Для преподавателя-предметника результатом являются предметные знания, умения, навыки и материалом является содержание предмета, которое должно быть усвоено. При психическом развитии материал воздействия может быть любой, а результатом (психическим материалом) является степень сформированности психических умений (операций). При физическом развитии результатом являются физические умения. Таким образом, педагогические технологии по развитию могут не ограничиваться конкретным содержанием предметов. Учителя-предметники цель своей работы видят в усвоении материала предметов. Педагоги, занимающиеся развитием, цель работы видят в формировании психических либо физических операциях. Говоря о школьной педагогической технологии, можно отметить, что она начинает применяться при определении и формировании готовности к школе. На первом этапе педагоги или психологии диагностируют готовность к школе, после этого при необходимости используют технологии по ее формированию. Разновидностью технологий обучения, воспитания и развития могут быть технологии по коррекции (исправлению), профилактике (предупреждению), терапии (лечению), реабилитации (восстановлению). При разработке педагогической технологии актуальным является определение психического материала, который должен быть сформирован в психике учащихся.

Источник: Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образоват. цели. П. т. предполагает соответствующее науч. проектирование, при к-ром эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.
П. т. — относительно новое понятие пед. науки. В 60—70-х гг. 20 в. оно ассоциировалось гл. обр. с методикой применения ТСО. В этом смысле оно до сих пор используется во мн. заруб. публикациях; в США издается спец. науч. журн. «Educational Technology».
В исследованиях рос. специалистов понятие «П. т.» получило более широкий смысл и прилагается к большому кругу образоват. процессов, рассматривается в пед. системах разл. уровня: нац. и региональных, уч. заведений или групп учащихся. Практически оно наиб. широко используется при описании пед. систем учреждений общего и проф. образования.
В любой пед. системе П. т. — понятие, взаимодействующее с дидактич. задачей. Если дидактич. задача выражает цели обучения и воспитания, то П. т. — пути и средства их достижения. При этом в структуре дидактич. задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие преобразованию, выступают как цели обучения и воспитания в конкретных условиях (содержание образования).
Содержат. описание элементов пед. системы дает представление и о П. т. Состоит П. т. из предписаний способов деятельности (дидактич. процессы), условий, в к-рых эта деятельность должна воплощаться (организац. формы обучения) и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя-педагога к занятиям и наличие соответствующих ТСО). С дидактич. точки зрения проектирование П. т. — это разработка прикладных методик, описывающих реализацию пед. системы по ее отд. элементам. В основе таких описаний лежат теоретич. представления о пед. явлениях, опирающиеся на достоверные исследоват. данные.
В П. т. наиб. сложен вопрос. об описании личностных качеств учащегося. На всех стадиях пед. процесса может использоваться избранная концепция структуры личности, но сами качества необходимо интерпретировать в т. н. диагностичных понятиях, т.е. их описание должно удовлетворять ряду условий: однозначной определенности, обеспечивающей четкую дифференциацию конкретного качества от других; наличию соответствующего инструментария для выявления диагностируемого качества в процессе уч. контроля; возможности определения разл. уровней сформированности и качества по достоверной шкале измерений.
В отеч. психол.-пед. науке задачи диагностичного описания свойств и качеств личности решены лишь частично. Так, в известной классификации осн. свойств личности, предложенной К. К. Платоно-вым («О системе психологии», 1972), различаются группа социальных свойств, группа свойств, описывающих опыт конкретной деятельности, группа интеллектуальных качеств и группа генетич. свойств. наиб. полное диагностичное описание может быть дано целям формирования опыта личности. Менее полны диагностичные описания интеллектуальных и генетич. свойств. Не решен вопрос. диагностичного описания социальных свойств личности. Поэтому пока нет достаточных оснований говорить о П. т. в воспитат. процессах.
Методика диагностичного описания опыта личности и ее интеллектуальных качеств представлена нек-рой совокупностью параметров и связанных с ними критериально-ориентиров. тестов для контроля степени достижения учащимися диагностично поставленных целей обучения. Названная совокупность включает параметры, характеризующие содержание обучения (число уч. элементов, степень абстракции их описания, степень осознанности их изучения) и качество его усвоения (уровень усвоения и степень автоматизации применения усвоенных умений).
На основе диагностичного целеполага-ния разрабатываются стандарты образовательные (т.е. фактически — содержания обучения), уч. программы и учебники, а также строятся дидактич. процессы, гарантирующие достижение заданных целей. Благодаря диагностич-ному целеполаганию в П. т. осуществляется обоснованное дозирование объемов уч. дисциплин, включенных в уч. план образоват. учреждений, и тем самым преодолевается перегрузка учащихся. В то же время П. т. позволяет достаточно точно определить расчетными методами необходимые соответственно целям обучения сроки обучения предметам и сроки подготовки в целом.
В проектировании содержания обучения П. т. придает большое значение методикам наглядного представления уч. материала, в т. ч. уч. элементов, подлежащих усвоению.
Технология обучения представляет собой вариативную составляющую П. т.: выбор определяется особенностями дидактич. задачи. Разумеется, выбор технологии обучения подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений (наилучших для данных условий). П. т. предоставляет в распоряжение преподавателя широкий спектр дидактич. возможностей, обеспеченных качеств, критериями для их оценки и выбора.
Для выбора дидактич. процесса в П. т. используются особые понятия алгоритма функционирования и алгоритма управления. Построение алгоритма функционирования (правил познават. деятельности учащихся) опирается на определенную психол. теорию усвоения знаний, принятую в данной П. т. От совершенства теории усвоения зависит скорость и нек-рые др. показатели качества обучения. Однако выдвинутые психологами гипотезы усвоения не доведены до инструментального уровня, как того требует П. т. Для построения управляемого дидактич. процесса разработана обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает неск. этапов обучения: ориентировки (формирования представления о целях и задачах усвоения предмета, о логич. структуре курса и т. п.; осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих метод. приемов изучения), исполнения (изучение отд. тем курса, межпредметных связей и др.), контроля и корректирования.
Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познават. деятельности учащегося для достижения поставленной цели. Для реализации каждой из возможных целей обучения следует применять строго определенный алгоритм управления познават. деятельностью учащегося, что позволяет не только оценивать успешность процессов обучения, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью
Разрабатываются спец. показатели эффективности у ч занятий, способы их нахождения и интерпретации их смысла Это способствует снижению значения субъективных (и чаще всего не конструктивных) подходов к оценкам уч достижений
П т предоставляет преподавателю возможности для осмысленного выбора и инструментальной оптимизации дидак-тич процесса в целом
При выборе способа управления дидак-тич процессом решается вопрос. и о наиб. подходящих (доступных) для соответствующих целей ТСО
Особая проблема в II т — целенаправленный выбор организац. форм обучения, т к время, отведенное на образоват. деятельность в уч заведении в целом и по отд. дисциплинам, до сих пор определяется не пед.соображениями Решением этой проблемы может быть достигнута гармонизация и II т и пед.системы уч заведения в целом
При использовании апробированных в II т методов меняются требования к иск-ву и способности педагога к импровизации в сторону точного соблюдения предписаний II т
Развитие работ в области II т и накопление соответствующего исследоват.материала существенно обогащает педагогику, повышая степень ее практико-ориентиров характера
Лит Янушкевич Ф Технология обучения в системе высшего образования M 1986, Беспалько В II Слагаемые пед.технологии M 1989, с г. о ж с Педагогика и прогрессивные технологии обучения M, 1995 Кларин M В Пед.технология в уч про цессе, M, 1989 В II Беспалько

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
115.27 кб

Педагогическая технология

В. В. Юдин
Читать PDF
198.88 кб

Слагаемые педагогической технологии

Александров Евгений Павлович
Работа посвящается анализу структурных элементов личностно ориентированных педагогических технологий.
Читать PDF
84.91 кб

Педагогические технологии в обучении

Акмалов А.Ю.
Читать PDF
510.05 кб

О педагогической технологии ХХI века

Тимербулатова Асия Рамазановна
Автор рассматривает гуманистический характер педагогических технологий, их культурологическую направленность. Акцент на антропоцентризм.
Читать PDF
355.83 кб

Детерминация педагогических технологий

Силайчев Павел Александрович
В статье определяется и анализируется феномен детерминации применительно к педагогическим технологиям.
Читать PDF
150.73 кб

Технология педагогического моделирования

Мугадова Сиясат Тимуровна
В статье теоретически проанализировано и разносторонне изучено состояние проблемы подготовки студентов в вузах, что дало возможность обосновать технологию индивидуализации педагогических ситуаций как систему взаимосвязанных компон
Читать PDF
217.88 кб

Педагогическая технология синтеза знаний

Сечкин Геннадий Иванович
Синтез это цель, средство и конечный результат интеграции знаний.
Читать PDF
404.37 кб

Понятие и формы педагогической технологии

Мелешко Ольга Петровна, Кипселиди Юрий Георгиевич
В статье рассматривается «понятие и формы педагогической технологии» как понятие общей теории права.
Читать PDF
5.67 мб

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КВН

Ондар Татьяна Алексеевна
В статье дается попытка обобщения опыта разработки, организации и реализации педагогического КВН, посвященного году Учителя.
Читать PDF
287.30 кб

Технология создания педагогического образа

Попов Леонид Николаевич
В статье рассматривается педагогический образ как структурированная педагогическая интонация (тон) и коннотация и предлагается технологическая модель создания целостного речевого педагогического образа.
Читать PDF
1.45 мб

Педагогическая технология С. Френе в школе

Барышникова Ольга Михайловна
В статье представлен анализ практики обучения и воспитания в системе С. Френе, французского педагога-реформатора, систематизированы организационно-педагогические моменты, которым посвящены работы самого С.
Читать PDF
158.14 кб

Педагогические технологии в инженерном вузе

Иванов В. , Шагеева Ф. , Иванов А.
Читать PDF
120.21 кб

Технология педагогической диагностики в вузе

Русинова Светлана Анатольевна
Педагогическую диагностику и контроль в вузе нужно рассматривать как систему действий (взаимодействие) участников образовательного процесса (субъектов и объектов педагогической диагностики и контроля), необходимых для определения
Читать PDF
421.36 кб

Педагогический потенциал технологий обучения

Манько Наталия Николаевна
В статье рассматривается активизация учебной деятельности как проблема совершенствования технологии общего и профессионального обучения, предлагается путь ее решения на основе проективной дидактической визуализации.
Читать PDF
289.70 кб

Метод проектов как педагогическая технология

Гугкаева Ирина Таймуразовна
Статья посвящена методу проектов - педагогической технологии, формирующей основные компетенции учащихся, развивающей навыки самопрезентации и умение общаться, а значит - работает на социализацию личности ученика.

Похожие термины:

  • ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ –1)

    содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько); 2) описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); 3) системная совокупность и порядок функционир
  • ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

    совокупность знаний, психолого-педагогических установок, методов, способов и приемов обучения.
  • Социально-педагогическая технология

    1) совокупность приемов и методов, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями и социальными педагогами в процессе взаи-модействия с клиентами для обеспечения эффективности процес
  • Педагогическая информационная технология

    система материальных (технических) и идеальных (знания) средств, используемых в обучении для обработки, передачи и распространения информации и преобразования способов ее представления.
  • Педагогическая технология в рамках личностно ориентированного обучения

    специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на т