Человек

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Человек
живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда; биосоциальное существо, субъект исторической деятельности и познания.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

ЧЕЛОВЕК
биосоциальное существо, включающее совокупность свойств, качеств, связанных с биологической природой человека и множество социальных свойств и качеств, приобретенных им прижизненно и характеризующих его общественную сущность.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Человек
живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Человек
субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделяющееся из них, благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, сознанием и нравственными качествами.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

ЧЕЛОВЕК
образовательная область в начальной школе, главная цель которой состоит в изучении человека как высшей формы живых организмов на Земле, объяснении его биологической сущности и формирование представления о человеке как о субъекте общественно-исторической деятельности и культуры, т.е. о его "второй природе" и социальных отношениях.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Человек
как биологическое существо: принадлежит к классу млекопитающих, особенностями являются прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг; как общественное существо: наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

ЧЕЛОВЕК
философско-атеистическое определение) – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида Homo Sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности: – производить орудия труда; – обладать членораздельной речью; – мышлением и сознанием; – нравственно-эстетическими качествами.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Человек
живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Человек - представитель уникального вида живых существ — Homo sapiens (Человек разумный), высшая особь живого развития на Земле, субъект деятельности и культуры; общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. (1)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Человек
Термин «человек» обозначает родовое понятие. Для обозначения конкретных особенностей человека используются разные термины: индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Биологическое, врожденное отожествляется с его организмом, социальное - с личностью, человек как носитель активности - субъект, неповторимое своеобразие его физических и психических особенностей - индивидуальность. Каждый человек - неповторимая личность и индивидуальность.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

ЧЕЛОВЕК
высшая степень развития живых систем, субъект общественно-исторической деятельности, творец материальной и духовной культуры. Человек – объект изучения многих наук: анатомии, антропологии, генетики, геронтологии, педагогики, психологии, социологии, физиологии, эмбриологии. В человеке органически соединены все основные закономерности материального мира: механические, биологические и социальные. В силу этого человек представляет собой наиболее сложный объект познания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЧЕЛОВЕК
уникальный биологический вид Homo sapiens, возникший более 40 тыс. лет назад в результате антропосоциогенеза. Субъект исторической деятельности и культуры, обладающий сознанием и разумом. Биологическое и социальное в человеке находятся в диалектическом единстве и взаимопроникновении. Человек выступает и может рассматриваться в разных ролях: как индивид, как индивидуальность, характеризующие его отличие от других людей; как субъект, производящий изменения в самом себе, природе и других людях; как личность, субъект отношений (к себе, другим людям, окружающему миру) и сознательной деятельности.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

ЧЕЛОВЕК
биосоциальное существо, представитель homo sapiens, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и др.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
Человекознание — интеграционный спектр знаний, охватывающий все отрасли духовной культуры и проблемы, связанные с тем, кто такой человек, как он взаимодействует со средой жизнедеятельности и что ему необходимо, чтобы быть самим собой и успешно адаптироваться в этой среде, реализовать себя как личность.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

ЧЕЛОВЕК
(православно-антропологический подход) – «селовек» или «словека» (славяно-русское название человека) – существо словесное, собственно-мыслящее, мыслеживущее. Человек – высшее из существующих в видимом мире материальное существо, сотворенное по образу и подобию Божию, наделенное бессмертной душой, разумом, волей, способностью к творчеству и Богообщению. Человек соединяет в себе три начала: дух, душа и тело. Как существо он принадлежит двум мирам: душа и тело природны, дух сверхприроден. Трехчленное «устройство» человека определяет его развитие и характер жизнедеятельности. Каждая их трех составляющих имеет свои потенциальные возможности. Тело – средство материального передвижения и практической деятельности; дух привносит в тело духовно-нравственные начала; душа соединяет дух и тело и позволяет реализовываться в материальном мире духовным началам человека, дает возможность развития по индивидуальному плану. При условии целостности этих сил под главенством духа, человек развивается гармонично. Если же удовлетворяется только одна часть, то жизнь получает искажённые формы.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Человек
высшее творение природы, разумный и чувствующий живой организм, сущность которого выражается в единстве тела, души и духа. Жизнь человека детерминирована законами природы, культуры и социума. Как творение и субъект природы человек обладает телесностью, определенным строением головного мозга, создающим предпосылки для развития его разума и человеческих функций, нервной системой, позволяющей переживать, сопереживать и выражать отношение к миру и самому себе, душой, являющейся жизненным центром тела и настраивающей человека на любовь. Как творческая личность и субъект культуры человек обладает духовностью, культурной идентичностью, устремленностью к поиску истины, добра и красоты, самосознанием, способностями к рефлексии и самосовершенствованию; как продукт и субъект социальной жизни он обретает социально значимые свойства свободу, волю, способность к созиданию, творчеству, диалогу и взаимодействию, сотрудничеству с другими людьми. В своих свойствах человек неисчерпаем, возможности его развития беспредельны. Каждый конкретный человек обладает свойством уникальности, непохожести на других, самобытности, индивидуальности.

Источник: Глоссарий по педагогике.

ЧЕЛОВЕК
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство. Человек выступает как: организм; индивид (что означает его принадлежность к роду homo sapiens); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, других людях и в себе самом); носитель ролей (половых, профессиональных); Я-образ (система представлений, самооценка); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъективность в других людях и в самом себе как в другом). Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, педагогики и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Совместная деятельность и общение являются основаниями и движущей силой развития человека; посредством них осуществляется движение человека в мире людей, приобщение его к культуре.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Человек
ст.слав. – лоб) – высшее, для данного этапа эволюции жизни на земле, природное существо, наделенное разумом и волей. Он соединяет в себе три начала: тело, дух и душу. Как существо, он принадлежит двум мирам: душа и тело природны, а дух сверхприроден. Это единственный из всех живых существ не принадлежит своему роду по факту физического рождения. Трехчленное «устройство» человека определяет его развитие и характер жизни: он всегда, даже в неверии, связан с Богом, с Космосом и Землей. Человеческое тело – превосходное средство передвижения и практической деятельности. Дух привносит в это тело духовно-нравственные начала. Душа соединяет дух и тело и позволяет человеку быть свободным и развиваться по индивидуальному плану. Каждая из этих трех составляющих имеет свои потенциальные возможности, свои силы, свои потребности и способы их удовлетворения. Но только тогда, когда все эти силы приходят в движение и ведущие потребности удовлетворяются, человек развивается целостно, нормально и гармонично. Если же удовлетворяется только одна часть потребностей, то жизнь получает искаженные формы. Таково понимание человека в теологии и, в частности, в христианстве. С материалистической точки зрения человек – существо биосоциальное и рассматривается преимущественно как субъект исторического процесса. Марксизм, учение, каким общество жило семьдесят лет, видел сущность человека в «совокупности общественных отношений» и исключал в нем божественное начало. Определить сущность человека практически невозможно, для любой науки он остается до сих пор тайной.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЧЕЛОВЕК
(люди) относится к виду человек разумный. Если животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособляемость к условиям среды обитания, то у человека, в отличие от животных, нет какого-то врожденного поведенческого амплуа. Человек учится приспосабливаться к условиям среды. Главные средства приспособления: язык, пример и подражание. Если образцы поведения у животных закодированы в генах, то у человека место «генетических инструкций» занимают социальные нормы. Человеческая жизнь не может строиться по заданному кем-то образцу: человек должен жить сам. Эпицентры орбиты человеческого поведения — навыки и ценности, приобретённые в процессе воспитания и обучения. Программирование поведения нормами и ценностями и называется культурой. Именно культура играет решающую роль в определении человеческих поступков. Культура — исходный отличительный признак человеческого сообщества. К. Маркс в своё время справедливо говорил, что можно отличать людей от животных по сознанию, религии и т.д. Но сами люди начинают отличать себя от животных как только начинают производить необходимые им жизненные средства. Когда говорят, что человек — существо разумное, обладающее самосознанием, существо — моральное, — всё это верно. Но и разум, и самосознание, и мораль формируются в предметно-материальной деятельности. Важную роль в объяснении общего смысла антропосоциогенеза играет гипотеза о роли орудий труда, выдвинутая Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Б. Франклин также определял человека как животное, создающее орудия труда. Важным фактором становления человека было также развитие сознания и языка. Человек — единственное существо, которое сознаёт, кем оно является. Посредством сознания и речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности. Так что вывод о том, что человек — существо социальное, безусловно правомерен. Однако при этом необходимо учитывать, что одновременно человек — существо природное. Исходить из единства биологического и социального в человеке чрезвычайно важно. Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен. В отличие от животного, которое производит лишь под властью непосредственной физической потребности, человек производит даже будучи свободным от физической потребности. Рассматривая проблему человека, необходимо учитывать в единстве три момента: первый — человек есть часть природы, второй — человек есть часть общества, третий — человек есть деятельный субъект, активно участвующий в материально-производственной и духовно-культурной деятельности, обуславливающей также развитие самого человека. Понимание сущности человека как субъекта общественных отношений приводит к выводу: личность человека не есть нечто извечно данное, она не продукт сверхъестественных сил, а результат исторического процесса развития общества и самотворчества человека. Но в любом случае деятельность человека носит общественный характер. Люди — не в абстракции, а в качестве действительных, живых индивидов — суть сообщества. Именно поэтому гуманизация социальных условий жизни людей обуславливает освобождение и прогрессивное развитие человека, развертывание его способностей, обогащение его духовного мира. Б.Н. Бессонов

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Человек
один из видов животного царства-2 с высоко развитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующих сознание и делающих малозаметными биологические первоосновы организма. «Человек – субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием» (Фролов И. Г.// Дружба народов, 1985. № 4. С. 233). Одна из важнейших эволюционно-биологических характеристик Ч. – прямохождение и хватательная кисть руки. Как и любое другое существо, Ч. может жить в среде, не соответствующей его эволюционногенетическим возможностям, в том числе в биосфере не того эволюционного типа, в котором возник и развивался его вид. Местом возникновения рода Ч. (Homo) была Африка, хотя ископаемые остатки далеких предков этого рода или даже их предшественников дриопитеков (живших 12–40 млн. лет назад), кениапитеков и рамапитеков (обитавших 8–14 млн. лет назад) находят во всем Старом Свете. Отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 6 до 10 млн. лет назад. Вероятные непосредственные предшественники рода Ч. – австралопитеки (Australopithecus africanus) населяли планету 1,5–5,5 млн. лет назад, очевидно, лишь Африку. Они уже передвигались на двух ногах и использовали кости, камни и палки в качестве орудий труда, но, видимо, их не изготавливали. Формирование биологического рода Ч. связывают с видом или группой видов хабилис – Ч. умелый (Homo habilis), остатки которых обнаружены в Африке и датируются от 2,6, по некоторым данным, до 3,5 млн. лет назад. Для хабилиса было характерно прямохождение современного типа, объединение звуковой сигнализации с орудийной деятельностью, изготовление каменных (галечных) орудий датируется по меньшей мере 2 млн. лет назад, первые следы трудовой деятельности – 2,6–2,8 млн. лет назад, периодическое, а затем и постоянное использование огня. Несколько менее 1 млн. лет назад, и пережив их на 0,5 млн. лет, совместно с хабилисами существовала группа видов или один полиморфный вид архантропов (Homo erectus – Ч. прямоходящий или выпрямленный). Они расселились по Африке, Южн. и Вост. Азии, а также Европе: в Африке – атлантропы и питекантропы, в Азии – питекантропы, в Вост. Азии – синантропы (500–350 тыс. лет назад), в Европе – гейдельбергский человек (ок. 400 тыс. лет назад). Эти люди изготовляли каменные ручные рубила. Предполагают, что у них уже было понятийное мышление. Огонь они использовали регулярно. Около 250 тыс. лет назад возникла новая ветвь рода Ч. – палеоантропынеандертальцы (Homo neandertalensis), заселившие весь Старый Свет. Они изготовляли каменные скребки и остроконечники. Поздние неандертальцы, жившие от 70–54, до 38 тыс. лет назад, а возможно, и до исторического времени (что могло стать основой легенд о «снежном человеке»), в отличие от ранних неандертальцев (250–70 тыс. лет назад) имели более примитивные, специализированные черты (ранних называют грацильными, т. е. изящными, поздние имели тяжелый, грубый склад тела). Приблизительно 40–30 тыс. лет назад возникли неоантропы (Homo sapiens – Человек разумный), ранних представителей которых называют кроманьонцами. Произошло совершенствование членораздельной речи, отвлеченное мышление стало правилом, каменные орудия кроманьонцев имеют правильные геометрические формы, появилась одежда, а также постройки из костей, шкур и растительных материалов. Кроманьонцы, видимо, частично ассимилировали неандертальцев и заселили 10–12 тыс. лет (возможно, чуть раньше – до 18 тыс. лет) назад всю Землю. Произошло расообразование, формирование человечества современного типа (ок. 10 тыс. лет назад). В последнее историческое время сформировалось человечество как единая, глобальная совокупность. Постепенно убыстрялось социальное развитие и замедлялось биологическое. С 40–50-х гг. нашего века наблюдается физическая акселерация. Вместе с тем Ч. стал приближаться к исчерпанию генетических возможностей биологической эволюции. Ее сменила убыстренная биосоциальная эволюция. Однако мнение о полном отсутствии биологического прогресса Ч. оспаривается некоторыми учеными, считающими, что социально-биологические перестройки со временем должны привести к формированию гипотетического вида будущего – Ч. нового (Homo innovatus). Возникновение и эволюцию Ч. связывают с крупными перестройками в биосфере Земли, а также с вероятными мутациями, вызванными повышенной радиацией в Центр. и Вост. Африке.
Литература. Алексеев В.П. Становление человечества. – М.: Политиздат, 1984; Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. – М.: Мысль, 1985; Борисовский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – Л.: Наука, 1979; Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого. – М.: Мир, 1984; Матюшин Г.Н. У истоков человечества. – М.: Мысль, 1982; Природа и древний человек: (Основные этапы развития природы палеолитического человека и его культуры на территории СССР вплейстоцене) – М.: Мысль, 1981; Человек: Медико-биологические данные. – М.: Наука, 1977.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
402.46 кб

Человек в информационном обществе

Колин К. К.
Читать PDF
186.64 кб

Человек Поступка

Ильенко Сакмара Георгиевна
Вера Ивановна Чагишева была человеком дела, человеком слова, но прежде всего она была человеком Поступка.
Читать PDF
334.98 кб

Человек и профессия: этические аспекты гуманитарных технологий (недежурные размышления о профессиона

Зимбули Андрей Евгеньевич
Читать PDF
379.61 кб

Человек в естественнонаучной картине мира (курс естествознания в инновационной системе подготовки сп

Тхагапсоев Хажисмель Гисович
Читать PDF
130.18 кб

Образование. Молодежь. Человек

Карпухин Олег Иванович
Читать PDF
251.03 кб

Сопоставление семантических универсалий профессионалов типа «человек-знак», имеющих различный стаж т

Склейнис Виктор Александрович
Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у представителей профессии типа «человек-знак» с различным стажем трудовой деятельности.
Читать PDF
776.38 кб

Профессор Алексей Петров: человек-лидер

Читать PDF
77.77 кб

А. А. Зиновьев: «Человек нормальный»

Ильинский Игорь Михайлович
Читать PDF
782.31 кб

Василий Михайлович Дьяконов - ученый, педагог, человек

Читать PDF
158.38 кб

Всероссийская научная конференция молодых ученых «Человек в мире культуры: VI Колосницынские чтения»

Симбирцева Н. А.
Читать PDF
143.75 кб

Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек - общест

Афанасьева О. Г.
Экологическая деятельность как основа формирования гармоничных отношений в системе «человек общество природа» рассматривается с точки зрения социально-философского аспекта.
Читать PDF
263.42 кб

Человек образованный: о ценностных основаниях отечественной педагогики

Окушова Гульнафист Алтаевна
Статья посвящена ценностному аспекту технологизации педагогической деятельности.
Читать PDF
101.06 кб

Идея совершенствования личности средствами комплексного изучения индивидуальных особенностей человек

Копейкина Татьяна Евгеньевна
Статья посвящена комплексному изучению индивидуальных особенностей человека, основанных на научных экспериментах и исследованиях выдающегося деятеля науки и образования П. Ф. Лесгафта.
Читать PDF
370.62 кб

Человек. Образование. Профессия. Личность

Ткаченко Евгений Викторович
Читать PDF
391.91 кб

Человек, солдат, учёный, педагог

Сидоров Алексей Иванович

Похожие термины:

  • Деловой человек

    так в обыденной речи называют человека, сориентированного на добросовестное, быстрое и качественное выполнение взятых на себя обязательств и не считающегося с личными отношениями с партнером. Эт
  • ТЕСТ ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК

    проективная методика исследования личности; предложена Дж. Буком в 1948г. Тест предназначен для обследования как взрослых, так и детей, возможно групповое обследование. Обследуемому предлагают нар
  • Гейдельбергский человек

    от назв. нем. города Гейдельберг) - представитель вида Хомо эректус, обитавший в Европе. Представлен нижней челюстью, найденной в Германии (Гейдельберг, деревня Мауэр). Обладает морфологическим схо
  • Человек – индивид – личность – индивидуальность

    А.В. Мудрик предложил следующие определения этих понятий: человек – субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связан
  • Кроманьонский человек

    по назв. местности Кро-Маньон во Франции) -верхнепалеолитический представитель человека современного типа, обитатель Западной Европы. Ассоциируется с ориньякской культурой.
  • Человек культуры

    свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде.
  • Маленький человек

    обобщенное название человека, занимающего низкое общественное положение и играющего незаметную роль в общественно-экономическом устройстве государства. Такое определение, по сути идеологическ
  • НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    человек, который чувствами и разумом воспринимает себя как бессмертную органическую частицу бессмертной жизни, воплощенной в человечестве, что питает осрбую ответственность человека перед свое
  • ОБУЧЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

    знающий, способный и умеющий, может быть талантливым специалистом и одновременно – конформистом, живущим по принципу «живу как все, как жили мои родители», или даже нравственным уродом. В противов
  • Ветхий человек

    так называют человека, живущего вне благодати Божией и не воцерковленного. Это телесный человек с материализованным сознанием и образом жизни; его сердце растленно, ибо живет вне Бога, вне Духа, ег
  • Желчный человек

    ст.-слав.) – нравственно-этическая характеристика человека раздражительного и злого, зло-насмешливого и мелкого. Желчность – безнравственное качество личности. Название свое оно получило от «жел
  • ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

    учебный предмет, содержание которого включает изучение социальных отношений в процессе совместной деятельности людей. Входит в образовательную область "ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ".
  • ЧЕЛОВЕК С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ

    (ограниченными возможностями)человек, имеющий физические, биологические или психические недостатки, существенно влияющие на его индивидуальное развитие, воспитание, формирование как личности. Т
  • МАССОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

    своеобразный продукт массовизации, профанации человека, торжества безличности, банальности. Теории «М.ч.» сформированы на рубеже XIX—XX вв. Проблеме психологии масс посвящены фундаментальные фило
  • Программа Человек и биосфера

    (МАВ – Man and Biosphere, МАБ, ЧИБ) – международная научно-исследовательская программа ЮНЕСКО, хронологически продолжившая Международную биологическую программу (МБП) и направленная на решение ряда биол
  • СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК И МАШИНЫ

    объективное единство двух взаимодействующих компонентов: человека как оператора (группы операторов) и машины (машин) как совокупности технических средств, посредством которых человек осуществля
  • СИСТЕМА ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР

    Система, состоящая из человека (оператора, пользователя) и машины, посредством которой он осуществляет трудовую или учебную деятельность. Это одно из основных понятий инженерной психологии и эрго
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕК – КОМПЬЮТЕР

    Процесс обмена сообщениями между человеком и компьютером, осуществляемый с помощью программных и аппаратных средств и специально разработанных процедур. Обычно выделяют языковые, программные, а