Гиперопека

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Гиперопека
(сверхопека) – неадекватная позиция взрослых (родителей), выражающаяся в чрезмерной заботе о ребенке.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Гиперопека
чрезмерная опека детей, проявляющаяся в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» к своему настроению и чувствам, заставлять поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Гиперопека
гр. – сверх того, др.-рус. – печься) – тип отношений взрослых к детям, выражающийся в чрезмерной заботе о них, в стремлении окружить повышенным вниманием, защитить от мнимых и реальных опасностей и препятствий, в желании «привязать» к себе, лишив самостоятельности. Это случается тогда, когда ребенок и его проблемы родителем или учителем выдвигаются на первое место в системе жизненных или профессиональных ценностей. Утрированные формы любви и чрезмерной заботы порождают отклонения в развитии детей: у одних формируется безоговорочное послушание, безропотное повиновение, безынициативность, подавленность активности, у других, напротив, – полное непослушание, протест, вседозволенность. Для тех и других гиперопека оборачивается задержками в интеллектуальном развитии, заниженной самооценкой. К гиперопеке склонны учителя и родители с истерическими чертами характера, часто одинокие женщины. Любовь таких женщин к детям, как правило, неглубокая, внешняя, демонстративная. Такая любовь очень вредна детям, как и все формы гиперопеки.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГИПЕРОПЕКА
чрезмерная забота о детях. Выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать детей около себя, "привязывать" к своему настроению и чувствам. При Г. ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности и в результате теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, всегда ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей. У ребенка развивается т.н. выученная беспомощность - реакция на любое препятствие как на непреодолимое. В целом Г. свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов, решившим посвятить свою жизнь ребенку. Г. чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. Она также свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. Особая разновидность Г. встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. В этом случае вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко - обстановка вседозволенности. Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный более на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учет эмоциональных нужд и возрастных потребностей ребенка. Распространенный мотив Г. - существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье и благополучие. Основное неблагоприятное влияние Г. заключается в передаче избыточного беспокойства детям, психологическое "заражение" их не свойственной возрасту тревогой. Это порождает у них зависимость, инфантилизм, неуверенность в себе, задержку развития навыков общения.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря