САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Самоактуализация
стремление военнослужащего к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
(от лат. действительный, настоящий)психологический термин для обозначения полного раскрытия личностного потенциала.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Самоактуализация
использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности, стремление к личностному самосовершенствованию.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Самоактуализация
отлат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [24, c. 131; 26, c. 286; 67, c. 349; 82, c. 679].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
(от лат. actualis – действительный, настоящий) – наиболее полная и свободная реализация личностью своих возможностей. Термин введен К. Гольдштейном в 1939 г.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Самоактуализация
стремление человека к возможно более полному выражению и развитию своих личностных возможностей, основанное на знании и понимании себя, своей личности, своих жизненных проблем и ситуации своей жизни.

Источник: Глоссарий по педагогике.

Самоактуализация
(от лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих качеств, способностей; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
стремление человека к наиболее полному развитию своих качеств, способностей, потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала, путь к полноценной, внутренне богатой жизни. См. САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
1) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей и способностей; 2) самостоятельная учебная деятельность, направленная на то, чтобы привести знания, умения в соответствие с современными требованиями.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Самоактуализация
(от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и реализации своих способностей (А. Маслоу). Для полной С. необходимы благоприятные социальные условия и воспитание, готовящее к самовоспитанию и самореализации.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Самоактуализация
высшая жизненная потребность индивида, под которой А. Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих потенциальных возможностей, проявлению его способностей становиться всем, чем он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общечеловеческой и личностной сущности. (4)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Самоактуализация
введенный американским психологом А. Маслоу термин, который определялся им как непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, как осуществление миссии (или призвания, судьбы, предначертания, предназначения), как более полное знание и принятие собственной сокровенной сущности, как непрерывное стремление к единству, интеграции или синергии личности.

Источник: Общие основы педагогики

Самоактуализация (самореализация)
высшая жизненная потребность индивида, под которой А.Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих потенциальных возможностей, проявлению его способностей становиться всем, чем он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общечеловеческой и личностной сущности. (Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов социально-гуманитарных специальностей. / Сост. Маслова В.В. Мариуполь, 2004.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
от лат. actualis — действительный, настоящий) — одно из важнейших понятий гуманистической психологии. По взглядам амер. психолога А. Маслоу, С. — это стрем-ление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная С. предполагает наличие благоприятных соц.-исторических условий и соответствующего воспитания.

Источник: Педагогический словарь

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
термин, происходящий от философского учения об акте и потенции. Обозначает процесс активного осуществления индивидом самого себя посредством реализации имеющихся у него потенциальных возможностей развития. Употребляется в двух близких значениях: а) самодеятельное превращение своих задатков в действительные способности к совершению определенных действий; б) воплощение способностей индивида в реальных результатах его деятельности, переход возможности что-либо совершать в действительные свершения. В другом смысле термин имеет в виду осовременивание индивидом своих возможностей, знаний, умений без посторонней помощи, т. е. через самообразование.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Самоактуализация
процесс реализации человеком своих потенциальных возможностей в различных формах деятельности и поведения. Он включает в себя и стремление личности к самосовершенствованию, и развитие способностей и задатков, и процесс использования уже полученных знаний, навыков и умений. Самоактуализация по сути способствует человеку стать тем, кем он может и должен быть в этой жизни. Самоактуализирующаяся личность живет полной жизнью, умеет воплощать свои задумки и умения, свой внутренний потенциал в продукт деятельности. Она развивает свои достоинства и устраняет недостатки, стремится жить в гармонии со своими убеждениями. Самоактуализация есть проявление глубинной, естественной нравственности «образа Божия» в человеке. Успешность и полнота самоактуализации зависит от развития самосознания, эмпатии человека, рефлексии и мировоззрения.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Самоактуализация
[лат. actualis – деятельный, действительный, настоящий] – 1) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социальных условий; 2) изменение человеком своего бытия посредством собственной активности. С. – главный мотивационный фактор восхождения человека к индивидуальности на основе чувственного переживания потребности в совершенстве. Измерение уровня С. производится с помощью самоактуализационного теста (CAT), разработанного Ю.А. Алешиной и Л.Я. Гозман на основе концепции А. Маслоу и опросника Э. Шострема (1963). CAT содержит 2 базовые и 12 дополнительных шкал. Первая базовая шкала называется «Компетентность во времени». Ею оценивается способность жить «настоящим», здесь и сейчас, переживать момент становления. Она характеризует мироощущение зрелого человека, восприятие целостной жизни, уверенность в будущем. Вторая базовая шкала названа шкалой «Поддержки». Ею оценивается независимость ценностей и поведения человека от воздействия извне.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Основные условия самоактуализации:
1. Полное, живое и бескорыстное переживание жизни с полным сосредоточением и погруженностью в нее.
2. Представление для себя жизни как процесса постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста.
3. Само слово «самоактуализация» подразумевает осознание своего собственного «Я», которое может актуализироваться. Человек всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Необходимо предоставить возможность этому «Я» проявляться. Большинство людей (особенно это касается детей и молодых людей) прислушиваются не к самим себе, а к голосу мамы, папы, сверстников, вышестоящих лиц, традиции и т. д.
4. Необходимость брать на себя ответственность, быть честным перед самим собой.
5. Человек не сможет сделать хороший жизненный выбор, пока он не начнет прислушиваться к самому себе, к собственному «Я» в каждый момент своей жизни. Для того чтобы высказывать честное мнение, человек должен быть нонконформистом.
6. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего человек («Я») непригоден. Самоактуализирующаяся личность – человек, который в теории А. Маслоу характеризуется следующими особенностями:
- лучшее восприятие реальности, лучшее принятие себя, других, окружающего мира;
- увеличение спонтанности поведения, способность концентрироваться на проблеме, эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь, автономия и способность противостоять социальному натиску;
- зрелость чувств, опыт трансперсональных переживаний, лучшее понимание человека как человека (вне социальных штампов), улучшение межчеловеческих взаимоотношений, демократические признаки в собственном характере, усиление креативности, более объективная система оценок. См. также: Я-концепция, воспитание самосознания. Литература: [20].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, С.– это желание стать большим, чем являешься; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т.д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Автор считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни.
Понятие «С.» в центре концепции одного из популярных психологов XX в.– К. Роджерса (1902–1987). Для него С.– сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении и самоотношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации. Жесткость, антисоциальность, незрелость – результат страха и психологической защиты. Задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В.Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим, смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия.

Источник: Акмеологический словарь

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
наиболее полное выявление, развитие и воплощение человеком своих личностных возможностей. Этот термин — центральный для гуманистической психологии, рассматривающей личность как уникальную целостную систему, представляющую собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Идеи о самоактуализации базируются на теории А.Маслоу, согласно которой, базовые потребности и, соответственно, мотивы поведения и жизнедеятельности человека организованы иерархически: витальные (физиологические) потребности; потребность в безопасности; в любви и принадлежности; в уважении; в самоактуализации.
При удовлетворении потребностей низшего уровня у человека обнаруживаются другие, более высокие. Условием и показателем нормального развития личности становится сдвиг в мотивационной сфере от физиологических нужд к возвышенным, подлинно человеческим стремлениям. Желание «быть всем, чем можешь», делать то, к чему предрасположен, максимально развивать потенциал через самоактуализацию — высшая потребность и главный мотивационный фактор человека.
Исследования А.Маслоу показали, что самоактуализированные люди располагают системой определенных и устойчивых целей, ценностей и моральных принципов. Им присущи: здравомыслие, автономия, спонтанность, доброжелательность, восприимчивость к прекрасному, чувство юмора, любознательность, работоспособность и творческий настрой. Как правило, они вовлечены в дело, выходящее за рамки их частных интересов. Необходимое условие самоактуализации — формирование человеком верного представления о самом себе, способность прислушиваться к своему внутреннему голосу.
Э.Шостром (ученица А.Маслоу) разработала «Опросник личностной ориентации» (Personal Orientation In-entory, POI), позволяющий измерить ценностные установки и особенности поведения, связанные с самоактуализацией. Специальные исследования доказали, что тест POI валиден при измерении уровня психологического здоровья человека.
Концепция самоактуализации оказала заметное влияние на гуманизацию образования и развитие практики психологической помощи людям. Вместе с тем, она получила неоднозначную оценку среди гуманистически ориентированных психологов. В.Франкл утверждал, что самоактуализация — это не конечное предназначение человека: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя <...>. Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания».
По мнению Б.С.Братуся, абсолютизация принципа самоактуализации «с неизбежностью ведет к индивидуализму и — в конечном итоге — к одиночеству человека, замыканию, на этот раз в своем самосовершенствовании ради самосовершенствования».
А.В.Шувалов
Литература: Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. — М.: Флинта, 2000.
Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999.
Маслоу А. Психология бытия. — М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997.
Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997.
Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
1.10 мб

Художественно-творческая самоактуализация учителя музыки в профессиональной деятельности: структурно

Рыбакова И. А.
This article deals with the structure of process of art-creative self-actualization of the music teacher which is understood as logic of its proceeding in a broad meaning, and as a set of the appropriate actions in a narrow one.
Читать PDF
293.01 кб

Самоактуализация личности молодого учителя и педагогические условия ее стимулирования

Шафигулина Л. Р.
Профессиональное саморазвитие молодого педагога, деятельность которого будет определять развитие образования на ближайшие десятилетия, сегодня приобретает особую значимость.
Читать PDF
153.13 кб

Самоактуализация как элемент социальной компетентности студентов колледжа

Величко Е. В.
Проводится исследование самоактуализации студентов СПО как элемента социальной компетентности в рамках внедрения компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании.
Читать PDF
2.68 мб

Самоактуализация смыслов и ценностей в учебной деятельности студентов

Иванова Валентина Михайловна
Читать PDF
67.90 кб

Самоактуализация личности в учебной деятельности: теоретические аспекты

Мухамедьяров Ренат Анварович
The article considers theoretical aspects of self-actualizations of a person in educational work.
Читать PDF
2.91 мб

Самоактуализация личности ученика в процессе работы с компьютерными образовательными ресурсами по ру

Чибухашвили Валентина Александровна
В статье рассматриваются некоторые психолого-педагогические аспекты внедрения компьютерных технологий в школьную практику.
Читать PDF
604.03 кб

Самоактуализация в педагогической деятельности

Колпакова Анна Николаевна
В статье рассматриваются основные теоретические и методические предпосылки формирования самоактуализирующейся личности в образовательном процессе.
Читать PDF
145.59 кб

Самоактуализация личности с точки зрения философской науки

Костерина Ирина Вячеславовна
В статье представлены философские воззрения от античностидо современности, создающие предпосылки для становления понятияличностной самоактуализации как способности личности самостоятельноговыстраивания стратегии собственной жизни,
Читать PDF
176.07 кб

Самоактуализация личности студента средствами учебных предметов в профессионально-образовательной ср

Артюхина М.С., Санина Е.И.
Рассмотрены возможности интерактивных технологий обучения для самоактуали зации личности обучающихся.
Читать PDF
351.15 кб

Самоактуализация личности учителя начальных классов как условие повышения качества образования

Курилова Светлана Юрьевна
Проблема самоактуализации личности учителя относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики.
Читать PDF
219.24 кб

Личностно-профессиональная самоактуализация в ценностном становлении студентов

Готовцева Н.Г., Андросова М.И.
В статье раскрывается проблема психолого-педагогического сопровождения поэтапного формирования ценностных ориентаций будущих педагогов посредством личностно-профессиональной самоактуализацииThe article deals with the problem of th
Читать PDF
593.70 кб

Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности и условия её становления

Рыбакова Надежда Алексеевна
Встатье раскрывается значение самоактуализации для педагога и его профессии, выявляется роль данного явления для современного школьного образования. самоактуализация определяется как явление, противоположное манипуляторству. Бо.
Читать PDF
0.00 байт

Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: технологический аспект проблемы

Рыбакова Надежда Алексеевна
Статья посвящена обоснованию возможности осуществления самоактуализации педагога в профессиональной деятельности на основе соответствующих технологий.
Читать PDF
0.00 байт

Самоактуализация как необходимый компонент профессионального самоопределения студента

Бикбулатова Валентина Петровна, Рабаданова Разият Сулайбановна, Иманбеков Мирлан Мейрамбекович
Цель. Рассмотреть проблемы самоопределения студенческой молодежи, его сущность и способы развития. Методы.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование ценностных ориентаций студентов посредством личностно-про- фессиональной самоактуализац

Готовцева Нюргустана Геннадьевна
В статье рассмотрена проблема формирования ценностных ориентаций будущего педагога в условиях вуза.

Похожие термины:

  • САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

    одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, С. л. – это желание стать всем, чем возможно; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенци